Использование игр и игровых приёмов в развитии связной речи детей 4-5 лет
консультация (средняя группа) на тему
В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Также, дети могут подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений, рассказывать невероятные истории. Часто дошкольники 4-5 лет активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия). И поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется развитию описательного рассказа (рассказам-описаниям). Используют приемы мнемотехники: коллаж, мнемотаблица, мнемодорожка и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4-5.docx | 117.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр и игровых приёмов в развитии связной речи детей 4-5 лет
В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Также, дети могут подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений, рассказывать невероятные истории. Часто дошкольники 4-5 лет активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
И поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется развитию описательного рассказа (рассказам-описаниям). Используют приемы мнемотехники: коллаж, мнемотаблица, мнемодорожка и др.
1. «Странные рассказы». [2] Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов, например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»;
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.
2. Используя картинно-графический материал из пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой. [1]
- Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку (рисунок 1).
- Попросить дать имена изображенным на картинке детям.
- Задать вопросы:
– Кого кормят мама и дети?
– Как назвать этих птиц всех вместе?
– Каких птиц кормит мама? (Мама кормит домашних птиц.)
– Кто помогает маме? (Вова и Таня помогают маме.)
– Чем мама кормит гуся? (Мама кормит гуся горохом.)
– Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном.)
– Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей.)
– Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники.)
- Предложить детям послушать получившийся рассказ.
- Попросить детей пересказать рассказ по картинно-графическому плану (рисунок 2, 3, 4).
Рис. 1 | Рис. 2 |
Рис. 3 | Рис. 4 |
3. «Волшебный мешок» [2]
Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.
Оборудование: 8-10 различных фигурок, коробочка.
Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
- Бардышева Т. Ю, Моносова Е. Н.: «Методические рекомендации к наглядно – дидактическому пособию «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Картинно-графические планы рассказов». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
http://sundekor.ru/referat/bystro/didakticheskie-igry-po-razvitiiu-slovesnogo-tvorchestva/
- Мне нравится (2)