Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития
методическая разработка

Давыдова Елена Юрьевна

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_po_gruppe_zpr_2021_novoe.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

№ ____ от «___» _______2020г.

                       УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 133

        ________________ Ю.Н. Найкувене

                    Приказ от________2020г. №_____

          вступает в силу 01.01.2021г.

Положение

о группе компенсирующей направленности

для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья,

обучающихся по адаптированной основной образовательной программе

для детей  с задержкой психического развития

в  МАДОУ ЦРР д/с № 133

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития в  МАДОУ ЦРР д/с № 133 (далее – Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее — СанПин 2.4.3648-20); распоряжением Минпросвещения России «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогического консилиуме образовательной организации» от 09.09.2019 № Р-93; Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н                    (в действующей редакции); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 31.07.2020 №373   (в действующей редакции); Конвенцией о правах ребенка; Уставом МАДОУ ЦРР д/с №133.

1.2. Настоящее Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детского сада №133 г. Калининграда (далее Учреждение).

1.3. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности, с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии (далее - коррекционная работа) воспитанников группы для детей с ЗПР в Учреждении.

1.4. Положение согласовывается с  Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом заведующего Учреждением. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего Учреждением.

1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

  1. Цели и задачи группы для детей с ЗПР

2.1. Цель коррекционной педагогической работы - обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период - интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

2.2 Основными задачами работы в группе для детей с ЗПР являются:

  • создание оптимальных психолого-педагогических условий и эффективное распределение коррекционно-образовательных видов деятельности для оказания комплексной помощи детям с ЗПР:
  • создание оптимальных условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма;
  • формирование у воспитанников общего и речевого поведения с учетом их возраста;
  • развитие психических процессов;
  • развитие общей и мелкой моторики путем максимального использования предметно-практической деятельности детей;
  • социальная адаптация (воспитание доброжелательного отношения                          к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению);
  •  развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности    к совместной деятельности со сверстниками;
  •  формирование позитивных установок к различным видам труда, творчества;
  •  формирование основ безопасного поведения в социальном окружении;
  • формирование физического и психического здоровья (развитие потребности           в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, формирование представлений о здоровом образе жизни);
  • профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении           на начальном этапе;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

3. Организация деятельности группы компенсирующей направленности

для детей с  ЗПР

3.1. Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР функционируют 5 дней в неделю с 10-часовым пребыванием детей.

3.2. Режим работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР           с 08.00 ч. до 18.00 ч.

3.3. По результатам обследования центральной  психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ЦПМПК) в Учреждении комплектуется одна группа                       для обучающихся с ЗПР.

3.4. Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР обеспечивается специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии                 с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающей работы.

3.5. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушением психического развития оказывают учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

4. Порядок приема в группу компенсирующей направленности детей с ЗПР

4.1. Перевод (зачисление) в группу компенсирующей направленности для детей     с ЗПР осуществляется по приказу заведующего учреждения по заключению ЦПМПК, только с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

4.2.  В группу принимаются дошкольники с ЗПР в возрасте от 3 до 8 лет

4.3. При наличии свободных мест прием в группу может проводиться в течение всего года.

4.4. Не подлежат приему в указанные группы дети, имеющие следующие клинические формы и состояния:

  • выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
  •  выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
  •  шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;
  •  частые судорожные припадки, требующие систематического наблюдения и лечения;
  • эпилепсия.

4.5.  Если в период пребывания ребенка в группе выявляются  противопоказания, указанные в п. 4.4. то ребенок повторно направляется на ЦПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

4.6. Воспитанники группы, испытывающие затруднения в освоении образовательной программы, с согласия родителей (законных представителей) могут быть повторно направлены на ЦПМПК для получения рекомендаций по выбору дальнейших вариантов коррекционно-педагогической работы с ними.

4.7. По окончании срока пребывания в дошкольном образовательном учреждении  на основании заключения ЦПМПК, ребенок направляется в общеобразовательную школу. При необходимости перевода ребенка в специальный (коррекционный) класс оформляются документы на ЦПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения.

4.8. Длительность пребывания ребенка в группе для детей с ЗПР устанавливается ЦПМПК и зависит от структуры дефекта.

4.9. Для определения ребенка в группу для детей с ЗПР предоставляются следующие документы:

  • заключение ЦПМПК;
  • заявление родителей (законных представителей) о переводе ребенка в группу для детей с ЗПР и обучения по адаптированной основной образовательной программе;
  • направление на данного ребенка (если ребенок поступает в Учреждение из другого учреждения);
  • дополнительное соглашение с родителями (законными представителями) о посещении ребенком данной группы.

5. Организация образовательного процесса в группе для детей с ЗПР

5.1. Дошкольное образование детей в группе компенсирующей направленности осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой Учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л.Б. Баряевой .

5.2. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется настоящим положением, расписанием основной образовательной деятельности, перспективными, календарно-тематическими планами, режимом дня.

5.3. Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР осуществляется учителем-дефектологом,  педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем, воспитателями, обеспечивающими интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах деятельности.

5.4. Основными организационными формами работы в группе для детей с ЗПР являются фронтальные (вся группа), подгрупповые (4-6 детей), индивидуально-подгрупповые (2 – 3 ребенка) и индивидуальные (1 ребенок) коррекционные занятия. 

5.5 Наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР на занятиях является подгрупповая форма. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений в течение года. Состав подгрупп на разных занятиях может меняться.

5.6 Дети, усваивающие программу не в полном объеме, отличающиеся резким снижением работоспособности в подгруппы не включаются, работа с ними проводится индивидуально.

5.7. Фронтальные и подгрупповые занятия педагоги проводят в соответствии с расписанием основной образовательной деятельности на учебный год.

5.8. Индивидуально-подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в соответствие с расписанием занятий специалистов, составленным с учетом индивидуальных особенностей детей.

5.9. Продолжительность фронтальной и подгрупповой работы составляет 20-30 минут, продолжительность индивидуально-подгрупповой работы не более 25 минут.

5.10. Воспитатель в течение ежедневно проводит индивидуальную образовательную работу с детьми по заданию учителя – дефектолога.

5.11. Диагностика или мониторинг уровня освоения разделов Программы детьми с ЗПР осуществляется в соответствие с реализуемой программой в соответствии с заключением ЦПМПК, но не реже 2-х раз в год.

5.12. Учитель-дефектолог проводит с детьми занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, подготовке к обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений.

5.13. Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога строятся с учетом возрастных, типологичиеских и индивидуальных особенностей детей группы, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения.

5.14. Учитель-дефектолог проводит занятия в первой половине дня, а 1 раз в неделю – во вторую половину дня для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях и получать необходимые рекомендации, консультации.

5.15. После подгрупповых занятий  учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия.

5.16. Учитель-дефектолог работают с подгруппами параллельно с воспитателем.

5.17. Воспитатель проводит подгрупповые и фронтальные занятия по изобразительной деятельности, конструированию, трудовому обучению.

5.18. Воспитатель осуществляет коррекционную работу не только на занятиях, но и во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях.

5.19.Коррекционно-развивающую работу воспитатель планирует, опираясь на рекомендации учителя-дефектолога.

5.20. В связи со сложным и полиморфным составом воспитанников, учреждение правомочно разработать собственную образовательную программу, отбирать подходящие материалы из существующих программ, адаптируя их с учетом особенностей контингента детей.

6. Кадровое обеспечение группы для детей с ЗПР

6.1. За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  несет ответственность администрация учреждения.

6.2. Заместитель заведующего/методист учреждения оказывает непосредственную методическую помощь воспитателям, учителю-дефектологу, педагогу-психологу и обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работой, осуществляет преемственность в работе учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, других специалистов, семьи и школы, организует проверку и анализ эффективности работы.

6.3. На должность учителя-дефектолога назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в области дефектологии (коррекционной педагогики) без предъявления требований к стажу работы.

6.4. Недельная нагрузка учителя – дефектолога составляет 20 астрономических часов, из которых не менее 17-18 часов отводиться на непосредственную работу с детьми, 2-3 часа — на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом учреждения и родителями (законными представителями) детей.

6.5. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

6.6. Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в группах компенсирующей направленности – 25 часов.

6.7. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ведущие цели рабочей программы:  ·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременн...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...

Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос индивидуализации образовательного процесса в логопедической работе с учетом требований ФГОС. Раскрыта структура и этапы построения индивидуального образовательного марш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж

Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) написана в соответствии с адаптир...