Главные вкладки

    Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ
    презентация по коррекционной педагогике

    Абашева Виктория Витальевна
    Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompleksnoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.pptx408.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ Подготовила учитель-логопед Виктория Витальевна Абашева

    Слайд 2

    Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16) К ним относятся: - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие); - дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); - дети с тяжёлыми нарушениями речи; - дети с задержкой психического развития; - дети с умственной отсталостью; - дети с расстройством аутистического спектра и другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

    Слайд 3

    Сопровождение детей с ОВЗ Сопровождение – помощь, поддержка В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В детских садах создана служба, осуществляющая психолого-медико - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ( ПМПк ), которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог- психолог, воспитатели, медицинский работник. Целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

    Слайд 4

    Социальное образование В России для детей с ОВЗ создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных, коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей с ОВЗ в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

    Слайд 5

    Инклюзия – Альтернативой специальному образованию таких детей в России является выстраивание системы совместного обучения ребят с ОВЗ и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных садах и школах. - Инклюзия – вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения. В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

    Слайд 6

    Стартовые условия для инклюзи и В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия: - Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, есть специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. - Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, есть специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

    Слайд 7

    В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять в: Группа комбинированной направленности - Нормально развивающиеся дошкольники совместно обучаются с детьми, у которых есть те или иные виды нарушений. - Вне зависимости от числа таких воспитанников педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. - Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений. Группа компенсирующей направленности - Посещают дети с одним и тем же нарушением . Исходя из особенностей детей, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей. - В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа.

    Слайд 8

    Проблемы развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями Дети с дефектами речи — это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении. Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи являются ограниченность мышления, отклонения в эмоционально-волевой сфере, неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность, неустойчивое психическое состояние.

    Слайд 9

    Проблемы развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями Дети , страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.

    Слайд 10

    Основные этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляется в рамках ПМПк 1 этап сбор информации о ребенке (обследование специалистами, педагогами, медицинскими работниками) 2 этап разработка адаптированной образовательной программы разработка индивидуального маршрута сопровождения 3 этап коррекционная работа с ребенком 4 этап результаты коррекционной работы корректировка индивидуального маршрута сопровождения

    Слайд 11

    Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ: - Сбор информации и составление банка данных с ОВЗ; - Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, - Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ; - Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей; - Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия; - Составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ группой педагогических работников; - Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка; - Информирование родителей о результатах работы с детьми; - Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели; - Проектирование последующей работы с детьми.

    Слайд 12

    Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения

    Слайд 13

    Учитель -логопед - Логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов; - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части его речевого развития. - Разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком; - Разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов; - Обеспечение совместной деятельности детей в соответствии с программой; - Взаимодействие с родителями.

    Слайд 14

    Педагог-психолог - Психологическая диагностика; - Участие в разработке адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части формирования познавательных психических процессов и эмоционально-волевых качеств; - Осуществление коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ; - Сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы. - Разработка рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики; - Взаимодействие с родителями.

    Слайд 15

    Воспитатель - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его способностями; - Включение коррекционных мероприятий в каждую из образовательных областей при планировании работы; - Фронтальные, индивидуальные формы работы с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; - Экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность; - Беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы; - Игры, упражнения на восприятие цвета и формы; - Упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; - Комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия); - Обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений; - Формирование связной речи; - Взаимодействие с родителями.

    Слайд 16

    Инструктор по физической культуре - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ по формированию физических качеств и здорового образа жизни; - Игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; - Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха ; - Подвижные , спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; - Игры на развитие пространственной ориентации . - Взаимодействие с родителями.

    Слайд 17

    Музыкальный руководитель - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ по разделу « Музыкальное развитие» в соответствии с его способностями ; - Использование фонопедических упражнений для развития носового , диафрагмального, брюшного дыхания, стимуляции гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга; - Музыкально-ритмические игры; - Упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; - Этюды на развитие выразительности мимики, жеста; - Игры-драматизации. - Взаимодействие с родителями.

    Слайд 18

    Заместитель заведующей по УВР : руководитель службы сопровождения - перспективное планирование деятельности службы, - координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Методическая составляющая в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации коррекционно-педагогической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

    Слайд 19

    Вывод - Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна , в условиях инклюзивного образования предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер . - Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

    Слайд 20

    Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы

    Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...

    «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».

    Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в  ДОУ общеразвивающего вида....

    Взаимодействие специалистов ДОУ в работе по коррекции речевых нарушений у детей.

    В статье раскрыт опыт работы взаимодействия специалистов логопедического детского сада....

    Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОО.

    В презентации описана модель взаимодействия всех участников педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной орган...

    Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

    Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

    Медико-педагогические технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования

    В статье раскрывается суть метода динамической электронейростимуляции (ДЭНС) - уникальный инструмент в логопедии. Помогает восстановить речь у детей и взрослых аппаратным лечением, по системе Су Джок ...

    Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

    С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следу...