Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
    рабочая программа на тему

    Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

    Ведущие цели рабочей программы:  

    ·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременной и систематической психолого-педагогической помощи

    ·        консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

    ·        максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

     

     

     

     

     

    Задачи образовательной  деятельности:

    ·       социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

    ·       регулярное динамическое наблюдение за детьми для определения    эффективности реализации индивидуальных программ развития

    ·       составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей

    ·       формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности

    ·       подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка

    ·       взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.

    ·       преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а так же развитие у детей  компенсаторных механизмов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2.doc208 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    группы компенсирующей направленности

     для детей с ограниченными возможностями здоровья

     

    Учитель-дефектолог:

    Хайбуллина А.М.

    Содержание

    1. Пояснительная записка…………………………………………………      3

    1.1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы .. 4

    1.2 Цели и задачи  образовательной деятельности  по реализации рабочей программы ……………………………………………………………………     5

    1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………….  6

    2. Содержание коррекционной  работы …………………………………… 7

    3. Планируемые результаты освоения программы………………………  12

    4. Условия реализации рабочей программы ………………………………16

    5. Приложения ………………………………………………………………  22

    1. Пояснительная записка

        Рабочая программа учителя-дефектолога, воспитателей группы компенсирующей направленности  разработана в соответствии:

    с законами РФ

    Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    с документами Министерства образования и науки РФ

    • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

    с документами Федеральных служб

    • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.      № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

    с локальными документами

    • Уставом  МАДОУ комбинированного вида  д/с «Сказка» г. Баймак

    Рабочая программа  учителя-дефектолога, воспитателей группы компенсирующей направленности разработана на основе следующих образовательных программ:

    1) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой),

    2) Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»                    ( авт. Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева)

    3)«Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова).

    1.  Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы

    ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ГРУППУ

     компенсирующей направленности

            Группу для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) посещают дети, в анамнезе которых могут быть представлены 2 и более дефекта.

    • нарушение умственного развития, стойкое нарушение познавательной деятельности;
    • нарушение физического развития (это дети которые самостоятельно передвигаются, так и дети, передвигающиеся с помощью взрослого или ходунков или не передвигающиеся самостоятельно); нарушения мелкой моторики;
    • патология развития зрительных и слуховых функций;
    • генетические заболевания;
    • генетические заболевания, характеризующиеся патологией развития опорно-двигательного аппарата (дети не могут передвигаться без помощи взрослого);
    • расстройства психологического развития;
    • нарушение психических функций внимания, памяти, восприятия, мышления;
    • отмечается грубое недоразвитие сенсорной сферы;
    • грубое недоразвитие речи и всех ее функций;
    • несформированность игровой деятельности.

    Контингент детей, принимаемых в группу разнообразен по физическому

    и умственному развитию. Группу посещают дети разного возраста (до 7 лет).

    1.2 Цели и задачи  образовательной деятельности

    по реализации рабочей программы

    Ведущие цели рабочей программы:  

    • контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременной и систематической психолого-педагогической помощи
    • консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
    • максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

    Задачи образовательной  деятельности:

    • социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
    • регулярное динамическое наблюдение за детьми для определения    эффективности реализации индивидуальных программ развития
    • составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей
    • формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности
    • подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка
    • взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.
    • преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а так же развитие у детей  компенсаторных механизмов.

    1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

    Рабочая программа  учителя-дефектолога воспитателей группы компенсирующей направленности  строится на основе следующих принципов:

    • принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
    •   принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
    • обеспечение  единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

    • комплексно-тематический  принцип построения образовательного процесса;

    • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

    • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    • принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей;

    • принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;

    • сотрудничество с семьями воспитанников.

    2. Содержание коррекционной  работы

    2.1. Система работы учителя-дефектолога, воспитателей группы

    Этапы коррекционной работы с детьми

    • Сентябрь – адаптационный  период  и  углублённая  диагностика (обследование  и  заполнение   карт развития ребёнка, наблюдение  за  детьми  в  различных  ситуациях:  во  время  режимных моментов, игровых  ситуациях, при общении  с  взрослыми  и  сверстниками), индивидуальная  работа  с  детьми, а  также  составление  плана  работы  на  первое  полугодие.
    • Ноябрь-декабрь - первый этап коррекционно– развивающего  обучения.
    • Январь -  диагностическое обследование детей проводится для выявления эффективности проводимой коррекции и  внесения изменений в планирование работы с учетом результатов диагностики.
    • Февраль-май -  второй этап коррекционно – развивающего обучения .
    • Май  - контрольное диагностическое обследование детей .
    • Июнь - индивидуальная коррекционная работа с детьми.

    Коррекционная  работа  с  детьми  проводится  индивидуально  или    подгруппами.

    Планирование работы с детьми всех уровней осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого учитываются психические и физические возможности каждого ребенка, по всем видам деятельности, указанным в программе.

    Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

    • от 3 до 4 лет – 10-15 минут,  от 5 до 6 лет – 15 – 20 минут,
    • от 6 до 7 лет - 30 минут.

    Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей  в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13  4-5 лет - 40 минут, для детей 6-7 лет  –до1,5  ч.

         В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут

    Занятия  проводятся учителем-дефектологом, воспитателями  в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе.

    2.2 Направления и программное содержание коррекционной работы

    учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

    Приоритетные направления работы учителя-дефектолога, воспитателей   с детьми:

    • коррекция нарушений психомоторного и речевого развития,  
    • развитие компенсаторных возможностей детей с особыми образовательными потребностями
    • социальная адаптация детей с особыми потребностями в коллективе детей детского сада для наилучшей адаптации при обучении в разных видах школ
    • развитие коммуникативных навыков детей
    • развитие игровой деятельности
    • развитие познавательной активности

    Программное  содержание  коррекционной  работы  с  детьми

    Образовательные области, направления образовательной деятельности

    Задачи, основное  содержание деятельности

    1 подгруппа

    2 подгруппа

    Познавательное  развитие

    Формирование элементарных математических представлений

    формировать сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; формировать ориентировочные действия по образцу и по словесной инструкции (покажи форму, величину и т.д.); знакомство с цифрой 1 и соотнесение с количеством пальцев и предметов; формирование временных представлений.

    продолжать знакомить детей с цифрами в пределах 5-ти,  закреплять элементарные счетные действия; учить ориентироваться во времени, в пространстве, на листе бумаги, в тетради.

    Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

    развивать познавательный интерес к окружающему миру, формирование пространственных и временных представлений; знакомство с праздниками.

    развивать познавательный интерес к социальному, предметному и природному миру, развивать наблюдательность; углублять представления о предметах быта, о макросоциальном окружении, о явлениях природы, праздниках; знакомить с функциональными свойствами предметов; знакомить с художественными промыслами.

    Формирование сенсорных преставлений

    сенсорных представлений

    развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.

    продолжать развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.

    Конструирова-ние

    учимся узнавать, называть. различать элементы строительных наборов; строить по образцу правильно располагая все элементы; обыгрывать постройку.  

    закреплять полученные умения конструировать из строительных наборов, плоскостного конструктора и палочек; закреплять название элементов конструктора,  учить анализировать объемные и графические  образцы, располагать детали  в пространстве; продолжаем обыгрывать постройку, оречевлять процесс и результат деятельности.

    Речевое развитие

    Развитие речи

    формировать  речевую активность и потребность в общении, развивать коммуникативную функцию речи; обогащать словарь;

    развивать коммуникативную функцию речи на занятиях, в игре, в бытовых ситуациях; обогащать словарь; развивать умение задавать вопросы; обогащать опыт диалогической речи;

    привлекать внимание к эмоциональному состоянию людей, развивать способность выражать свое настроение и потребности.

    учить детей элементарному планированию выполнения каких-либо действий.

    Чтение художествен-

    ной литературы

    знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с главными героями.

    продолжать знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с героями произведений; разучивать стихотворения;

    Игровая деятельность

    развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, формировать потребность в общении, использовать речевые и неречевые средства общения.

    развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, учить детей играть вместе, развивать способность брать на себя роль, использовать в игре натуральные предметы, предметы-заместители.

    Формы сотрудничества с семьями воспитанников

    Основными задачами в работе с родителями являются:

    • изучение, анализ и прогнозирование дальнейшей деятельности с семьями воспитанников
    • сбор информации о ребёнке (состояние здоровья, индивидуальные особенности), семейные традиции, увлечения членов семьи. Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту социализации
    • повышение педагогической культуры родителей.

    Формы взаимодействия

    1. Родительское собрание. 2 - 3 раза в год (сентябрь, май, при  необходимости январь).

    Темы: «Результаты первичного диагностического обследования развития детей. Планирование коррекционной образовательной работы на учебный год», «Результаты промежуточного мониторинга детского развития. Коррекция индивидуальных планов работы с детьми во втором полугодии», «Результаты диагностического обследования детей».

    Цель:  познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей; корректировка образовательного плана  работы с детьми по запросам родителей.

    1. Анкетирование родителей вновь поступивших детей (сентябрь  и по мере поступления). Цель: сбор анамнестических сведений о вновь поступивших детях.

    1. Индивидуальные беседы и консультации (ежемесячно и по запросам родителей).

    Темы: « «Игры и упражнения направленные на развитие графомотрных навыков у  детей», «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП», «Конструктивные игры с детьми», «Обогащение кругозора детей» и пр.

    Цель:  Повышение педагогической культуры родителей. Обучение родителей способам взаимодействия с детьми в домашних условиях, знакомство с дидактическими играми и упражнениями, которые можно использовать дома при занятиях с детьми.

    1. Подготовка к культурно-массовым мероприятиям.
    • Подготовка к праздникам (декабрь, февраль, апрель).
    • Изготовление атрибутов и костюмов.
    • Подготовка к выставкам в дошкольном учреждении (по сезонам)
    1. Дни открытых дверей (по плану учреждения)
    2.  Оформление информационных стендов (по месяцам). Цель: Повышение педагогической культуры родителей.

    3. Планируемые результаты освоения программы

    Образовательные области, направления образовательной деятельности

    Планируемые результаты

     освоения программы

    Мл.  подгруппа:

    Ст. подгруппа

    Физическое развитие

    Развитие ручной моторики

    способен выполнять доступные  дифференцированные движения двумя руками

    способен выполнять доступные  дифференцированные движения двумя руками

    Познавательное развитие

    Формирование элементарных математических представлений

    Знать больше-меньше, пустой-целый, один-много.

    Научить ориентировке в пространстве

    ориентировке в группе и на территории сада Ориентировка в схеме тела: на себе и на кукле.

    Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах, определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;

    Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

    Называть разные предметы, которые окружают ребенка, называть диких, домашних животных, называть праздники.

    Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения; должны называть обобщающие понятия

    Формирование сенсорных преставлений

    различать свойства и качества предметов:

    цвет, форму, величину- маленький- маленький,  сладкий-горький-солёный.

    сравнивать  предметы по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; называть цвета, производить сравнение и классификацию предметов по их признакам

    Конструирование

    Конструировать по образцу, называть детали конструктора. Складывать

    разрезную предметную картинку из трёх частей

    Конструировать по образцу и по словесной инструкции. Складывать

    разрезную предметную картинку из четырех- пяти частей.

    Речевое развитие

    Развитие речи

    использовать речь  и не речевые формы взаимодействия в общении со взрослыми и сверстниками, способен понимать и  выполнять инструкции в пределах бытовой ситуации

    использовать речь в общении со взрослыми и сверстниками: вступать в диалог и поддерживать его,

    способен понимать и  выполнять инструкции с использованием предлогов

    Чтение художественной литературы

    отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть главных героев

    отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть героев произведения и давать оценку их поступков

    Социально-коммуникативное развитие

    Игровая деятельность

    Выполнять  предметно- игровым действиям с куклой, и другими игрушками, бережно относиться к игрушкам, убирать их на место

    Выполнять  цепочку игровых действиям с куклой, и другими игрушками, играть вместе с детьми,  бережно относиться к игрушкам, убирать их на место

    1. Условия реализации рабочей программы

    Учебно-методическое обеспечение

    Образовательные области

    Основные, дополнительные программы

    Педагогические технологии,

    методические пособия

    Познавательное развитие

    1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007

    2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

    М: «Просвещение», 2003.

    3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева

    Методическое пособие «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Е.А. Стребелева.

    Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. Баряева Л.Б. СПб: Изд-во «СОЮЗ», 2002.

    Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Чумакова И.В. – М: «ВЛАДОС», 2001.

    Обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта решению арифметических задач. Баряева Л.Б., Зарин А.П. - СПб - 2002.

    Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. Титова О.В. – М: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004.

    Развитие элементарных математических  представлений. От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2003.

    Занятие  по математике в детском саду. Метлина Л.С. – М: «Просвещение», 1985.

    Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. Гаврилушкина О.П. – М: «Просвещение», 1991

    Речевое развитие

    1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007

    2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

    М: «Просвещение», 2003.

    3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева

    Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева

    Методическое пособие «Альбом для   логопеда» О.Б. Иншакова

    Комплект тетрадей «Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР» Н.Э. Теремкова

    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М «Просвещение» 1992.

    Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. Данилова Л.А., Стока К., Казицына К.Н.  - СПб - 1997.

    Правильно ли говорит ваш ребенок. Максаков А.И. – М: «Просвещение» 1982.

    Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитие речи. Нищева Н.В.- СПб: «Детство – Пресс», 2003.

    Развитие общеречевых навыков. Чтобы чисто говорить, надо… от 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб: «Паритет»,   2003.

    Развитие речи начинаем говорить. От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб, «Паритет» 2003.

    Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Морозова И.А., Пушкарева М.А. М: «Владос», 2006.

    Воспитание у детей правильного произношения. Фомичева М.Ф. – М: «Просвещение», 1989.

    Социально-коомуникативное

    1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007

    2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

    М: «Просвещение», 2003.

    3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева

    Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ». Князева О.Л. М: «Мозаика-Синтез», 2003.

    Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Баряева Л.Б., Зарин А.П. – СПб: изд-во «СОЮЗ», 2001.

    Универсальные обучающие игрушки «Мне купили игрушку». От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб: «Паритет», 2003.

    Первые сюжетные игры малышей. Зворыгина Е.В. – М: «Просвещение», 1988

    Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Демина Е.С, Казюк Н.В. – М: ТЦ «Сфера», 2005.

     Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.- М: «Академия», 2001.

    Оборудование  и  материалы

    1. Компьютерные презентации для фронтальных занятий.
    2. Фланелеграф с набором дидактического материала.
    3.  Валики, маты, сухой бассейн.
    4. Аудомагнитофон с подборкой детских песен.
    5. DVD - проигрыватель с подборкой детских мультфильмов по программе.
    6. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию
    • Математики
    • Восприятия и внимания
    • Развитию речи
    • Ознакомлению с окружающим
    • Ручной и мелкой моторики
    1. Картинный материал по лексическим темам.
    2. Подбор дидактических игр с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики.
    3. Подборка дидактических игр по всем разделам программы.
    4. Дидактические  игрушки  зрительно – пространственного   гнозопраксиса: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки, настольный  конструктор, внутренние  и  внешние  трафареты, куклы  и  кукольная  одежда  с  большим  количеством  пуговиц, кнопок, молний; рукавички  и  перчатки  с  изображением  мордочек  животных, театральные  куклы
    5. Дидактические  ящики  с фигурками – вкладышами.
    6. Игровые  приспособления  для  шнуровки.
    7. Иллюстративный  материал, отражающий  эмоциональный, бытовой, социальный, игровой  опыт  детей.
    8. Монтессори – материалы.

                                   

    Примерный  перечень  игр  и  игровых  упражнений

    1. Дидактические игры и упражнения по развитию речи:
    • Развитие речевого общения
    • Обогащение пассивного и активного словарного запаса
    • Формирование грамматически правильной речи
    • Развитие делового и эмоционального общения на разных уровнях (вербального и невербального, с помощью системы символов)
    • Формирование навыков фразовой и связной речи
    1. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром:
    • Развитие представлений и живой и неживой природе
    • Развитие социальных представлений (явления общественной жизни)
    1. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления.
    2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию:
    • Развитие зрительного восприятия
    • Развитие слухового восприятия
    • Развитие тактильно-двигательного восприятия
    1. Дидактические игры и упражнения на развитие ручной моторики (развитие хватания, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев, кистей и рук).
    2. Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных количественных представлений.
    3. Дидактические игры по формированию игровых навыков и умений в сюжетной и театрализованной игре.
    4. Дидактические игры по формированию зрительного, слухового внимания.

    • Настольно – печатные:   “Домино”, “Найди  такую  же  картинку”, “Найди  лишнее”,  “Парные  картинки”,  “Чудесный  мешочек”, “Цветные  кубики”  и  др.
    • Для  формирования  слухового  и  зрительного  восприятия, внимания, памяти, зрительно – пространственных  представлений: “Где  звучит  колокольчик”, “Домино” (различные  варианты  по  форме, цвету, величине), “Закрой  окошко”, “Кто  за  кем  пришёл?”, “Лото  малышам”, “Мозаика”, “Найди  погремушку”, “Подбери  пару”, “Почини  коврик”, “Расставь  по  местам”, “Тихо – громко”, “Угадай, кто  в  домике  живёт?”, “Угадай, кто  позвал”,  “Цвет  и  форма”, “Чего  не  стало?”, “Что  делает  кукла?”, “Что  за  чем  звучало?”, “Чудесный  мешочек”, “Шарики  и  воротики”, “Зверюшки  на  дорожках”, “Кто  внимательный?”, “Кто  за  кем  пришёл?”, “Мастерская  форм”, “Найди  и  назови”, “О  чём  говорит  улица?”, “Прятки  с  игрушками”, “Телефон”, “Чего  не  стало?”, “Что  изменилось?”, “Чей  домик?”  и  др.
    • На  вызывание  речевого  подражания: “Волшебный  сундучок”, “Кормление  куклы”, “Кто  как  кричит?”, “Кто  пришёл  в  гости?”, “У  бабушки  в  деревне” , “Репка”, “Узнай  игрушку” и  др.
    • Для  развития  общей, ручной  и  артикуляторной  моторики: “Весёлый  язычок”, “Кидаем  мячики”, “Мостик”, “На  одной  ножке  вдоль  дорожки”, “Обезьянки”, “Очки”, “Самолёты”, “Птицы  и  лиса”  и  игры – потешки (“Сорока – ворона”, “Этот  пальчик – дедушка”), “Где  мы  были, мы  не  скажем, а  что  делали, покажем”, “Двое  разговаривают”, “Зайцы”, “Ладони  на  столе”, “Ловкие  пальцы”, “Лодочка”, “Лошадки”, “На  одной ножке  вдоль  дорожки”, “льчики  здороваются”, "Подбрось  и  поймай”, “Птички”, и  др., специальные  игровые  комплексы  артикуляторной  гимнастики ( для  различных  фонетических  групп).
    • Конструктивные  игры:  “Забор  из  кубиков  и  кирпичиков”, “Построим  башню”, “Спрячь  матрёшку”  и  др.
    • Для  формирования  мыслительных  операций  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации: “Времена  года”, “Кому  что  дать”, “Кто  где  живёт”, “Назови  одним  словом”, “Найди  такое  же  количество  точек”, “Неподходящая  картинка”, “Последовательные  картинки”, “Почини  коврик”, “Составь  картинки”, “Сравни: чем  отличаются?”, “Сравни: чем  похожи?”  и  др.

    1. Приложения

    Индивидуальный план работы

    с ребенком, обучающимся на дому

    Фамилия, имя ребенка ____________________________________________

    Диагноз, заключение ПМПК _______________________________________

    _________________________________________________________________

    месяц

    Ознакомление с окружающим

    Развитие элементарных математических представлений

    Развитие высших психических функций.

    Сентябрь

    1 неделя

    адаптация

    2- 3 неделя

    Диагностика

    Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними, большой- маленький. Круг.

    Домино-вкладыши. Цвет, формы. Соотнесение. Мелкая моторика.

    4 неделя

    «Я и мое тело»

    Количество предметов: много- мало, ни одного.

    Вкладыши, цвет, форма. Мелкая моторика.

    Октябрь

    1неделя

    «Игрушки»

    Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой-маленький-поменьше. Квадрат.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    2 неделя «Овощи»

    Ознакомление с цифрой 1. слева, посередине, справа. Круг.

    Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

    3 неделя

    «Фрукты»

    Цифра 1. Большой, маленький, поменьше, одинаковые.

    Вкладыши. Мелкая моторика.

    Рисование по шаблону.

    4 неделя

     «Осень»

    Цифра 2. Высоко, низко. Сравнение круга и квадрата.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    5 неделя (повторение)

    Цифра 2. короткий- длинный.

    Соотнесение цвета и формы.  Лепка овощей.

    Ноябрь

    1неделя

    «Осень»

    Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов. Время  года осень.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    2 неделя

    «Человек. Наше тело»

    Цифры 1, 2, 3. высокий-низкий.

    Выкладывание домика из счетных палочек. Мелкая моторика.

    3 неделя

    «Одежда»

    Соотнесение количества предметов с цифрой. Савнение чисел 3, 4. широкий-узкий.

    Мозаика.

    Мелкая моторика

    4 неделя

    «Обувь»

    Сравнение чисел 3, 4.

    Счёт по образцу. Установление равенства. Положение предметов по отношению к себе.

    Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

    декабрь

    1неделя

    «Одежда, обувь»

    Цифра 4. большой, поменьше, самый маленький.

    Мелкая моторика.

    2 неделя

    «Семья»

    Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. внизу – вверху.

    Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

    3 неделя

    «Дом, домашний адрес»

    Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

    Счёт по образцу. Сравнение чисел3 и 4. далеко, близко.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    4 неделя «Новогодний праздник»

    Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу. Треугольник. Времена года

    Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

    Январь

    1-2 недели – каникулы

    3 неделя – диагностика

    Цифра 5. слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    3 неделя

    «Время года - зима»

    Цифра 5. сравнение чисел 4 и 5. соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно.

    Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

    4 неделя

    «Посуда»

    Порядковые числительные. Ориентировка на листе бумаги.  круг, квадрат, треугольник.

    Установление последовательности событий. Мелкая моторика.

    5 неделя

    повторение

    Зима.

    Порядковые числительные. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    Февраль

    1 неделя

    «Зимняя одежда, обувь»

    Независимость числа от величины предметов. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий.

    Установление последовательности событий( части суток). Мелкая моторика.

    2 неделя

    «Домашние животные»

    Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Объёмные тела: шар, куб, цилиндр.

    Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

    3 неделя «Домашние птицы»

    Порядковые числительные. Установление соответствия между  количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры.

    Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

    4 неделя

    «Домашние животные и птицы»

    Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

    Развитие внимания. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

    Март

    1 неделя

     «Время года- весна»

    Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    2 неделя

    «8 Марта»

    Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

    Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

    3 неделя -

    «Дикие животные»

    Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

    4 неделя –

    «Дикие животные»

    Счёт по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение количества предметов с цифрой.

    Апрель

    1 неделя «Весна»

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт. Ориентировка на листе бумаги.

    Домино-вкладыши.

    2 неделя

    «Продукты»

    Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

    «Чудесный мешочек»

    3 неделя

    «Продукты»

    Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа.

    «4лишний»

    4 неделя

    «Транспорт»

    Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий-узкий. Времена года.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика

    Май

    1. неделя «Транспорт»

    Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

    Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

    2 неделя

    «Улица. ПДД»

     Повторение.

    «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

    3 неделя

    «Весна»

    Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт. Ориентировка на листе бумаги.

    «4лишний»

    4 неделя

    «Птицы»

    Части суток

    «Чудесный мешочек»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа воспитателя для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Содержание рабочей программы1.      Целевой раздел рабочей программы:1.1.Пояснительная записка …………………………………………………….………1.2. Цели, задачи и принципы реализации программы ………………...

    Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

    Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

    Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

    Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

    Рабочая учебная программа Направление: «Познание» Возрастная группа: старшая для детей с ограниченными возможностями здоровья(ЗПР).

    Рабочая учебная программа разработана для МДОУ детский сад   №…. «…….» на основе Основной общеобразовательной программ дошкольного образования «От рожд...