Главные вкладки

    Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

    Бутинова Марина Юрьевна

    В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов  является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_zanyatiya_emotsionalnoe_vygoranie.docx19.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

    В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов  является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

    Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

    I часть

    Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

    1. Упражнения на знакомство

    Упражнение “Эхо”

    Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

    Упражнение “Наши ожидания” (разноцветные листочки)

    Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

    Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)

    Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

    Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

    То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

    Упражнение “Карусель общения”

    Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

    “Я люблю…”

    “Меня радует…”

    “Мне грустно когда…”

    “Я сержусь, когда… ”

    “Я горжусь собой, когда…”

    II часть

    Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

     Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

    Упражнение «Стороны моей жизни»

    Цель: выяснить сферы моей жизни и проанализировать в процентах степень наполненности

    Упражнение “Порядковый счет”

    Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

    Упражнение “Ассоциации” (деление на группы)

    Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

    Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

    Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

    Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

    Как боретесь с негативными эмоциями?

    В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

    “Звуковая гимнастика”

    Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

    Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

    Припеваем следующие звуки:

    А — воздействует благотворно на весь организм;

    Е — воздействует на щитовидную железу;

    И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

    О — воздействует на сердце, легкие;

    У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

    Я — воздействует на работу всего организма;

    М — воздействует на работу всего организма;

    X — помогает очищению организма;

    ХА — помогает повысить настроение.

    Упражнение “Дождик”

    Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

    Упражнение “Моечная машина”

    Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

    Упражнение “Потянулись - сломались”

    Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

    Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

    III часть

    Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

    1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

    Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)

    1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

    2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

    3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

    Вопросы для обсуждения:

    Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

    Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

    IV часть

    Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

    Упражнение “Пожелание по кругу”

    Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

    Рефлексия “Мне сегодня...” ( добавить на свой листочек к ожиданиям)

    Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

    Подведение итогов занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявление и профилактика"

    Профессия педагога относится к числу так называемых «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми, названных помогающими.В р...

    Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

    Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

    Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

    Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

    Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

    Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»...

    Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

    Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга...

    Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

    Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности...