Самоанализ по теме самообразования "Нетрадиционные методы и приёмы в развитии связной речи детей с ОНР"
материал на тему

Грачёва Тамара Павловна

В данной работе представлены некоторые нетрадиционные методы и приёмы, которые могут быть использованы в работе с детьми по развитию связной речи старших и подготовительных групп, а так же проделанная работа по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_teme_samoobrazovaniya.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ по теме самообразования «Нетрадиционные методы и приёмы  развития связной   речи детей с ОНР»

                                             (2013 – 2015 гг.)

Воспитатель -

Грачёва Тамара Павловна,

высшая квалификационная категория

Цель. Показать роль и значение нетрадиционных приёмов развития связной  речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную и специальную методическую литературу по теме самообразования.  
  2. Внедрить нетрадиционные  методы и приёмы по формированию связной речи детей с ОНР в личную практику:
  3. Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации.
  4. Формировать навыки построения связных монологических высказываний.
  5. Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

 За два года работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.
  2. Богусловская, З. М, Развивающие игры для детей дошкольного возраста  З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, - 1991.
  3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Хлоп-топ -2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. _ М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
  4. Ванюхина, Г. В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников Г. В. Ванюхина. – М, 1983. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. Л. М.
  5. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003.
  6. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4
  7. Дерново Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 2008.
  8. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007.
  9. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009с
  10. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-7.html
  11. Мещеряков В. Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. - М.: Флинта: Наука, 2009 г.
  12. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль Академия развития 1996г. Преодоление ОНР /Под ред. Волосовец М. 2009 г.
  13. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2005.
  14. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 2009.
  15. Ткаченко, Г. Н. Использование схем в составление описательных рассказов Н. Г. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10. – С. 16 – 21.
  16. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:

  • Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же его уровень развития.
  • Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.
  • В современном  обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей. Предъявляются новые, повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы, родителей, общества.
  • Неуклонно растёт объём знаний, который нужно передать детям, а детям со своей стороны усвоить его. Всё это вызывает проблемы в социальной адаптации ребёнка: вызывают трудности общения с окружающими, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
  • В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
  • Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Так как именно речь является одним из важнейших факторов развития полноценной личности.
  • К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи      
  • На современном этапе поиск новых форм и методов формирования самостоятельной связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР - один из актуальных вопросов
  • Дети, страдающими различными речевыми патологиями без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения.
  • Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
  • Используя игровые, нетрадиционные формы можно помочь детям с ОНР в овладении связной речью и готовности их к обучению в школе.

Деятельность по реализации темы:

1.Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы  развитию связной речи детей, работа с родителями.

2.Созданы картотеки разнообразных  игр, направленных на развитие речи:

- Тематическая картотека дидактических игр для формирования лексико – грамматических категорий и навыков словообразования.

- «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи».

- «Игры на развитие связной речи с элементами ТРИЗа».

- «Развиваем пальчики» (картотека пальчиковых игр).

- Картотека речедвигательных игр.

- Картотека игр направленных на развитие общения и др.      

3.В группе собрана библиотека с художественной и познавательной литературой.

4.Подобран разнообразный наглядный  материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, “перфокарты”, слоговые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты) для чтения, схемы, символы, модели и др.

5.В центрах группы располагаются разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, побуждающие детей к проявлению  самостоятельного речевого творчества.

6.Оформлены “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – «запоминалки», стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т.д.).

7.Создан мини – музей книги  по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках»,

8.Составлены консультации для воспитателей «Связная речь как приоритетное направление в развитии дошкольника», «Развитие просодической стороны речи детей  старшего возраста с ОНР».

9.Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Использование  игровых технологий в обучении грамоте старших дошкольников в ДОУ».

10.Проведены индивидуальные и групповые собрания, консультации для родителей на  темы: «Взаимодействие детского сада и семьи по организации речевой среды в домашних условиях», «Общая и мелкая моторка как фактор речевого развития детей с нарушениями речи», «Особенности развития речи детей с ОНР», "Речевое развитие современного ребёнка».

В работе с детьми использую коррекционно-развивающие игры, которые позволяют совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, мелодико-интонационные компоненты, что тоже очень важно в развитии связной речи детей.  Я даю детям задания на составление чистоговорок, стихов, которые способствуют развитию ритма, рифмы, чувства созвучия. Дети обычно с увлечением воспринимают мою просьбу сочинить или исправить стихи, чистоговорки, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Активно использую в работе по формированию связной речи сказочные сюжеты, элементы фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементы сюжетно-дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжеты и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, речевые игры и  упражнения, специально изготовленные пособия, рисунки, панно, мозаики, коллажи, дидактические игры: (“Сложи и прочитай”, “Чьё это имя?”, “Загадки – складки”, “Что получилось”, “Из какой мы сказки?”, Загадки и отгадки”, “Времена года», «Чем они похожи?”, “Четвёртый лишний”, “Где ошибка?”, “Волшебные палочки”, “Перфокарты”, “Цепочка слов”, “Забавные буквы”, “Весёлые снеговики” и т.д.).

В совместной деятельности отвела время для мероприятий по развитию связной речи под следующими рубриками: «Учимся общаться», «Хочу всё знать», «Рассуждалки», «Ищем приметы», «Минутка с микрофоном» «Путешествия» (в сказку, на дачу, на необитаемый остров и т.д.), «Телевизор».

В работу по формированию связной речи у детей входит и обучение рассказыванию.

Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем я обучаю детей различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

Когда у детей появляется фразовая речь, я включаю в работу по формированию фразовой речи пересказы художественных текстов. Нетрадиционный прием - это пересказ по серии предметных картинок, он особенно хорошо удается детям. Я использую картинки на фланелеграфе.

В процессе обучения связной описательной речи прием наглядного моделирования служит средством планирования высказывания и может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Такой приём, как "Игры со сказкой", позволяет:  

  • усвоить последовательность событий в сюжетной линии ("Что, за чем" и "Раньше - позже" - выкладывание перетасованных кадриков в сюжетную цепочку, определение последовательности событий. "Всё в сказке перепуталось" и "Лови ошибку" - исправление неверной последовательности кадров. "Что потерялось" - поиск спрятанного кадра и др.);  
  • активизировать и обогатить словарь детей ("Не называя его, скажи о нём" - описание объектов из сказки. "Как бы ты ещё сказал" - подбор синонимов, упражнение в словесной импровизации. Загадывание загадок о героях. Составление детьми загадок о героях сказки по опорам А. А. Нестеренко. Причём загадки можно составлять не только по внешним признакам, но и по особенностям характеров и поведению);
  • дать характеристику герою (как правило, дети делают это в соответствии с усвоенными нравственными представлениями - злой, плохой, хитрый. Это объясняется возрастными особенностями усвоения нравственных понятий. Детям сложнее дать оценку поступков по целям. Здесь на помощь приходят такие игры и приёмы, как "Точка зрения", "Эмпатия", "Хорошо-плохо", "Когда герой был таким?", элементы драматизации в виде разыгрывания отдельных кадриков).

По мере накопления опыта работы с разными сказочными сюжетами у детей появляется база для сравнения поведения и характеров одного и того же героя в разных сказках. Например, волк в сказке "Три поросёнка" кровожадный, а в сказке "Лисичка-сестричка и серый волк" - глупый и доверчивый. Это важное умение для преодоления стереотипов восприятия.

Игры со сказкой обеспечивают мотивацию, не занимают много времени, позволяют скорректировать работу с отдельно взятыми детьми.

Ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы помогают  приемы ТРИЗ-РТВ (составление загадок, метафор, системных сравнений, лимериков и др.) и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием.

Использование следующих приёмов способствуют тому, что у детей формируется четкое представление о структуре повествования, рассказы становятся более связными, выразительными, эмоциональными:

  • Анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста); с этой целью детям предлагались после чтения вопросы (о чем говорится в рассказе, о чем говорится в начале (середине) рассказа, чем закончился рассказ, как можно назвать этот рассказ);
  • Задания на выявление понимания нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа, и умения придумывать содержание начала, главной части, конца рассказа (детям читается рассказ, в котором опускается та или иная структурная часть);
  • Задание на построение рассказа на тему, предложенную воспитателем (тема должна быть конкретна, реалистична);
  • Планирование будущего рассказа (сказки);
  • Упражнения на подбор слов, учитывая их смысловую нагрузку в тексте; на правильное использование внутритекстовых связей (использование различных средств связи при переходе от начала к середине, от середины к концу).

Так же, при обучению рассказыванию, использовала следующие нетрадиционные приёмы:

При пересказе по серии картин.

  • Текст с «прятками» (рассказывание текста с использованием «спрятавшихся у детей предметных картинок, которые дети поднимают согласно логике изложения текста) Работа по ССК проводится с использованием компьютерных технологий (компьютерные презентации, интерактивная доска).
  • Текст с «хвостами» (договаривание предложений с использованием предметных картинок).
  •  «Исправь ошибку» (поиск ошибок в последовательности, выборе картинок), «Придумай начало» (середину, конец).
  • Текст со «звоночками» (подбор пропущенных педагогом слов в тексте, заменяемых звонком, побуждающим детей к подбору нужного слова).
  • Текст «шиворот навыворот» (исправление смысловых несоответствий в тексте и в рисунке к тексту).
  • «Связи и взаимодействия между объектами» (прием наглядного моделирования).
  • «Оживи картинку» (характеристики объектов и действий).
  • «Копилка» образных характеристик: вначале ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров, затем  ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос, далее ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи. На последнем этапе новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.
  • «События предшествующие и последующие» ("камера" в руках волшебника, которого зoвут «Отставай-Забегай»).
  • «Посмотри и угадай» (угадывание эпизода по демонстрации действия взрослым).
  • Цепной текст (в качестве плана выступает наглядная модель).
  • Текст «ты мне - я тебе»  (пересказ в диалогических парах).
  • «Расскажи самому себе» (пересказ самому себе).
  • «Сам себе режиссер» (игра-драматизация или инсценирование текста с использованием игрушек, силуэтов) «Зарисовки» (приём использования детского рисунка, комментированное рисование, создание проблемных ситуаций с целью побуждения ребенка к высказыванию).

При рассказе по сюжетной картине:

  • «Признаки предмета» (выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками).
  • «Подзорная труба», «Фотограф» (выделение и перечисление объектов картины).
  • «Называй-обозначай» (моделирование объектов)
  • «Скрепочка», «Ожившие предметы» (установление взаимосвязей между объектами).
  • «Загадки – отгадки» (составление загадок-описаний по опорной схеме)
  • Лесенка «Ощущай-ка» (выявление и обобщение признаков объекта, которые могут воспринимать определенные органы чувств, подбор объектов с похожими признаками).
  • «Синквейн» (создание нерифмованного стихотворения о предмете в соответствии с лексической темой).
  • «Найди меня», «Композиция» (описание местонахождения объектов на картине).
  • «Единый сюжет» (объединение фрагментов в единый сюжет).
  • «Хочу сказать… » (высказывание собственного мнения о картине).

При рассказе по пейзажной картине

  • «Складные картинки» (дети подбирают картинки с изображениями предметов, названия которых рифмуются).
  • «Подзорная труба», «Фотограф» (выделение и перечисление значимых объектов картины).  
  • «Доскажи словечко» (подбор рифмованных слов).
  • «Художники» (рассматривание и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта).  
  • «Придумаем рифмованные строчки», «Сочини дальше» (придумывание рифмованных строчек по заданному словосочетанию).
  • «Скрепочка» (определение взаимосвязи между отдельными объектами картины).
  • «Лимерики» (создание рифмованных текстов по модели).
  • «Разноцветные прямоугольники» (фрагментарное рассказывание по пейзажной картине: ребёнок сначала составляет рассказ об отдельных фрагментах картины – закрытых прямоугольниками разного цвета, затем, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет).
  • «Единый сюжет» (объединение мини-рассказов в единый сюжет).

 При составлении творческих рассказов

  • «Сочинялки» (воспитатель «сочиняет» вместе с детьми по заранее намеченным вопросам).
  • «Пришел в гости волшебник» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
  •  «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» (составление творческих рассказов по пословицам).
  • «Соединялки»  (обучение детей составлению сказок по наглядным схемам, моделям, предметным картинкам, силуэтным и контурным изображениям).

Результативность:

Подводя итоги за 2013 – 2015 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что  используемые в течение года нетрадиционные методы и приемы по развитию связной речи детей с ОНР способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.

Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они  с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.

Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.

Значительно снизилось количество ошибок, свойственным детям с ОНР (нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста и др.). Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.

Заключение.

Использование данных нетрадиционных методов и приемов позволяют использовать детям все каналы восприятия, создают условия для более прочного усвоения компонентов языковой системы, повышают мотивацию к вербальным формам деятельности, способствуют развитию познавательной активности, создают ситуацию успеха в деятельности, развивают все компоненты связного речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Использование игр и игровых приёмов в развитии связной речи детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет увеличивается не только объем общеупотребительных слов, но и возрастает способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые сл...

Использование игр и игровых приёмов в развитии связной речи детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Также, дети могут подробн...

Использование игр и игровых приёмов в развитии связной речи детей 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс формирования фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологичес...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....