Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
материал

Давыдова Елена Юрьевна

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_logopedicheskaya_gruppa.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете №____

от «___»____________2020 г.

                        УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 133

        ________________ Ю.Н. Найкувене

                    Приказ от________2020г. №_______

        вступает в силу 01.01.2021г.

Положение

о группе компенсирующей направленности для детей

 ограниченными возможностями здоровья, обучающихся

по адаптированной основной образовательной программе

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

в  МАДОУ ЦРР д/с № 133

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности           для детей ограниченными возможностями здоровья, обучающихся                     по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся       с тяжелыми нарушениями речи в  МАДОУ ЦРР д/с № 133 (далее – Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее — СанПин 2.4.3648-20); распоряжением Минпросвещения России «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогического консилиуме образовательной организации» от 09.09.2019 № Р-93; Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н (в действующей редакции); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 31.07.2020 №373 (в действующей редакции); Конвенцией о правах ребенка; Уставом МАДОУ ЦРР д/с №133.

1.2. Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда центра развития ребенка - детского сада №133 (далее Учреждение).

1.3. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности, с квалифицированной коррекцией недостатков  в речевом развитии (далее - коррекционная работа) воспитанников группы     для детей с ТНР в Учреждении.

1.4. Положение согласовывается с Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом заведующего Учреждением. Изменения и дополнения

в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего Учреждением.

1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует        до принятия нового.

  1. Цели и задачи группы для детей с ТНР

2.1 Цель коррекционной педагогической работы – устранение речевой патологии, полноценное развитие воспитанников.

2.2 Основными задачами работы в группе для детей с ТНР являются:

  • создание оптимальных условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма;
  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • формирование лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • формирование у воспитанников общего и речевого поведения с учетом их возраста;
  • развитие психических процессов, связанных с произвольной речевой деятельностью;
  • развитие общей и мелкой моторики путем максимального использования предметно-практической деятельности детей;
  • социальная адаптация (воспитание доброжелательного отношения             к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности                       к сопереживанию, общению);
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда, творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в социальном окружении;
  • формирование психического и физического здоровья (развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, формирование представлений      о здоровом образе жизни);
  • профилактика вторичных нарушений;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3. Организация деятельности группы компенсирующей направленности  для детей с  ТНР

3.1. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР функционируют 5 дней в неделю с 10-часовым пребыванием детей.

3.2. Режим работы групп компенсирующей направленности для детей с ТНР        с 08.00 ч. до 18.00 ч.

3.3 Комплектование группы для детей с ТНР производится по возрастному принципу и по профилю речевого нарушения.

3.4. По результатам обследования центральной  психолого- медико-педагогической комиссии (далее – ЦПМПК) в Учреждении комплектуется одна группа для обучающихся с ТНР для детей 5-летнего возраста (Срок обучения два года).

3.5. В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляются воспитанники, прошедшие ЦПМПК, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

3.6. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР обеспечивается специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии             с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающей работы.

3.7. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушением речевого развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

4.Порядок приема в группу компенсирующей направленности детей

с ТНР

4.1. Перевод (зачисление) в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляется по приказу заведующего учреждения по заключению ЦПМПК, только с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

4.2.Группа компенсирующей направленности формируется из детей 5 лет       при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи (ОНР).

4.3. Не подлежат приему в группу дети:

  • с задержкой психического развития;
  • глухие и слабослышащие;
  • слепые и слабовидящие;
  • с нарушением интеллекта (умственно отсталые);
  • с психопатоподобным поведением;
  • страдающие эпилепсией, шизофренией;
  • с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4.4. Если в период пребывания в группе выявляются дефекты слуха, задержка психического развития или другие противопоказания, перечисленные в п. 4.3, то ребенок повторно направляется на ЦПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

4.5. Воспитанники группы, испытывающие затруднения в освоении образовательной программы, с согласия родителей (законных представителей) могут быть повторно направлены на ЦПМПК для получения рекомендаций      по выбору дальнейших вариантов коррекционно-педагогической работы            с ними.

4.6. По окончании срока пребывания в учреждении на основании заключения ЦПМПК, ребенок направляется в общеобразовательную школу. При необходимости перевода ребенка в специальный (коррекционный) класс оформляются документы на ЦПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения.

4.7. Длительность пребывания ребенка в группе для детей с ТНР устанавливается ЦПМПК и зависит от структуры речевого дефекта.

4.8. Для определения ребенка в группу для детей с ТНР предоставляются следующие документы:

  • заключение ЦПМПК;
  • заявление родителей (законных представителей) о переводе ребенка           в группу для детей с ТНР и обучение по адаптированной основной образовательной программе;
  • направление на данного ребенка (если ребенок поступает в Учреждение из другого учреждения);
  • дополнительное соглашение с родителями (законными представителями) о посещении ребенком данной группы.

5. Организация образовательного процесса в группе для детей с ТНР

5.1. Дошкольное образование детей в группе компенсирующей направленности осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой Учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы      в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Н.В. Нищева).

5.2. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется настоящим Положением, расписанием основной образовательной деятельности, перспективными, календарно-тематическими планами, режимом дня.

5.3. Коррекционно-развивающая помощь детям с ТНР осуществляется учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем, воспитателями, обеспечивающими интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах деятельности.

5.4. Основными организационными формами работы в группе для детей с ТНР являются фронтальные (вся группа), подгрупповые (5 – 13 детей), индивидуально-подгрупповые (2 – 3 ребенка) и индивидуальные (1 ребенок) коррекционные занятия.

5.5. Фронтальные и подгрупповые занятия педагоги проводят в соответствии      с расписанием основной образовательной деятельности на учебный год.

5.6. Индивидуально-подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся          в соответствие с расписанием занятий специалистов, составленным с учетом индивидуальных особенностей детей.

5.7. Продолжительность фронтальной и подгрупповой работы составляет не более 25 минут (дети  5-6 лет) и не более 30 минут (дети 6-7 лет), продолжительность индивидуально-подгрупповой работы не более 25 минут.

5.8. Воспитатель ежедневно проводит индивидуальную образовательную работу с детьми по заданию учителя – логопеда.

5.9. Диагностика или мониторинг уровня освоения разделов Программы детьми с ТНР осуществляется в соответствие с заключением ЦПМПК, но не реже двух раз в год.

5.10. Учитель-логопед проводит занятия в первой половине дня, а 1 раз              в неделю – во вторую половину дня для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях и получать необходимые рекомендации, консультации.

5.11 После подгрупповых занятий  учитель-логопед проводит индивидуальные и индивидуально-подгрупповые коррекционные занятия.

5.12. Учитель-логопед работают с подгруппами параллельно с воспитателем.

5.13. Воспитатель осуществляет коррекционную работу не только на занятиях, но и во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях.

5.14.Коррекционно-развивающую работу воспитатель планирует, опираясь            на рекомендации учителя-логопеда.

6. Кадровое обеспечение группы для детей с ТНР

6.1. За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи несет ответственность администрация учреждения.

6.2. Заместитель заведующего/методист учреждения оказывает непосредственную методическую помощь воспитателям, учителю-логопеду, педагогу - психологу и обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работой, осуществляет преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, других специалистов, семьи и школы, организует проверку и анализ эффективности работы.

6.3. На должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в области логопедии (коррекционной педагогики) без предъявления требований к стажу работы.

6.4. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 астрономическихчасов, из которых не менее 17-18 часов отводиться на непосредственную работу             с детьми, 2-3 часа — на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом учреждения и родителями (законными представителями) детей.

6.5. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

6.6. Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в группах компенсирующей направленности – 25 часов.

6.7 Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ведущие цели рабочей программы:  ·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременн...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...

Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос индивидуализации образовательного процесса в логопедической работе с учетом требований ФГОС. Раскрыта структура и этапы построения индивидуального образовательного марш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж

Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) написана в соответствии с адаптир...