Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

Бурдукова Елена Алексеевна

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним и составляющие неотъемлемую часть его.  Для родителей, нормально развивающегося ребенка,  детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми и узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

                С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним и составляющие неотъемлемую часть его.  Для родителей, нормально развивающегося ребенка,  детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми и узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Цель - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей детям с ОВЗ получать знания, реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Задачи:

  • Создание единой образовательной среды для детей с особенностями развития;
  • Организация эффективного психолого- педагогического сопровождения процесса.

Принципы инклюзивного образования:

  •  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным  и нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Для детей с ОВЗ достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

                   Построение инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:

  • Диагностика   индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ.
  • Составление Индивидуального образовательного маршрута
  • Планирование образовательного процесса с учетом особых индивидуальных потребностей детей
  •  Организация совместной жизнедеятельности детей  
  • Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

        Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены на:

1) обеспечение коррекции речевых  нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.                                                                                                          

     Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалия и заикание, детская афазия и др.                 У детей с ТНР   снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь), недостаточный  уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

         Уровня речевого развития:

   Дети с первым уровнем не владеют общеупотребительными средствами речевого общения. Они произносят отдельные лепетные слова и звукоподражания, могут использовать невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию).

    У детей со вторым уровнем имеются зачатки общеупотребительной речи,  они пользуются при общении простой аграмматичной фразой. Их активный словарь состоит в основном из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги  не употребляются; слоговая структура слов нарушена.

Дети с третьим уровнем пользуются развернутой фразой; для них характерна недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; отмечаются фонетико-фонематические нарушения.                                                                                   Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы Адаптированная образовательная программа (АОП).                   АОП составляется на основе рекомендаций ТПМПК и  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов ППК: воспитателей, педагога – психолога, учителя – логопеда.                                                                                                             Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы. Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:           1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ.                                                   2. Разработка перспективного плана коррекционно-развивющей  работы (индивидуальной программы развития) с детьми.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта.       4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной речи обучающихся.                               5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, по каждому предмету начальной школы, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗОпределение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение  материала.                                                                                                                            6. Проведение изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития .

         7. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.

         8. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ его семьей.

         9. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию детей с ОВЗ.

            10.  Соблюдение здоровьесберегающих условий  

             11. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности, обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств  речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков речи,  их профилактику. Консультирование педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

         12. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

            Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

             Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь;
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы,
  • объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
  • здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

Заключение:

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОО.

В презентации описана модель взаимодействия всех участников педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной орган...

Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...

Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО

Файл содержит материал для доклада на МО логопедов по комплексному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО....

Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитыв...

О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии ...

Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности

Особенности организации работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности...