Презентация на тему: «Предметно-развивающая среда как одно из условий организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста c ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике

Криушова Юлия Васильевна

Особенность организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №4 «Росинка» «Предметно-развивающая среда как одно из условий организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста c ОВЗ »

Слайд 2

« Среда воспитывает человека...путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды ». Л.С. Выготский

Слайд 3

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. При совместном обучении с учетом индивидуальных особенностей дети: - получают опыт согласования своих интересов с интересами других людей; - учатся общаться, взаимодействовать друг с другом; - обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты; - замечая различия в интересах, способностях, навыках, учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Слайд 4

Проектирование среды должно ориентироваться на следующих принципах: - дистанции, позиции при взаимодействии; - активности, самостоятельности, творчества; - стабильности – динамичности; - комплексирования и гибкого зонирования; - эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых; - сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; - принцип открытости – закрытости; - принцип учета половых и возрастных различий детей; - принцип учета индивидуальных особенностей детей.

Слайд 5

В чем же заключается особенность организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ? - Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать, что ведущим нарушением является двигательный дефицит . И первое условие успешного обучения – это вертикализация и движение ребенка. Вертикализация — cовременная реабилитационная методика профилактики и устранения осложнений, связанных с длительным пребыванием пациента в лежачем положении. Суть вертикализации состоит в плавном переводе лежачего пациента в вертикальное положение.

Слайд 6

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). -маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение; -организация рабочего места для занятий с ребенком(комфортное освещение, минимальное количество предметов в поле зрения ребенка, специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола); -зонирование пространства группы на зоны игры, отдыха, занятий с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.

Слайд 7

Предметно-развивающая среда для детей с нарушением зрения. - Обеспечение ребенку лучших условий для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используя разные маркеры: световые, цветовые атрибуты, сигналы - соблюдение дозированного режима зрительных нагрузок и специальный режим освещения: - обязательное проведение зрительной гимнастики при высокой зрительной нагрузке во время фронтальных занятий (схемы-тренажеры для зрительных гимнастик); -подбор адекватного дидактического материала ( рельефного, контурного, яркого ).

Слайд 8

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха. Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Для эффективного развития ребенка с нарушением слуха необходимы: - Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий; - Схемы составления описательных рассказов, предложений; - Схемы последовательности действий.

Слайд 9

Предметно-развивающая среда для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) - обязательное зонирование групповой комнаты выделение зоны для творчества, (оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности).; -создание места для релаксации; -визуальная поддержка (создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках); -чередование внешних раздражителей по новизне, силе воздействия. - достаточный ассортимент игрушек (игрушки должны быть красочные, простые и одновременно выразительной формы, в тоже время они должны реалистично изображать объекты реальности)

Слайд 10

Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР. - мебель и оборудование расставлены таким образом, что бы обеспечить свободное и безопасное передвижение детей; - не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других; - «Тихие» и «Шумные» центры достаточно разнесены; - обязательное наличие в группе уголков отдыха для зрительного и физического расслабления детей, где имеются ковровое покрытие спокойного тона, мягкая детская мебель, «сухие» аквариумы, аудио записи со звуками природы. - наличие в группе индивидуального авторского пространства («мой секретик») для хранения своих секретов, игрушек и каких либо личных вещей, что немаловажно для детей с ЗПР. -цветовая палитра должна быть представлена пастельными тонами

Слайд 11

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта. 1.Предметы: - для развития перцептивных действий; - для развития сенсорной сферы; - для обследования различной формы, цвета, величины; 2. Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Слайд 12

Предметно-развивающая среда для детей с нарушением речи. -оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами; -сменяемость оборудования (раз в неделю) - оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики - в группе обязательно оборудуется уголок «Будем говорить правильно»( картотеки предметных и сюжетных картинок, настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам, мнемотехнические средства, символы, схемы).

Слайд 13

« Дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей» Л.С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей".

Проблема гендерного  воспитания волнует сегодня большое  количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формировани...

Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному тр...

технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...

«Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя Скрябиной Ирины Георгиевны

laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...