Выступление на педагогическом совете. Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Зуева Яна Борисовна

       Данный материал позволит повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения.  Уточнит представления педагогов о предварительной работе при организации изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения,  требования к демонстрационному и раздаточному материалу, расскажет о значимости организации зрительных упражнений на занятиях по изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Особенности организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения. Зрительные упражнения»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

    Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации художественно-изобразительной деятельности с детьми с нарушением зрения.

    Задачи:

  1. Уточнить представления педагогов о предварительной работе при организации ИЗОдеятельности с детьми с нарушением зрения.
  2. Уточнить требования к демонстрационному и раздаточному материалу.
  3. Рассказать о значимости и   организации зрительных упражнений на занятиях по изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование: доска магнитная, маркер, видеофрагмент «Веселая кисточка»

      Для того чтобы успешно рисовать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Накопление зрительного опыта у детей с нарушением зрения происходит медленно. Поэтому самой сложной  областью программы является раздел «Художественно-эстетическое воспитание», а именно художественно-изобразительная деятельность.

      При обучении детей изображению, надо прежде всего, учить детей обследовать и рассматривать объект. Его цвет, форму, высоту, длину, ширину, толщину.

     Например, рисование на тему: «Ель». Прежде чем рисовать мы должны рассмотреть живую ель, уточнить детали: какие иголки, какой ствол, запах, на какую геометрическую фигуру похожа.  

      Лучше показать натуральный образец. Если нет натурального образца, то Ваш образец должен быть в два раза больше детского образца.

     Детям с нарушением зрения рекомендуется работа на формате А5 (половина листа).    Воспитатель должен пользоваться кисточкой большего размера, чем у детей, чтобы были видны линии.

     Изобразительная  деятельность тесно переплетается с работой по ориентировке в пространстве, на плоскости листа. Выделяем, что изобразим в центре (середине), что вверху, внизу, слева справа, или что «над», что «под» центральным изображением. (цветок – солнце – ручей) Со старшими дошкольниками выделяем левый верхний угол, правый нижний угол и др. Особое внимание обратите на мелкие детали поделки или рисунка. Дети с нарушением зрения не обращают внимания на детали. Уточняйте цвет. По результату диагностики дошкольники путают синий, фиолетовый и зеленый. Например,  в задании выложи дорожку из синих магнитов, дети пользуются и фиолетовым и зеленым цветом. И еще важно научить изображать перспективу (ближе -  дальше) объяснив, что предмет вдалеке -  кажется меньше по размеру, чем предмет вблизи. Очень эффективна в работе со слабовидящими детьми лепка. Лепка позволяет почувствовать трехмерность, объем фигуры. Оперировать такими понятиями как: шар, конус, цилиндр, призма.

     Ну и конечно любая работа, связанная со зрительным напряжением требует зрительной гимнастики.

     Зачем мы делаем гимнастику?

Для того, что бы:

- улучшить кровообращение в глазах;

- снять зрительное напряжение;

- развить концентрацию внимания и зоркость.

     Когда гимнастику не делаем?

- после операции, до полугода;

- при высокой степени близорукости;

- при внутриглазном давлении.

     Тренировать глаза можно с 1 года. До года выявляют косоглазие.  Зрение формируется до 12 лет.

    Предлагаю вспомнить занятия в спортзале. Прежде чем приступить к основной нагрузке, мы разогреваем мышцы, затем мы даем им нагрузку и расслабляем. Обратить внимание на схему.  Та же схема работы с мышцами глаз. (рисую схему на доске: костер – глаз - закрытый глаз)

     Перед началом рисования, лепки, аппликации мы проводим зрительные упражнения на активизацию мышц глаза. Упражнения выполняем стоя, следим за осанкой (это улучшает кровообращение между шейным отделом и головой

     В комплекс входят все упражнения на прослеживание:

1. «Вверх-вниз»

2. «Тик-так» или «Змейка»

3. Повороты головы при фиксации взора на предмете (вверх-вниз, влево-вправо)

4. Прослеживающие движения с закрытыми глазами (движение глазных яблок)

5. Циферблат  (круговые движения глаз с остановкой на цифрах 12, 3, 6, 9)

6. По диагонали или «Стрельба». Глаза  зажмуриваем и открываем с задачей стрельнуть в верхний правый угол…)

      Эти упражнения выполняем в очках и с окклюзией, 3-5 минут.

Сначала в помощь используем предмет, за которым могут следить дети, затем только словесное указание.

      Затем у нас идет зрительная нагрузка (рисование, лепка, аппликация) и через 7, 10 минут нам необходимо глаза расслабить. Здесь используем другую серию упражнений.

     Упражнения на расслабления зрительных мышц. Эти упражнения мы делаем без очков. Самое эффективное средство для расслабления глаз – темнота.

      Упражнения проводим в расслабленной позе, сидя или лежа, или с подушкой на коленях.

      Пальминг «Ладонь». Упражнение придумал Джон Бейтс. Главное место в гипотезе Бейтса занимает утверждение, что аномалии рефракции вызываются напряжением. Противоположностью напряжения является расслабление, которое достигается, когда вы даете глазам покой, закрывая их на время. Он доказывал теорию, о том, что глаз расслабляется только в темноте. Вы скажете, что мы спим, вот вам и пальминг. Нет. Сон не имеет такого эффекта как пальминг, т.к.   когда человек видит сны, его глаза быстро беспорядочно двигаются; память и воображение не контролируются сознанием, и зачастую сами сны вызывают эмоциональные расстройства.   М. Норбеков назвал пальминг  «Начихатто - Наплеватто». Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить большую черную кляксу. Сначала клякса может быть серой, с тренировками она будет чернеть, это говорит об улучшении. Ладони предварительно нагреваем, т.к.  невозможно расслабиться, прикоснувшись к лицу ледяными руками.  А летом рекомендуется ладони охладить в холодной воде.

   Следующее упражнение «Художники» -  рисование с закрытыми глазами. Представим, что наш нос- кисточка. Рисуем геометрические фигуры. Взрослым рекомендуют представить, что наш нос – иголочка.

     Упражнение «Метка». Размер метки 2-5 см. Расстояние от метки 30 см, вытянутая рука ребенка. Смотрим на метку, считаем до трех, смотрим вдаль на предмет, считаем до трех.

    Упражнение «Сквозь пальцы». Смотрим сквозь пальцы не концентрируемся на предметах и делаем повороты головы влево и вправо.

      Упражнений очень много, это те, которые легко выполнять вместе с детьми.

      Если ребенок носит очки с силой 1 диоптрию, то очки снимаем, в остальных случаях делаем в очках. При выполнении упражнений на расслабление очки и линзы снимаем.  Окклюзию не снимаем. Выполняем упражнения в начале занятия 3-5 минут и в середине занятия 3-5 минут. Пальминг рекомендуют делать 5 минут.

       Существует так же йога для глаз. Это комплекс зрительных упражнений, которые подкреплены дыхательными упражнениями.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...

Выступление на педагогическом совете. Тема:"Музейная педагогика при организации предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ"

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную ...

Выступление на педагогическом совете Тема : «Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации и лепке при организации и проведении занятий по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем...

Выступление на педагогическом совете "Общие принципы организации двигательной деятельности с детьми но прогулке (презентация)"

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному ф...

Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"

Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Применение игровых технологий в работе с детьми второй младшей группы».

У детей младшего возраста ведущей деятельностью является игра. Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую,...