Работа с клеткой как одно из направлений подготовки детей с нарушением зрения к письму
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

 

Последовательность работы при знакомстве с тетрадью в клетку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с клеткой как одно из направлений подготовки детей с нарушением зрения к письму.

 Подготовка руки к письму включают в себя проведение различных видов работы: массаж пальцев рук и ладонных поверхностей, пальчиковую гимнастику, работу с природным материалом, упражнения для глаз, зрительные и слуховые диктанты, работу в тетрадях и многое другое.

Дети с нарушением зрения испытывают некоторые трудности при овладении навыком письма, которые обусловлены особенностями зрительного восприятия, слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированной зрительно-двигательной координацией.

Работа с клеткой дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропротранстве, произвольного внимания, зрительной памяти и восприятия.

Последовательность работы при знакомстве с тетрадью в клетку

заключается в следующем:

1.Рассматривание квадратов из которых состоит лист бумаги.

2.Прослеживание глазами и указательным пальцем линий на листе сверху вниз и слева направо.

3.Затем ребенку предлагается работа в микропространстве, т.е. прямоугольнике небольшого размера, который он сам обводит по пунктирным линиям. В этом прямоугольнике ребенок проводит линии сверху вниз и слева направо. Затем в получившихся ячейках-клетках учится ставить точки в серединке каждой клеточки. Затем учится находить на листе, разлинованном в клетку РАБОЧУЮ СТРОКУ, по пунктирным линиям проводя ее на листе. Для лучшего зрительного восприятия рабочую строку закрашиваю карандашом.

4.Следующие задания направлены на ориентацию по строчкам. Ребенок учится ставить точки в середине каждой клеточки рабочей строки (через одну, две клеточки). Затем следует учиться видеть середину каждой прямой стороны клетки и в этом нам тоже помогают точки и рабочая строка.

5.И только после того как мы познакомили ребенка и научили его видеть на листе, разлинованном в клетку вот эту самую клетку и ее стороны, и середину мы начинаем строить прямые линии различной величины в одну или две клетки сверху вниз или слева направо. Линии рисуются через одну, две клетки при этом следует считать количество пропущенных клеток. Из этих прямых линий получаются уголки, стульчики, квадраты и прямоугольники.

6.Только потом ребенок учится рисовать волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; и наконец, самостоятельно рисует по клеткам, строит цифры и печатает буквы.

При выполнении всех упражнений в тетради ребенку обязательно надо проговаривать последовательность своих действий.

 Вся последовательность, которая предшествует написанию букв по клеточкам, подробно представлена в книге Утехиной К. М. «Я учусь писать».

Рекомендации для успешного обучения детей графическим навыкам:

1. Работайте спокойно, без упреков, порицаний.

2. Не торопите ребенка, пусть делает задание в комфортном для него темпе.

3. Хвалите и поддерживайте ребенка.

4. При неудаче повторите задание, давая аналогичное.

5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

 6. Не спешите получить результат; успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.

7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это медленно, избегайте обидных слов.

8. Работа должна проводиться систематически.

9. Следите, чтобы ребенок правильно держал ручку, обращайте внимание на осанку, расположение листа бумаги, освещенность, мебель.

10. Не теряйте терпения, отмечайте малейшие успехи ребенка, и результаты порадуют вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕДИЦИНЫ В РАБОТЕ ДОО КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО

Наш опыт интеграции педагогики и медицины в работе с детьми с нарушением зрения убедительно доказывает, что в развитии и закреплении стойкости восстановленных зрительных функций педагогические методы ...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем ...

подготовка детей с нарушением зрения к овладению процессом письма

подготовка ребёнка к овладению процессом письма через совершенствование зрительно-моторной координации....

Положение о работе семейного клуба "Хрусталик" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Данное положение разработано с целью сплочения родителей, детей и педагогов, установления сотрудничества семьи и детского сада в вопросах воспитания, развития и обучения детей с нарушением зрения....

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в форме практикума «КОРОЛЕВСКОЕ ЗРЕНИЕ»

Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями способствующих профилактике нарушения,  коррекции зрения  у детей.Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объеди...