Консультация для педагогов логопедических групп
консультация по коррекционной педагогике на тему

 Людмила Викторовна Ткачева

Консультация по наставничеству «В помощь воспитателю логопедической группы: совмещение программы коррекционного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями с основной общеобразовательной программой МДОУ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по наставничеству «В помощь воспитателю логопедической группы: совмещение программы коррекционного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями с основной общеобразовательной программой МДОУ»

Консультацию подготовил: воспитатель

Ткачёва Людмила Викторовна,

МКДОУ Д/С № 108 «Зазеркалье»

Совместная деятельность логопеда и воспитателя логопедических групп при совмещении программы коррекционного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями с основной общеобразовательной программой МДОУ.

Цель консультации: взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности.

Задачи.

Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ, включающая диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Построение содержания коррекционно-развивающей деятельности с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

Направления работы.

Общеобразовательные.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Обеспечение их интеллектуального и личностного развития.

Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.

Коррекционно – развивающие.

Исправление речевых и сопутствующих ему речевых нарушений у детей

Взаимосвязь.

Семинары, индивидуальные беседы.

Совместное обследование.

Еженедельные логопедические пятиминутки по индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями.

Консультации.

Открытые занятия, взаимопосещение.

Совместные занятия, досуги, развлечения, праздники.

Формы работы

1) анализ результатов образовательной деятельности по коррекционной работе;

2) подготовка и обсуждение учебно-методических пособий и дидактических материалов по логопедии;

3) проведение открытых логопедических занятий и логопедических часов;

4) подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики проведения диагностики и коррекции речевых нарушений,

5) обсуждение и утверждение календарно-тематического плана;

6) обсуждение методики проведения отдельных видов занятий и содержания дидактических материалов к ним;

7) организация и внедрение новых технологий обучения;

8) разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе;

9) посещения занятий с целью обмена опытом и совершенствования методики проведения логопедических занятий.

10) совместные заседания в целях обмена опытом работы;

11) изучение опыта работы М/О других учебных заведений и обмен опытом этой работы;

12) проведение выставок, конкурсов т. д.

Диагностическая работа

Воспитатель

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности;

историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания;

проводит диагностику общего развития.

Логопед

проводит комплексное логопедическое обследование детей, результаты которого отображает в «Экранах звукопроизношения»;

знакомит воспитателя с «Листами учета результатов обследования», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием; дефектами звукопроизношения и другими нарушениями речевого развития.

Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели и логопеды планируют деятельность с детьми исходя из основных коррекционных задач, работая совместно:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей.

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя.

Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания детей.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности.

Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и повседневной жизни.

Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции логопеда:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Устранение недостатков слоговой структуры слова.

Формирование послогового чтения.

Отработка новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

Предупреждение нарушений чтения и письма.

Развитие психических функций.

Функции воспитателя

Учет лексической темы при проведении занятий в группе в течении недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой общей моторики.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом (бездефектном) речевом материале.

Документация логопеда (после обследования).

Тетрадь №1 – речевая карта на каждого ребенка.

Тетрадь № 2 – связь работы логопеда и воспитателей.

Тетрадь № 3 – рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий.

Тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого ребенка.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

После обследования проводится организационное родительское собрание, логопед обсуждает с воспитателем примерный перечень занятий на неделю.

Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.

Данная работа различна по организации, приемам, по продолжительности, требует различных знаний, умений и навыков.

Логопед - исправляет нарушения речи;

подготовительный этап: в зависимости от характера нарушения вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Этап появления звука: ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи, автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.

Воспитатель - под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

подготовительный этап: по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука: закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука – по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи всех работников детского сада и родителей. Каждому специалисту, работающему с детьми, имеющими речевые нарушения, важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно влечет за собой стойкие нарушения чтения и письма, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому, понимая важность и необходимость проведения коррекционно-воспитательной работы, наше дошкольное учреждение оказывает необходимую помощь каждому воспитаннику.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»

привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда....

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...

Консультация для педагогов логопедической группы

Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»...

Консультация для педагогов логопедической группы

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»...