Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР
статья по коррекционной педагогике на тему

Якуш Ирина Сергеевна

В связи со значительным ростом, речевой патологии актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию более быстрых компенсаторных возможностей детского организма.

Становится очевидной проблема ранней диагностики и коррекции речи детей с ОНР. При работе с детьми с ОНР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, психолога, воспитателя, инструктора по ФИЗО, педагога ИЗО. Работать с детьми с ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР

Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.

В современных условиях возникла новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в детском саду, они получают большое количество информации. Это, в свою очередь требует пересмотра традиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса.

Контингент дошкольников с общим недоразвитием речи составляют, прежде всего дети, с остаточными поражениями центральной нервной системы , что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта и различных отклонений в психологической деятельности.

В связи со значительным ростом, речевой патологии актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию более быстрых компенсаторных возможностей детского организма.

Становится очевидной проблема ранней диагностики и коррекции речи детей с ОНР. При работе с детьми с ОНР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, психолога, воспитателя, инструктора по ФИЗО, педагога ИЗО. Работать с детьми с ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. Исходя из результатов диагностики, наряду с традиционными методами и формами работы стали применяться и нетрадиционные.

 Использование нетрадиционных методов оказывает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Раньше, в давние времена, в 15,17 веке профессия логопеда не была популярна. Люди говорили правильно, грамотно. Язык был насыщенный, богатый эпитетами, это нам доказывают произведения художественной литературы, написанные в то время. Не было модных удобных бутылок, латоксных сосок, памперсов, блендеров. Людям приходилось все добывать самим, прилагать к этому усилия. В 11 месяцев малышей уже сажали на лошадь. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Предки очень рано начинали чувствовать свое тело.

Жизнь современных детей стала более легкой. Зачем учиться завязывать шнурки, если есть липучки. Зачем высмаркивать нос, когда есть специальные отсосы. Зачем рисовать, когда есть компьютер.

В своей работе мы используем нетрадиционные методы и приёмы оказывающие наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Это игры с  прищепками, с резинками для волос  и губками для мытья посуды, Су-Джок терапия (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
  • Развитие дыхательных функций (для интереса детей используем разные игрушки: дудочки, шарики, карандаши, карусели и т. д.);
  • Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
  • Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
  • Психогимнастика (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).

В настоящий момент существует множество разнообразного практического материала, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Так как неотъемлемая часть детства проходит в игре с песком можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облегчить свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

Создавая сам или с помощью педагога свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А педагог может быть уверен: если в “песочном царстве” все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Наличие миниатюрных фигурок и определенной последовательности организации работы позволяет говорить о песочной терапии как о методе, обладающем достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике.

Чтобы детям было интересно работать не только головой, но и руками была создана система работы с детьми логопедической группы, которая включает в себя применение “песочной терапии”. Эта форма работы применялась как часть индивидуальных занятий два раза в неделю. Частичный перенос занятий в песочницу, давал больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливалось желание ребят узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивалась тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развивались все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствовалась предметно-игровая деятельность, что способствовало развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков детей.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, мы сделали традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной. Например, при знакомстве с буквой ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то это можно быстро переделать. Еще детям нравилось выкладывать на песке буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом. И как радовались они, когда все получалось. Например, игры “Выложи букву”, или “Найди предмет”, использовались при постановке или автоматизации определенного звука, классификации предметов на заданный звук, разные фигурки, подобранные по лексическим темам так же способствовали речевому развитию и т.д.

Параллельно осуществлялось применение гимнастики для мозга «Брейн Джин»

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого полушария – и вы увидите, насколько важна полноценная работа обоих полушарий.

mozg

Левое полушарие

Правое полушарие

•    логическое– аналитическое мышление
•    анализ
•    последовательное мышление
•    Индуктивное мышление
•    языковые способности
•    способности к чтению и письму
•    планирует будущее
•    музыкальное образование
•    математические способности

•    образное мышление
•    пространственная ориентация
•    интуиция
•    Дедуктивное мышление
•    чувство юмора
•    ориентируется в настоящем
•    воображение, фантазии и мечты
•    художественное творчество

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

Во время физминуток  мы используем комплекс специальных  «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.  Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
-преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
-улучшить память, увеличить быстроту реакции;
-развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

В начале мы использовали легкие упражнения, разучивали их постепенно сначала на правой руке, потом на левой. Только после того, как стало получаться, мы стали задействовать обе руки сразу. Чтобы детям было интересно мы придумали название для каждого упражнения: «Блинчики с начинкой», «Яблочко и червячок», «Добрый капитан», «Лисичка и зайчик».

После того, как дети научились четко выполнять упражнения, мы добавляем к ним стихотворные тексты для автоматизации какого-либо звука.

По окончании учебного года было проведено повторное исследование для определения уровня речевого развития и развития мелкой моторики и готовности к школе. Использовалось то же диагностическое пособие и те же диагностические методики. Их содержание было обновлено подобным речевым материалом, но суть заданий осталась прежней.

В результате анализа данных, полученных при диагностике, было выявлено, что дети допускали намного меньше ошибок. У детей повысилось умение объяснять значение слов с уменьшительно – ласкательным значением; понимание смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (т.е. с помощью приставок); понимание переносного значения прилагательных. При исследовании фонематического слуха отмечалось улучшение восприятия и умения произносить слоговые ряды в заданной последовательности; общее состояние фонематического слуха; умение определять количество звуков в слове. Качественно и количественно повысился объем словарного запаса, умение связно и грамматически верно излагать свой рассказ.

Повысилась мотивационная готовность детей к занятиям, поддерживающая положительный настрой дошкольников. Дети стали более усидчивыми, могли долго и сосредоточенно заниматься одним видом деятельности. Практически все родители осознав значимость решения речевых проблем, в течение учебного года включились в активную работу. Повысилась психологическая зрелость дошкольников.

Итоговая диагностика речи детей показала положительную динамику.

Применение системы нетрадиционных форм работы способствуют привлечению интереса детей, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления; совершенствует координацию движений, расширяет словарный запас, а так же благотворительно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом.

Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных форм работы в коррекции речи детей с ОНР говорит о явных преимуществах: сократились сроки коррекционной работы, повысилось качество работы, снизились энергетических затраты, наладилась преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет с ОНР

сообщение для педагогов коррекционных групп...

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...

Самоанализ по теме самообразования "Нетрадиционные методы и приёмы в развитии связной речи детей с ОНР"

В данной работе представлены некоторые нетрадиционные методы и приёмы, которые могут быть использованы в работе с детьми по развитию связной речи старших и подготовительных групп, а так же проделанная...

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста »

Консультация "Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста"...

«Нетрадиционные методы, как одно из направлений коррекционной работы».

В связи со значительным ростом речевой патологии, актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию ...

«Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5–6 лет»

Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и гра...