Составление индивидуальной программы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
консультация по коррекционной педагогике

Бычок Елена Владимировна

Доклад по теме "Инклюзивная педагогика" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ КВ «Детский сад №1 «Синяя птица»

г. Дзержинский

Тема: «Составление индивидуальной программы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Введение

Рост числа детей с комплексными нарушениями развития обусловливает необходимость активизации работы по социализации и адаптации их в современном обществе.  Широкое практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики на самых ранних сроках развития ребенка приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному возрасту достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Важным условием в такой ситуации играет ранняя диагностика особых психо - физических состояний и всесторонняя комплексная помощь детям на базе неспециализированных дошкольных заведений подготовленных к инклюзивному подходу в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

 Внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения приводит к положительному результату и часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему развитию к нормативному, перераспределяется из специального образовательного пространства - специальных(коррекционных) школ - в общеобразовательное пространство массовой школы. Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка и, зачастую, определяет его дальнейшее будущее. В связи с этим,  неспециальное образовательное учреждение, осуществляя сопровождение детей, должно быть адаптивным потребностям и возможностям особой части своего контингента - детям с ОВЗ и, не ущемляя прав, создавать условия для полноценного развития личности и получения необходимых знаний и умений.

Российская модель инклюзивного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду, как целостность. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Специальное образовательное учреждение не выводит ребенка из изолированного мира, а замыкает в узкий круг школьного коллектива, зацикливает на проблеме ограниченных возможностей здоровья, развивает навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Потому Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсацию недостатка он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющем дефекты развития приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что ориентировка на детей с нормальным развитием должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.

Инклюзия, по опыту применения на практике, признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия реализует право на образование для каждого, независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа является не только учреждением, направленным на реализацию образовательных программ, но и является основной площадкой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальных особенностей каждого, у ребенка происходит формирование личности, имеющей свою собственную, индивидуальную образовательную и жизненную траектории.

Наиболее эффективной на данный момент признана модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специального образовательного маршрута, индивидуальной комплексной образовательной программы.

Индивидуальной комплексная образовательная программа – это документ определяющий специфику форм и методов освоения образовательной программы с учетом рекомендаций городской ПМПК, диагностики особенностей личности ребенка и заключения специалистов образовательного учреждения, а также ожиданий родителей с целью наиболее полной реализации потребностей ребенка в образовательной и воспитательной сфере.  Индивидуальная комплексная образовательная программа является продуктом деятельности специалистов образовательного учреждения, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. На основании этого нормативного акта определяется форма и условия  получения ребенком образовательных услуг.

 В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В законе Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.

По результатам диагностики личности ребенка с ОВЗ специалистами составляется индивидуальный план по корректировке тех или иных нарушений. Эти рекомендации объединяются в индивидуальную комплексную образовательную программу по проведению коррекционной, диагностической, профилактической и реабилитационной работы педагогов и родителей. Целью такой программы является оказание помощи в адаптации ребенка с ОВЗ к условиям образовательного учреждения, успешной реализации его потребностей в образовании и воспитании, консультативное социально-педагогическое сопровождение семьи.

Основой проектирования индивидуальной образовательной программы становится создание условий для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с целью развития его индивидуальных возможностей, потому что индивидуальная программа подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку и особые средства образования с целью наиболее полного овладения им программным содержанием, обеспечивающим развитие личностных компетенций.

Содержание индивидуальной образовательной программы представляет единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Данные разделы позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку ребенка с ОВЗ по различным направлениям. Содержание разделов группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих основной материал.

Индивидуальные программы для воспитанников с ОВЗ могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным курсам, дисциплинам или к программам общего обучения и воспитания детей и быть разработаны с целью компенсации его недостатков. Приоритет при этом должен быть отдан индивидуальным комплексным программам развития и обучения ребенка. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа должна содержать такие задачи, которые будут доступны для освоения ребенку в ближайшее время, а также указания на приемы и методики которые помогут ему достигнуть успеха в дальнейшем. Содержание программы определяется на психолого – педагогическом консилиуме специалистов детского образовательного учреждения и определяет какие задачи программы будут решаться каждым из участников консилиума в их непосредственной деятельности на занятиях с ребенком.

Работа над индивидуальной программой обучения и развития детей с ОВЗ - это творческий и довольно сложный процесс, который имеет целью раскрытие новых способностей каждого ребенка с учетом его особенностей. Основой успешной работы по индивидуальной программе является соблюдение некоторых правил:

  1. Положительное отношение к занятиям, заинтересованность ребенка.
  2. Соответствие содержания занятий интересам, наклонностям и уровню развития.
  3. Регулярность проведения коррекционно - развивающих занятий.

Нормативно-правовое обеспечение.

Создание индивидуальной комплексной образовательной программы базируется на нормативно- правовых документах. В соответствии с ч.1 ст.79 «Федерального Закона об образовании РФ» установлено, что содержание образования и условия организации воспитания и обучения для детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов еще и индивидуальной программой реабилитации и адаптации инвалида (ИПРА). Для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны адаптированные общеобразовательные программы с учетом их физических и индивидуальных возможностей. Принят целый ряд нормативных актов, определяющих требования к разработке подобных программ. Ведущие специалисты в области образования разработали проект Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ и проекты ФГОС для обучающихся с ОВЗ всех категорий. Целью данных стандартов является определение необходимых условий для получения образования детей с ОВЗ, представление примерных адаптированных программ для различных категорий учащихся и определение требований к результатам освоения программ и к итоговым результатам их освоения для каждого уровня образования. В ст. 2 «Закона об образовании» в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ дается определение адаптированной программы :

Адаптированная программа – программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ, разработанная с учетом их психофизического развития и индивидуальных способностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Таким образом, осуществляется право детей с ОВЗ на получение образования путем создания адаптированных условий и программ, учитывающих их особенности и индивидуальные потребности. Организуется комплексная помощь в процессе развития и обучение, обеспечиваются оптимальные условия для их социализации.

Согласно проекту Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ, определяющим, что уровень образования для каждого определяется его индивидуальными возможностями, каждый ребенок может находиться в среде сверстников, чьи нарушения не обязательно однотипны.

Наряду с этими документами обязательными являются требования Сан Пин к организации образовательной среды. Образовательная организация должно создать условия для детей с ОВЗ, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении.  Нормы Сан Пин распространяются на все виды образовательных организаций вне зависимости от их типа, вида и форм собственности.

В проекте «Единой концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ», «Концепции содержания непрерывного образования» и в «Методическом письме «Института возрастной физиологии Российской Академии образования» об использовании индивидуальных образовательных программ», подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.

Порядок разработки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закреплять локальными нормативными актами. «Положение об индивидуальной образовательной программе» поможет педагогам в разъяснении структуры индивидуальной образовательной программы, порядка разработки, реализации и корректировки.

Недавно разработанное «Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ» позволяет оценить результативность образовательного процесса лежащего в основе планирования педагогического корректирования. По результатам оценки строится индивидуальная педагогическая траектория для каждого ребенка с учетом особенностей его развития и осуществляется оптимизация работы с группой детей. Наблюдение за успехами ребенка проводится как в спонтанной, так и в специально организованных видах деятельности. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, направленные на выявление динамики развития и при необходимости корректировки программы. Специалисты предоставляют результаты оценки в конце учебного года и, учитывая динамику, разрабатывают индивидуальную программу развития на следующий учебный год.

Контроль за выполнением программы и ее результативностью осуществляется администрацией образовательной организации в различных формах, включая контроль на занятиях и проверку документации. Результаты контроля уровня развития детей от2 до 7 лет хранятся у педагогов, воспитателей и специалистов и обновляются по мере необходимости. По окончании отчетного периода все данные должны быть оформлены в виде отчета и переданы администрации.

Теоретико-методологическая основа индивидуальной программы базируется на взаимосвязи 3-х подходов:

  • нейропсихологический;
  • комплексный;
  •  междисциплинарный.

Нейропсихологический подход выявляет причины, лежащие в основе трудностей в обучении. Изучение личности ребенка с точки зрения медицины (нейро-физиологическое обследование) и психологии помогает определить динамику психических процессов и личностной сферы каждого обучающегося с ОВЗ, которые проявляются при локальных поражениях головного мозга. На основе индивидуальных способностей ребенка строится программа его развития и реабилитации.

Комплексный подход обеспечивает учет медико-психолого-педагогических сведений о ребенке. Этот подход подразумевает сопровождение детей с ОВЗ и реализуется путем достижения следующих задач:

  1. Создание эмоционально комфортного микроклимата в группе сверстников и педагогическом составе.
  2. Изучать индивидуальное развитие детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер.
  3. Оказывать содействие детям нуждающимся в индивидуальных программах и форме организации занятий.
  4. Своевременно проводить раннюю диагностику нарушений в развитии.
  5. Повышать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в работе с детьми с ОВЗ.

Осуществление инклюзивных практик в образовательном учреждении возможно при наличии в нем достаточного количества специалистов, взаимодействии с другими образовательными организациями, в том числе по вертикали «детский сад – школа», тесном сотрудничестве с региональными координационными центрами. Немаловажным фактором является и организация доступной (безбарьерной) среды, позволяющей ребенку свободно передвигаться и осуществлять естественные потребности в условиях образовательного учреждения.

Междисциплинарный подход обеспечивает совместную работу различных специалистов, реализующих комплексную программу развития ребенка с ОВЗ. Учитель-дефектолог проектирует структурные составляющие программы и занимается её разработкой. Учитель-логопед и педагог-психолог предоставляют данные обследования ребенка с ОВЗ и определяют его статус. Координатор по коррекционной работе организует координационное сопровождение всех участников процесса с учетом всех нормативных документов. Заведующий или директор образовательно организации несет ответственность за реализацию и содержание комплексной индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ. Психолого-педагогический консилиум определяет методы и формы реализации программы и в случае необходимости проводит их корректировку. Здесь же проводится мониторинг эффективности и определяются временные рамки. Воспитатели и педагоги описывают способы работы по обеспечению линейности программы и соответствию учебному плану. Родители или законные представители вносят предложения по организации образовательного процесса, предоставляют медицинские и иные документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ.

Этапы проектирования комплексной индивидуальной образовательной программы:


1 этап: Целевой (постановка целей, мотивов и потребностей ребенка при получении коррекционного образования). 
2 этап: Содержательный (обоснование структуры и отбор содержания коррекционно-развивающей работы, установление взаимосвязи с другими занятиями. происходит  разработка содержания программы).
3 этап: Технологический (определение используемых технологий, методик и способов обучения и воспитания)
4 этап: Диагностический (определение системы диагностического сопровождения ребенка).
5 этап: Организационно-коррекционно-педагогический (разработка условий и путей достижения коррекционных и педагогических целей)

Учителя-логопеды и дефектологи структурируют процесс, согласуют мотивы, цели и индивидуальные потребности ребенка с возможностями образовательной среды в каждом образовательном учреждении.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются:

  • соблюдение интересов ребенка;
  • системность;
  • непрерывность;
  • вариативность и рекомендательный характер.

Структура индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ :

В зависимости от целевого назначения программа и возраста ребенка программа может иметь различную структуру. Например:

  1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная программа, для кого разработана ).
  2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной программы, периодах и формах мониторинга освоения программы, участниках реализации, описание режима при краткосрочном пребывании в группе и др.)
  3. Индивидуальный учебный план (возможные изменения последовательности, количества часов отводимых на изучение тем с учетом потребностей ребенка).
  4. Содержание программы (с учетом ФГОС задаются содержательно-целевые рамки освоения программы, согласуется индивидуальный учебный план). Данный раздел рекомендуется разделить на 3 компонента: воспитательный, образовательный и корректирующий)
  5. Заключения и рекомендации (обоснование корректив по результатам диагностики и рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка с ОВЗ на следующем этапе образования).
  6. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы за период реализации (прогнозируется динамика освоения программы, раскрываются формы работы для достижения результативности, описывается материально-техническое обеспечение).

Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы.

При проектировании и реализации программы следует соблюдать соответствующую последовательность действий:

  1. Анализ требований ФГОС, содержание программ и базисного учебного плана.
  2. Изучение психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ.
  3. Проектирование структурных составляющих индивидуальной образовательной программы (если нет Положения об индивидуальной образовательной программе в образовательном учреждении).
  4. Определение сроков реализации программы (полугодие, год или весь период обучения).
  5. Формулирование конкретной цели программы, с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  6. Определение круга задач в рамках программы.
  7. Определение содержания индивидуальной образовательной программы. Описание способов реализации программы.
  8. Планирование форм реализации программы (индивидуальные, подгрупповые или групповые занятия)
  9. Алгоритм взаимодействия специалистов, педагогов и родителей ребенка с ОВЗ.
  10. Разработка формы и критериев мониторинга динамики освоения программы.

Программно-методическое обеспечение коррекционной работы.

В процессе развивающей и коррекционной работы используются различные программы помогающие решать вопросы взаимопонимания со взрослыми, сверстниками, корректировать эмоциональные и личностные нарушения, облегчить адаптацию ребенка к образовательному учреждению.

  1. Психолого-коррекционно-развивающее: методическое пособие «Нравственные беседы с детьми»(автор Ручкова), «Тесты для дошколят» (Топоркова, Щербинина), серия методических пособий Клауса Фопеля, программа «Давайте жить дружно» (Крюкова, Слободинюк) и другие.
  2. Логопедическое: «Программа коррекционно-развивающей работы»  и «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР»  (Нищева), «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (Чиркина, Филичева), «Программа логопедической работы с детьми овладевающими русским (неродным) языком» (Чиркина, Филичева, Туманова).
  3. Тифлопедагогическое: « Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида» (Плаксина), методическое пособие «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения» (Щипицына), методическое пособие «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» (Плаксина) и другие.
  4. Дефектологическое: «Программа обучения и воспитания детей с ДЦП дошкольного возраста» (Симонова), «Программа воспитания и образования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Боряева, Гаврилушкина, Зарин, Соколова) и другие.

Роль индивидуальной программы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования нельзя недооценивать. Программы позволяет решать множество вопросов :

  • предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
  • обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;
  • обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;
  • постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ. 

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья  детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений. 

Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...

Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Данный тренинг направлен на профилактику психологического здоровья педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие способности к саморегуля...

«Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (очная)

Повышение квалификации за межаттестационный период «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (о...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнив...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии.

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнив...