Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"
учебно-методический материал

Смирнова Светлана Алексеевна

Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_formirovaniyu_potrebnosti_v_zozh_u_detey.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Смольковский детский сад»

Доклад для педагогического совета на тему:

«Формы работы педагога с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности »

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной

категории Смирнова С.А.

2020-2021 уч.год

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». — считал  В. А. Сухомлинский.

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь  человека счастливой, интересной и долгой.

 Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения  здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее.

Ребенок должен расти  здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Ответ волнует как педагогов, так и их родителей.

 Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Всем известно, что  купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Отношение ребенка к своему здоровью будет являться фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

 Педагогам необходимо составить перечень привычек детей  (именно привычек, а  даже не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести  их анализ( наличие имеющихся как полезных, так и вредных). И в первую очередь избавлять детей от вредных привычек. Алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения  должен быть таков: от привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни.

Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Другой пример. Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Один мудрец сказал: «Ребенок, это не сосуд, который надо заполнить, а огнь, который нужно зажечь».

Руководствуясь целью,-целью побуждения  детей к двигательной активности и сохранению здоровья, работу по формированию ценностей и потребности в  ЗОЖ нужно начинать с создания  развивающей  предметно –пространственной  среды . В каждой группе необходимо иметь  Центр двигательной активности.  Физкультура и здоровье тесно связаны между собой. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, и соответственно крепче здоровье.

 В старших группах приветствуется  иметь специальный центр Здоровья и Безопасности. В нем размещается познавательный материал и  дидактическое оборудование для формирования ценностей ЗОЖ .В спальной комнате  можно разместить  Дорожку Здоровья, по которой дети с удовольствием  будут проходить  перед сном и после сна..

Для реализации  задач по формированию потребностей в ЗОЖ подбираются  здоровьесберегающие  технологии, которые используются  в работе с детьми.  Это разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.   Сюда входит и стопотерапия (различные тренажеры для стоп), офтальмотренаж - для профилактика заболеваний глаз; бодрящая,  пальчиковая  и дыхательная гимнастики, песочная терапия и  многие другие здоровьесберегающие технологии.   Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность прислушаться к своему организму, поразмышлять, подумать. Здоровьесберегающие технологии как раз дают такую возможность.

Одной из главных форм работы по формированию и становлению ценностей ЗОЖ у дошкольников  является  специально организованное обучение.  Это занятие  познавательного характера, которое включается в образовательную область «Познавательное развитие» 1 раз в месяц. Проводя  такие занятия нужно  действовать   по формуле: сначала помоги ребенку осознать, что это и  зачем ему это делать, затем научи его в увлекательной форме и только потом побуждай выполнять эти действия в самостоятельной деятельности . Работа по формированию ЗОЖ  осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу  и самостоятельную деятельность детей.

Используются следующие методические  приемы:

·           рассказы и беседы воспитателя;

·           чтение художественных произведений и  заучивание стихотворений;

·           моделирование различных ситуаций;

·           эксперименты и опыты; проектная деятельность совместно с детьми;

·           рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

·           сюжетно-ролевые игры;

·           дидактические игры;

·           подвижные игры;

·           досуги, спортивные соревнования, праздники.

Так, при знакомстве с организмом человека, дети с удовольствием отправляются в путешествие  «По городам Здоровья»( они попадают в Ухоград, Зубоград, Носоград, и в увлекательной форме узнают много нового.

Жизнь современного ребенка  характеризуется  недостаточной  двигательной  активностью. Все больше времени дети  проводят  сидя за просмотром телепередач, с планшетами  и компьютерными   играми. Дети не понимают  вреда от этого,  а  взрослые, зачастую им этого просто не объясняют.

Ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать осанку, физическую силу. Утреннюю гимнастику и специальные занятия физической культурой  целесообразно сопровождать  музыкой, которая  будет благоприятно влиять на эмоциональную сферу дошкольника, способствовать хорошему настроению детей.

 На каждом физкультурном занятии мы  должны объяснять, какая польза от того или иного упражнения (одно - для того, чтобы спинка была ровная и красивая, другое – чтобы талия была тонкая, стопы мы массируем, чтобы девочки легко и красиво могли ходить на каблучках и т. д.) , а мальчики, чтобы выросли сильными, могли пойти в Армию, стали Защитниками и.т.д.

Чувствуя поддержку, ребенок стремиться к новым физическим и личностным достижениям. Ребенок начинает видеть образ себя «будущего». Мало того, он начинает любить этот образ.  А наша задача- «организовать» успех каждому ребенку.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на физкультурных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.

Они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную и другие системы организма. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ.
      Во время игр у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы, взаимопомощи и честности.

 Большую роль  играют беседы и анализ ситуаций.  Так, в режимных моментах, при воспитании культурно-гигиенических навыков  мы подводим  воспитанников  к осознанию: почему надо умываться, чистить зубы, мыть руки, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, иметь свою расческу, свою зубную щетку и.т.д.

 Дети постепенно понимают, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья ,но и для здоровья окружающих.

С помощью зеркальца воспитанники рассматривают  свои зубы, узнают, сколько их и какие они, для чего они нужны, чем отличаются от зубов  взрослых. Можно использовать метод самообследования  частей тела и лица.  Практикуются  опыты и эксперименты ( рассматривание своей  кожи ), сравнение  кожи своей руки и руки куклы.

 Широко используются  словесно-дидактические игры.

 Такие , как  «Что можно делать…»:

- глазами – глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть телевизор, увидеть красивое дерево и т. п. ;

- руками – шить, мастерить, рисовать, подтягиваться …;

- губами – улыбаться, смеяться, дуть…;

- ногами - бежать, играть в мяч, ходить по лужам …;

- зубами – жевать, кусать, грызть

Дети усваивают это, могут в виде алгоритма из картинок, геометрических фигур  выложить режим дня  в правильной последовательности .  И тут мы уже подчеркиваем необходимость уметь планировать и свое личное время.

 Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций ,  картинок широко используется  художественная литература. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

 Для закрепления знаний о ценностях  ЗОЖ   необходимо использовать просмотр  презентаций, мультфильмов. ( Например, « Как Маша поссорилась с подушкой»).

 Также знания необходимо  закреплять  через продуктивную деятельность( рисование, лепку, аппликацию).

Нужно  стараться, чтобы у воспитанников вырабатывалось  правильное поведение в различных ситуациях, а здоровый образ жизни стал стилем жизни.
Детство – уникальный период жизни человека .Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни.

Как сказал  Петр Франциевич Лесгафт :«Ребенок настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые он видит, повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки, под влиянием этого слагается его тип»

Формировать у детей ценностное отношение к здоровью необходимо с самого раннего возраста, т.к. знания  полученные в детстве наиболее прочные. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье с детства, если мы личным примером будем демонстрировать ценности  здорового образа жизни, то можно будет надеяться, что наше будущее поколение будет более здоровым не только физически, но и духовно и личностно.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни"

quot;Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни" выступление на педагогическом совете...

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»

laquo;Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»В период самоизоляции и просто, если нет возможности прямого общения с воспитанниками, актуальным становится вопрос для...

Презентация «Формы работы педагога с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности»

Презентация «Формы работы педагога с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности»...

Выступоение на педагогическом совете №2 Тема:«Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности"

laquo;Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности...

Приказ от 24.01.2022 №23 О подготовке и проведении педагогического совета №3 "Расширение и активизация лексических возможностей дошкольников во всех видах образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Приказ от 24.01.2022 №23 О подготовке и проведении педагогического совета №3 "Расширение и активизация лексических возможностей дошкольников во всех видах образовательной деятельности в соответст...