РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития "развитие речи"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Программа    составлена     с          учетом           адаптированной       основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР     д/с       № 7.    Основу настоящей программы    составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко, и         в          соответствии с Федеральным            государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx 67.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированной основной образовательной программы 

дошкольного образования для обучающихся

с задержкой психического развития

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения города Калининграда

центра развития ребенка – детского сада  № 7

по образовательной области 

«Речевое развитие» 

 «Развитие речи»

(подготовительная группа)

Разработчик:

Учитель -дефектолог МАДОУ ЦРР д/с № 7 Пучко С.В.

Рабочая программа рассмотрена

на заседании педагогического совета

" 29 "мая 2018 г.

г. Калининград

2018

1. Пояснительная записка

Программа        составлена        с        учетом        адаптированной        основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР         д/с        № 7.        Основу настоящей программы        составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко, и        в        соответствии с Федеральным        государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Методы освоения:

Беседа; Наблюдение; Рассматривание;

Чтение художественной литературы; Познавательная игротека; Объяснение;

Показ;

Настольно-печатные игры и др.

Основная форма реализации данной программы – НОД продолжительностью 30 мин для детей 1 раз в неделю

2. Цель и задачи программы,

её место в образовательном процессе

2.1. Цель освоения программы: владение речью как средством общения и культуры;        обогащение        активного        словаря;        развитие        связной,        грамматически правильной диалогической и монологической речи. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

2.2. Задачи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,

овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное»,        «Познавательное        развитие»,        «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

2.4. Требования к уровню освоения содержания программы

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи (внятности        и выразительности)  — диалогической и монологической форм; формирование словаря.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи

Умение составлять слова из слогов, выделять предложения из устной речи, выделять из предложения слова.

 

3. Объём программы и виды образовательной работы

Таблица 1

Наименование разделов

Количество занятий

Раздел 1 Развитие речи.

36

ИТОГО

36

3.1. Тематическое планирование «Развитие речи»

Таблица 2

тема

Количество часов

Задачи

Осень

1

Обогащать и уточнять словарь по теме; работать над многозначностью слов «лист», «листочек». Учить составлять рассказ на тему «Осень» по картинкам. Рассматривание сюжетной        картины «Осенний        день» и составление рассказов по ней

Деревья

1

Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить составлять рассказ на тему «Деревья» по картинкам. Совершенствовать        умение  составлять повествовательные рассказы по картине

Овощи, огород

1

Обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в составлении рассказа - описания.

Фрукты, сад

1

Обогащать и уточнять словарь по теме; Учить составлять рассказ на тему «Фрукты» по картинкам.

Лес. Грибы - ягоды

2

Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить составлять рассказ на тему «Грибы - ягоды» по картинкам. Учить последовательно составлять рассказ, правильно строить предложения.

Игрушки

1

Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить составлять рассказ - описание. Обучение рассказыванию: описание кукол. Помочь детям составить план описания куклы; учить составлять описание самостоятельно, руководствуясь планом

Посуда. Лексико-грамматические упражнения.

1

Учить составлять описательный рассказ по плану. Анализировать предметный словарь. Упражнять в подборе существительных к прилагательным

Продукты питания

1

Учить составлять описательный рассказ по плану. Обогащать и анализировать предметный словарь.

Мебель

1

Закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф). Обогащать словарь по теме. Развивать фонематические процессы. Учить с помощью раздаточных карточек самостоятельно создавать картину и рассказ по ней

Домашние птицы

1

Обобщать знания детей о домашних птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам.  Закрепить правильное произношение звуков с-ц, учить дифференцировать.

Дикие птицы

1

Обобщать знания детей о диких птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Пересказ        сказки        Э. Шима        «Соловей        и вороненок». Учить пересказывать текст целиком и по ролям.

Домашние животные

1

Обобщать знания детей о домашних животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам.

Дикие животные

1

Обобщать знания детей о диких животных. Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам. Выучить загадки о диких животных. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказов по ней

Зима. Новый год. Зимние забавы.

3

Обобщать и уточнять словарь по теме. Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам.

Семья, человек

1

Уточнять и закреплять знания детей о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Учить отвечать на вопросы взрослых полным ответом.

Одежда, обувь, головные уборы

3

Обобщать и уточнять словарь по теме, активизировать словарь. Закреплять умение составлять рассказы - описания.

Зимующие птицы

1

Обобщать материал по теме «Зимующие птицы». Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам. Активизировать речевой словарь.

Профессии. Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш

1

Закреплять умение составлять описательный рассказ по плану. Упражнять в отчетливом произнесении слов        со звуками ж –ш, развивать фонематический слух.

Транспорт

3

Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа. Учить правильно строить предложения.

День защитника Отечества

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Закреплять умение составлять рассказ.

Мамин день

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить творческому рассказыванию.

Весна. Перелетные птицы

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить правильно строить предложения.

Подводный мир

1

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Животные жарких стран. Животные севера.

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас.

Цветы (луговые, полевые, лесные)

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить отвечать на вопросы взрослых полным ответом. Учить в правильном согласовании  существительных с числительными.

День Победы

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас.

Мир насекомых

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Комнатные растения

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить в правильном согласовании  существительных с прилагательными.

Здравствуй лето

1

Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить отвечать на вопросы взрослых полным ответом.

ИТОГО

36

4. Содержание раздела

                                      «Развитие речи»

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов,        мини-коллекции        (открытки, марки, монеты, наборы        игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями,        уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,

Обозначающими предметы бытового        окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

4.3. Диагностика освоения содержания программы

Методы диагностических исследований: - наблюдение.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий.

5. Методическое обеспечение программы 

5.1. Основная литература

Таблица 5

№ п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город,        издательс-тво, год издания

Кол экз.

1.

Ред. С.Г. Шевченко.

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.

1

2.

Морозова И.А., Пушкарева М.А.

«Развитие речевого восприятия»

М: Мозаика-Синтез, 2007 – 88 с.

1

5.2. Дополнительная литература

Таблица 5

№ п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год издания

Кол-во экз.

1

Агранович З.Е.

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 48 с.

1

2

Арбекова Н.Е.

Развиваем связную речь у детей 5-6 (6-7) лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда.

М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 208 с.

1

3

Гербова В.В.

Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий.

М.: Мозаика Синтез, 2011. – 112 с.

1

4

Крупенчук  О.И.

Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков для детей 5-6 лет.

СПб.: Издательство Дом «Литера», 2013. – 32 с.

1

5

Крупенчук О.И.

Игры со звуками и буквами для дошкольников.

СПб.: Издательство Дом «Литера», 2011. – 64 с

1

6

Морозова И.А., Пушкарева М.А.

«Ознакомление с окружающим миром»

М: Мозаика-Синтез, 2011 – 160 с.

1

7

Сост. Сластья Л.Н.  

Формирование связной речи детей 4-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал.

Волгоград: Учитель, 2016. - 232 с.

1

5.3. Средства обеспечения для освоения программы 5.3.1. Аудио- и видео- пособия

Таблица 6

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

видеофильм

Кино-фильм

слайды

аудио-пособие

+

Иллюстрации к сказкам

+

Домашние животные

+

Кто как говорит

+

Русские народные сказки

5.3.2. Наглядный материал

Таблица 7

Картины, предметные картинки

Модели, сигнальные карточки

Литература для детей

Сюжетные картинки: транспорт, профессии, посуда, времена года, инструменты, дикие и домашние животные, одежда, мебель.

+

Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию

+

Иллюстрации к русским народным

сказкам

+

6. Материально-техническое обеспечение

6.1. Специализированные учебные помещения и участки

Таблица 8

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Групповая

80

15

2

Кабинет дефектолога

9

8

6.2. Основное учебное оборудование

Таблица 9

№ п/п

Наименование

Наименование        специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Музей часов

Рекреация

2.

Уголок «Русская изба»

Средняя группа

Содержание

подготовительная группа

Количество групп

1

Начало учебного года

1 сентября 2017 года

Окончание учебного года

31 мая 2018 года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января 1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

Понедельник

Время занятий

9.00 – 9.30

Недельная образовательная нагрузка, ОД

1 раз в неделю

Мониторинг

Сентябрь, май

Приложение 1

Карта наблюдений речевого развития детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Речевая

итог

Звукопроизношение

Словарь

Грамматика

Связная речь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....

Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и  могут быть использованы в работе по обогащ...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  НА 20...