Конспект организованной образовательной деятельности «Как дикие животные к зиме готовятся». (старшая группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Редозубова Ирина Викторовна

Тема занятия:  «Как дикие животные к зиме готовятся» Открытое интегрированное занятие  в старшей группе с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kak_dikie_zhivotnye_k_zime_gotovyatsya.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад №40»

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Как дикие животные

к зиме готовятся». 

(старшая группа)

 Подготовила

 учитель - дефектолог

Редозубова И.В.

ЗАТО Северск 2016 г.

Тема занятия:  «Как дикие животные к зиме готовятся»

Открытое интегрированное занятие

в старшей группе с детьми ОВЗ

Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие» - доминирующая область, «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности. Игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Цель: закрепление знаний детей о диких животных.

ОО «Познавательное развитие»

Образовательная задача.

Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных, воспитывать бережное отношение к животным. Учить собирать изображения животных из частей, узнавать их, использовать звукоподражание (у животных).

Коррекционная задача.

Развивать внимание, память, восприятие, мышление, ориентировку в пространстве, диалогическую и монологическую речь.

Интеграция с другими областями.

ОО «Речевое развитие». Учить детей рассказывать о диком животном с помощью презентации. Способствовать эмоциональному восприятию образного языка поэтических произведений об осени. Продолжать учить загадывать и отгадывать загадки.

ОО «Социально-коммуникативное развитие». Учить детей общаться между собой спокойно, не перебивать товарища.


Методы. Игровой, наглядный, словесный.

Педагогические технологии.  Социально-игровые и здоровье сберегающие подходы.

Материал: Изображение диких животных и их мест зимовки (домиков), презентация, интерактивная доска.

Предварительная работа
• На прогулке наблюдать за тем, как птицы собираются к отлету в теплые края, какие изменения произошли в природе,
• Беседы о поздней осени;
• Чтение художественных произведений: «Серая шейка»  Мамин - Сибиряк, Г.А.Скребицкий «На лесной полянке», И.С. «Соколов – Микитов «Лесные картинки. Осень в лесу» и т.д.

• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных осенних деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала и т.д.

Ожидаемый результат:
Дети с интересом наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Содержание НОД:

I.Вводная часть.

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Но сейчас пока у нас осень. (СЛАЙД 1)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной, стоит над светлою поляной. (СЛАЙД 2)

    Осенью природа готовится к зиме. Кусты и деревья сбрасывают свои листья. (СЛАЙД 3)

Птицы улетают в теплые края. (СЛАЙД 4)

 Погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег. (СЛАЙД 5)

II. Основная часть: 

 Актуализация ранее приобретенных знаний.

И мы, люди, готовимся к зиме, правильно?

А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна и т.д.).

Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим, с вами, как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам! Но с начала  мы поиграем с пальчиками.

1.Пальчиковая гимнастика.

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Это лисенок, это волчонок,  

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной

медвежонок.   (Вращают большим пальцем.)

– Как назвать этих животных одним словом? Дикие.

2.Как дикие звери к зиме готовятся.

И так, скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора.

Они готовятся встретить зиму. (СЛАЙД 6)

Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. 

Кто это?

  • Летом по лесу гуляет, А зимой в берлоге отдыхает.(Медведь)
  • Сердитый недотрога
    Живёт в глуши лесной.
    Иголок очень много,
    А нитки не одной.
    Ёжик.

 Медведь и ежик. (СЛАЙД 7)

Медведь. Все лето и осень он готовится к зиме : ест много, ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, такое место называется валежник, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло. (СЛАЙД 8)

  • Под корягой в буреломе
    Спит медведь, как будто в доме.
    Положил он лапу в рот
    И, как маленький, сосёт.
     (СЛАЙД 9)

- Где будет спать медведь? В берлоге.

Ёжик. Осенью ежи отъедаются, жиреют, а зимой спят. В ясные осенние дни готовит ёж тёплый домик. Выберет глубокую яму под пнём и принимается за работу. Еж нанизывает опавшие листья на иглы и устилает ими свою норку. Когда настанут холода, еж забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Придёт зима, наметёт над норой сугроб. Под ним, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. (СЛАЙД 10)

  • Протоптал немало стёжек
    По лесам колючий ёжик.
    Он трудился не напрасно-
    Делал на зиму запасы.
    Пусть морозы не страшат
    Ни ежиху, ни ежат! 
    (СЛАЙД 11)

- Где спрячется ежик? В норе. Как ёжик утепляет свой домик.

Другие животные делают запасы на зиму. (СЛАЙД 12)

  • То рыжая, то серая,
    А по названью белая. Это белка. 
  • Маленький шарик под лавкой шарит.(Мышь)

Это белочка и мышь полевка.


Белка. В конце лета и осенью белочка собирает грибы — готовит себе пищу на зиму. Она рассовывает по дуплам, по древесным щёлкам орехи и жёлуди. Всё это ей пригодится в зимнюю пору. Белочка рыжую шубку меняет на серо-голубую. К зиме белки не только запасают еду: они заботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей травой и мхом щели в гнёздах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь всё готово, можно и зиму встречать. (СЛАЙД 13)

  • Белка спряталась в дупло -
    В нём и сухо и тепло,
    Запасла грибов и ягод
    Столько, что не съесть и за год.
     (СЛАЙД 14)

Где живет белка? В дупле. - Как она подготовилась к зиме? Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки  или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

Мышка-полевка торопится набить свои кладовые, делает запасы пищи впрок. Она делает себе зимнюю норку прямо в стогу или под хлебными скирдами и каждую ночь ворует зерно. К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка - в свой вход. Под землей - спальня и несколько кладовых. Зимой полевка собирается спать только в самые сильные морозы. Поэтому она делают большие запасы хлеба. (СЛАЙД 15)

Но есть животные, у которых нет домика, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. (СЛАЙД 16)

 Комочек пуха, длинное ухо,
   Прыгает ловко, любит морковку. Это заяц. 

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? Волк


Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. (СЛАЙД 17)

  • День и ночь по лесу рыщет,
    День и ночь добычу ищет.
    Ходит-бродит волк молчком,
    Уши серые — торчком.
    (СЛАЙД 18)

 Заяц летом был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. (СЛАЙД 19)

  • У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора:
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора.
     (СЛАЙД 20)

- Как же он готовится к зиме? Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

 - Какого? - Почему белого? 
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка. Это хищные звери.

Лиса к зиме тоже готовится. К зиме на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. У лисы зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, мышами-полёвками. Зимует лиса не в норе. Этими жилищами они пользуются только при выращивании потомства, а все остальное время проводят на открытом месте. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. (СЛАЙД 21)

  • Рыжий мех и хвост пушистый ,
    Острожный шаг лесу .
    Прячет хитрая лисица 
    До поры свою красу .
    Выследит в кустах добычу 
    И спешит к свое норе .
    Хоть красива , все же хищник -
    Надо помнить детворе .
     (СЛАЙД 22)

3.Физминутка. «Как на горке снег» И. Токмачова

Как на горке — снег, снег,               
(Дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»; 
 руки постепенно поднимаются вверх  — вдох).
И под горкой — снег, снег,               
(Приседают, опускают руки — выдох).
И на елке — снег, снег,            
(Опять встают и поднимают руки — вдох).
И под елкой — снег, снег.                
(Приседают, опускают руки — выдох).
А под снегом спит медведь.               
Тише, тише … Не шуметь!   
   
(На цыпочках бегут по кругу. 
На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей).

III. Заключительная часть

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

Детям  предлагаются разрезные картинки с

изображениями животных. В игре принимают участие дети, в зависимости от количества картинок.

5. Игра “Помогите животным найти свой дом”

На доске изображения диких животных.  Дети называют животное и вспоминают, как называется его домик.

6. Итог занятия.

-Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Вот она какая зима» в первой группе раннего возраста (развитие речи)

Конспект организованной образовательной деятельности «Вот она какая зима» в первой группе раннего возраста (развитие речи)...

Конспект организованной образовательной деятельности «Вот она какая зима» в первой группе раннего возраста (развитие речи)

Конспект организованной образовательной деятельности «Вот она какая зима» в первой группе раннего возраста (развитие речи)...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Зима" в подготовительной группе группе

Дети систематизируют и обобщают знания о зиме[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12089075","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 135px; height: 180px;"}}]]...

Непрерывная образовательная деятельность «Жизнь диких животных зимой»

Расширение знаний детей о диких животных и особенностях их жизни зимой....

Конспект непосредственной образовательной деятельности " Жизнь диких животных зимой"

На занятии расширяем, обогащаем и закрепляем знания об изменениях в жизни диких животных в зимнее время                          ...

Конспект образовательной деятельности «Вот она какая зима» в первой группе раннего возраста (развитие речи)

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года.Задачи:• рассмотреть с детьми снежинку (легкая, воздушная, белая).• уточнить понятия «высоко»...