Главные вкладки

    Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
    рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

    Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». В работе с детьми педагоги группы опираются на адаптированную программу ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_1.doc95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  Инженерно- техническая школа имени дважды героя Советского Союза   П.Р. Поповича ( дошкольное отделение)

    Улица Черняховского дом 15 корпус 3

    Рабочая программа учителя-дефектолога 
    Зайцевой Екатерины Александровны

    «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе

    компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)» 

    2015 - 2016 учебный год

    Содержание рабочей программы

    Пояснительная записка

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития) 6-7 лет

    Формы организации коррекционной работы

    Учебный план непосредственной образовательной деятельности

    Перспективное планирование образовательного процесса.

    Содержание коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе

     (6-7 лет) для детей с ОВЗ (ЗПР):

    Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений»:
    - перспективный план
    - календарно-тематическое планирование.
     

    Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование целостной картины мира»:
    - перспективный план
    - календарно-тематическое планирование.

    Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие всех компонентов устной речи»
    - перспективный план
    - календарно-тематическое планирование.

    Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте»
    - перспективный план
    - календарно-тематическое планирование.

    Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Ознакомление с художественной литературой»
    - перспективный план
    - календарно-тематическое планирование.

    Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Познавательно-исследовательская деятельность и конструирование»:
    - перспективный план
    - календарно-тематическое планирование.
     

    Взаимодействие в работе с персоналом группы

    Взаимодействие в работе со специалистами

    Пояснительная записка

    Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР).

    Срок реализации данной программы - 1 год.

    Программа составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

    В работе с детьми педагоги группы опираются на адаптированную программу ДОУ

    Рабочая программа учителя-дефектолога включает в себя две части:

    - инвариативная часть (основана на образовательной программе учреждения, программе коррекционной направленности «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под ред. С. Г. Шевченко. – М.: «Школьная Пресса» и учебно-методическом комплекте пособий О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет».

    - вариативная часть включает в себя совместную деятельность учителя-дефектолога и детей по формированию фонематического восприятия и коррекция речевого развития.

    Ведущие цели рабочей программы учителя-дефектолога: 

    - построение системы взаимодействия образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми от 6 до 7 лет, имеющими задержку психического развития.

    - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

    - формирование основ базовой культуры личности,

    - всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

    - подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

    - Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальнее развитие.

    Основной задачей психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) является повышение уровня психофизического развития ребенка: физического, интеллектуального, эмоционального, социального:

    • сенсорное развитие: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
    • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
    • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
    • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
    • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие коммуникативных навыков;
    • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
    • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, дидактической игры), а на их основе формирование элементов учебной деятельности.
    • Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием

    Исходя из поставленных целей и задач Рабочая программа учителя-дефектолога для детей подготовительного возраста с ОВЗ (ЗПР) строится на следующих принципах:

    1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с направленностью и режимом группы.
    2. Системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач.
    3. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
    4. Сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения.
    5. Открытость Программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями.
    6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:
    • объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой «темы»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
    • интеграция детской деятельности.
    1. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
    2. .Принцип дифференциации: организация обучения и развития детей с учётом уровня актуального развития каждого ребёнка.
    3. Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей.
    4. Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи).
    5. Принцип преемственности между двумя ступенями образования: учёт запросов следующего звена образовательного процесса – начальной школы.

    Рабочая программа учителя-дефектолога предусматривает организацию следующих условий:

    • создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
    • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
    • коррекция негативных тенденций развития;
    • стимулирование и обогащение развития во всех видах в условиях интеграции образовательных областей;
    • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии детей.
    • четкая организация пребывания детей в детском саду, рациональное распределение нагрузки в течение дня с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей,
    • координация и преемственность в организации работы дефектолога и воспитателей.

    Система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке промежуточных результатов освоения Программы, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей .

    Учитель-дефектолог в детском саду проводит мониторинг уровня развития детей, рекомендованный  С.Г. Шевченко. Это предполагает в начале каждого учебного года проведение комплексного-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за деятельностью ребёнка, оценку уровня и особенностей психического развития для определения его образовательных потребностей.

    Воспитатели осуществляют мониторинг усвоения программы ребёнком по пяти образовательным областям. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

    Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в сентябре (начало учебного года), в январе ( середина учебного года) и в апреле (конец учебного года).

    Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

    Процедура проведения мониторинга утверждена на Педагогическом совете ДОУ.

    Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в подготовительной группе с задержкой психического развития представлена в форме индивидуальной и подгрупповой и фронтальной работы.

    Выбор формы проведения непосредственной организованной деятельности зависит от вида и содержания коррекционного занятия и индивидуальных возможностей детей. При этом следует учитывать, что в одной подгруппе объединены дети, схожие по уровню психического развития, по запасу знаний и умений.

    Определение ребенка и переход в течение обучающего периода в ту или иную подгруппу зависит от индивидуальных достижений. Количество индивидуальных коррекционных занятий с ребенком, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

    Индивидуальная работа проводится с детьми, имеющими низкий уровень развития, с детьми, имеющими личностные особенности (нарушения в поведении и т.д).

    Так же индивидуальная работа проводится с воспитанниками группы при реализации вариативной части рабочей программы по развитию графических навыков.

    В ходе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР перед учителем-дефектологом стоят следующие задачи:

    1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
    2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
    3. Адаптация общеразвивающих программ и комплексных коррекционно-развивающих программных материалов с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
    4. Успешная социализация дошкольников в общество сверстников.

    Группы для детей с задержкой психического развития открываются на базе ДОУ компенсирующего вида и комплектуются из дошкольников, направленных городской психолого-медико-педагогической комиссией.

    Согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации показано, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу.

    Учитывая требования к организации режима дня максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПиН (п.11.10). В соответствии санитарными правилами и нормами продолжительность непосредственной организованной деятельности с детьми 6-7лет – не более 30 минут.

    Максимальный допустимый объем нагрузки в первой половине дня для детей 6-7 лет – 90 мин., во второй половине дня - не более 30 минут

    Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния в дальнейшем продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), при компенсированном состоянии — в первом классе для семилетних детей в массовой школе.

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития) 6-7 лет

    У детей 6-7 лет с задержкой психического развития значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, наблюдается низкий уровень развития абстрактного мышления.

    Анализ объектов отличается у детей 6-7 лет с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при обобщении. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Адекватное выполнение таких заданий предполагает, прежде всего, наличие необходимого запаса родовых понятий таких, как «мебель», «посуда», «растения», «животные» и т.д. Дети 6-7 лет этой категории могут правильно воспроизвести в среднем лишь половину необходимых понятий. Это относится не только к родовым, но и видовым понятиям. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ребенка и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Для формирования родовых понятий используются образные логические упражнения. Важно, чтобы они предъявлялись в определенной последовательности: упражнения в словесной классификации следует проводить после овладения детьми навыками группировки реальных предметов и изображений. В дальнейшем уместно предлагать детям более сложные задания: выделить группы однородных предметов из предложенного материала, указывая общее слово и перечисляя единичные предметы, относящиеся к понятию, которое оно обозначает.

    Большинство детей 6-7 лет с задержкой психического развития достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них трудностей.

    При классификации сложного геометрического материала и классификации по двум признакам продуктивность выполнения работы несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с объектами классификации.

    Недостаточное развитие мыслительных операций отчетливо проявляется у ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития при выполнении различных учебных заданий. Процесс решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями ребенка. Часто дети с задержкой психического развития называют первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается не решенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею. Дети с особыми образовательными нуждами нередко подменяют трудную для них задачу более легкой. Они как бы сознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

    Нарушение речевого развития детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития носит системный характер и входит в структуру дефекта. Для этих детей характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Низкий уровень владения морфемным составом слова приводит к неумению распознавать его семантику по значимым словообразовательным компонентам. Например, вместо «порвали кораблик» говорят «сломали». Шоссе, тропинку, мостовую обозначают одним словом «дорога», не чувствуя разницы в лексическом значении слов.

    Дети 6-7 лет с задержкой психического развития имеют различные недостатки речевого развития, помимо нарушений звуковой стороны речи наблюдаются отклонения в ее лексико-грамматическом оформлении.

    Для речи рассматриваемой категории дошкольников характерны: ограниченный круг используемых частей речи (в основном существительные, глаголы, личные местоимения), затруднения в словообразовании. При усложнении синтаксической конструкции в речи детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития проявляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов», в неправильном управлении «Дед тащит репка»).

    Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с задержкой психического развития 6-7 лет период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной и той же грамматической категории может быть использован один и тот же словообразовательный аффикс. В отличие от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети 6-7 лет с задержкой психического развития в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. При по парном сравнении грамматически верно и неверно оформленных предложений многие дети воспринимают их как правильные, меньшинство считают, что одно из этих предложений неправильное, но не могут указать, какое. Нарушения становления словообразовательных процессов у детей данной группы обусловлены более поздним, по сравнению с нормой, формированием обобщенных классов слов с выраженными трудностями их дифференциации.

    В 6-7 летнем возрасте дети с задержкой психического развития не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающего создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.

    Внимание дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Детям свойственна пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних дошкольников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других детей сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания. У большинства дошкольников данной категории внимание неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредоточиваются и также медленно переключаются на другую работу. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей с задержкой психического развития значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития и увеличивают количество ошибок.

    У всех дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала. Очень важную роль играет непроизвольная память ребенка. Дети с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — их низкая познавательная активность. Дошкольникам седьмого года жизни с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся слов или картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить больше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей рассматриваемой категории воспроизводят дополнительно некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они не до конца реализуют возможности своей памяти. Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. В связи с этим необходимо отбирать материал так, чтобы уменьшить объем его запоминания примерно в 2 раза по сравнению с нормой. При этом заслуживает специального внимания тот факт, что полнота воспроизведения в значительной мере зависит от сложности задания. Недостатки произвольной памяти у детей с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.

    У многих детей 6-7 лет с задержкой психического развития наблюдаются трудности с восприятием учебного материала. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно, вследствие этого не получает достаточной информации об окружающем мире. Скорость восприятия у дошкольников с задержкой психического развития становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Дети рассматриваемой категории испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дошкольники 6-7 лет с задержкой психического развития не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв.

    Недостатки слухового восприятия у дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития проявляются в фонематических нарушениях. Такие дети плохо дифференцируют глухие и звонкие согласные ( «б» - «п», «д— «т» и т.п.), с трудом выделяют звуки и последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой (особенно при сочетании согласных - «зонт», «страна» ). Им трудно вычленить слово из предложения, предложение из текста.

    Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Узость пространственного восприятия проявляется в выполнении задания не до конца.

    Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у дошкольников с задержкой психического развития также имеет свои особенности.

    Формы организации коррекционной работы.

    График организации образовательного процесса.

    Сроки

    Содержание работы

    Первая и вторая неделя сентября ( 1-15 сентября)

    Диагностика психического развития детей( мониторинг). Заполнение карт, оформление документации.

    15 сентября – 31 мая

    Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми по расписанию

    Вторая неделя января

    Промежуточная диагностика психического развития детей. Заполнение карт, оформление документации по мониторингу.

    Последняя неделя апреля

    Итоговая  диагностика психического развития детей ( итоговый мониторинг). Заполнение документации.

    Учебный план образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в психофизическом развитии детей

    Так как у детей с ЗПР значительно позже формируется способность к анализу и синтезу звуков речи, затруднено формирование фонематического восприятия, занятия по обучению грамоте и формированию звукового анализа и синтеза необходимо проводить как самостоятельный вид занятий 2 раза в неделю в подготовительной к школе группе.

    Основная нагрузка коррекционно – развивающего обучения приходится на первую половину дня. Поскольку наиболее продуктивными с точки зрения работоспособности, обучаемости и состояния высших психических функций детей с ЗПР являются вторник, среда, четверг (середина недели), именно в эти дни проводятся коррекционные занятия по ФЭМП и обучению грамоте.

    Во время занятий (на 10-ой минуте) проводятся физкультурные минутки (СанПиН (п.11.11)). Перерыв между занятиями – 10 минут.

    НОД по формированию элементарных математических представлений проводится 2 раза в неделю учителем-дефектологом

    Раздел «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте» проводится 2 раза в неделю учителем-дефектологом.

    Комплексное занятие (в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие») «Развитие связной речи и формирование целостной картины мира» проводится учителем-дефектологом 1 раз в неделю.

    Чтение художественной литературы проходит при организации совместной деятельности с детьми как компонент НОД Образовательной области «Речевое развитие» в интеграции с другими образовательными областями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

    Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

    Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Ведущие цели рабочей программы:  ·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременн...

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...