Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лысенко Любовь Владимировна

Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и включения их в коррекционно–педагогический процесс, стала актуальной т.к. это является важнейшим условием полноценного психического развития и успешной коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Купинский филиал государственного бюджетного учреждения Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и включения их в коррекционно–педагогический процесс, стала актуальной т.к. это является важнейшим условием полноценного психического развития и успешной коррекции ребенка с особыми образовательными потребностями.

Именно родители являются главными людьми для детей дошкольного возраста. В Законе РФ "Об образовании" особо подчеркивается одна из основных задач для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста - это "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".

Для успешного закрепления поставленных звуков и коррекции лексико-грамматических средств, в самостоятельной речи детей недостаточно только времени на логопедическом занятии, где в условиях учебных упражнений не хватает ситуаций естественного общения. Часто, правильно произнося звуки при отраженном повторении или под непосредственным контролем логопеда, в ситуациях обычного общения дети продолжали употреблять неправильное произношение. А пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной (не заученной, не повторяемой след за взрослым) речи, т.е. не выработает самоконтроль, процесс исправления звукопроизношения нельзя считать законченным. На данном этапе работы очень важен контроль родителей за произношением детей. Это значит, что необходимо создавать единое пространство развития речи ребенка, используя важнейшие моменты его жизнедеятельности в семье с целью коррекционной работы. И здесь возникает проблема: у одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым коррекционно-развивающим мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. Следовательно, учитель – логопед должен вести работу с родителями, с целью формирования логопедической компетентности. А для этого необходимо научить родителей в условиях постоянной нехватки свободного времени педагогически грамотно заниматься с детьми дома.

На мой взгляд, коррекционное воздействие необходимо строить на основе двух взаимосвязанных процессов:

– организации различных форм помощи родителям;

– организации коррекционно – педагогической работы с ребенком.

Такой подход к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия.

Целью и задачами коррекционно–развивающей работы в системе взаимодействия «педагог – родитель», являются:

– оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми, в системе взаимодействия «родитель – ребенок».

– создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в образовательном учреждении.

Вся коррекционно-развивающая работа с семьей строится по следующим направлениям.

  • Первое направление позволяет ознакомить родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Это направление реализуется в форме логопедического обследования, сбора анамнеза, заполнения речевых карт, анкетирования и первичных бесед с родителями.
  • Второе направление это консультативно-рекомендательная работа с родителями. Организуя «Родительские собрания», родительские консультации, обмен опытом воспитания детей между родителями, оформление информационно-методических выставок для родителей, логопедических уголков, педагог реализует это направление, которое помогает сформировать у родителей адекватную позицию по отношению к проблемам ребенка. 
  • Третье направление предполагает ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в ОО. При знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре логопед обозначает цели и задачи совместной работы, рассказывает о системе логопедических занятий (ежедневные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы.
  • Четвертое направление коррекционно - развивающей работы с семьёй, предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных упражнений с ребенком. С целью повышения педагогической компетентности родителей, логопед проводит практикум по ознакомлению с органами артикуляции, развитию мелкой моторики…. Во время этих встреч родители получают полезную информацию, практические навыки, а так же очерчивают тот круг вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.
  • Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком.

Открытые просмотры являются одной из форм активного привлечения родителей к коррекционно–развивающей работе с ребенком логопатом. Это могут быть: детские утренники и праздники, тематические вечера с показом слайдов, выставки, выступления детей, открытые занятия. Ценность открытых просмотров, заключается в том, что родители могут увидеть результаты совместного труда педагогов, узких специалистов и самих родителей. В течение года в ОО рекомендуется проводить «Дни открытых дверей», чтобы родители посещали занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое логопедическое занятие-праздник, на котором их дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

И тем не менее, фронтальные формы работы, такие как родительские собрания, сегодня не приносят необходимого практического результата. Как нельзя лучше для решения этих проблем подходят совместные индивидуально-практические занятия «Еженедельный приём» для детей и родителей по закреплению полученных знаний.

Эти занятия проводятся в присутствие мамы в целях обучения ее правильному и содержательному педагогическому взаимодействию со своим ребенком. При использовании данного вида занятий, логопедом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно–ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком.

При проведении индивидуально–практических занятий, обязательным условием является присутствие на них мамы. Другое, не менее важное условие – это учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей ребенка, его диагноза, а так же результатов обследования. Еще одно условие – это учет индивидуальных и личностных особенностей родителей, уровня их педагогической компетенции и особенностей их взаимоотношений с ребенком. Необходимым условием является доброжелательность и корректность логопеда.

Данная форма коррекционно – развивающей работы с семьей состоит из трех этапов.

  • На первом этапе проведения «Еженедельного приёма», логопед работает с ребенком самостоятельно, а маму просит фиксировать весь ход занятия. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия педагога и их последовательность. В начале последующих занятий педагог просит показать, как делали дома то, или иное упражнение, что получилось и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи мамы и изменяя характер или вид задания.
  • На втором этапе маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого логопедом. Например, в проведении совместной пальчиковой игры, выкладывании образца, проведении подвижных игр, физминуток и т.д. При этом активно участвуют все трое: педагог вместе с ребенком, как одно целое, и мама – напротив, как партнер по игре. В дальнейшем мама начинает занимать все более активную позицию.
  • На третьем этапе логопед активно вовлекает мать в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Далее, объясняя его цель, он предлагает ей самостоятельно выполнить с ребенком задание. В случае неудачи педагог приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

Таким образом, родители включаются в коррекционно-образовательный процесс. Под руководством педагога, они осваивают приёмы педагогического взаимодействия с целью их дальнейшего самостоятельного применения. Включение родителей в коррекционно-образовательный процесс делает работу с ребёнком более качественной и позволяет достичь максимально возможного личностного становления ребёнка.

Ещё одним эффективным средством формирования педагогической компетентности родителей, являются еженедельные методические рекомендации учителя-логопеда родителям. Эта форма работы также позволяет активно привлекать родителей к развивающим занятиям с детьми дома с целью создания единой речевой среды. Родители должны знать, на каком этапе осуществляется работа с их ребенком по устранению речевых нарушений. Опираясь на рекомендации Т. Б. Филичевой и Г В. Чиркиной, в конце рабочей недели логопед подбирает методические рекомендации для занятий с детьми в выходные дни. Каждый ребенок имеет свою тетрадь, в которую еженедельно вклеивается лист с такими рекомендациями. В них включаются наиболее важный и актуальный материал, изученный с детьми в течение недели на занятиях. Родителям для занятий с детьми предлагаются задания, соответствующие лексической теме: по расширению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и закреплению навыка словообразования. Для заучивания наизусть подбираются стихи, загадки, скороговорки. Чтобы закрепить у детей умение четко и грамматически правильно излагать свои мысли, предлагаются такие задания: составление коротких рассказов по данному началу по опорным картинкам; пересказ рассказов и деформированных текстов. На втором году пребывания ребенка в логопедической группе важнейшей задачей является подготовка к обучению в школе, в первую очередь овладение навыками чтения и письма. Выполняя предложенные упражнения, дети, закрепляют изученную на занятиях букву, печатают слоги, слова, короткие предложения.

Отсутствие повторения дома и закрепления, полученных навыков по исправлению нарушений, звукопроизношения ведет к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

При работе с семьей необходимо помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно–педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между специалистами сопровождения и родителями. Очень важно подходить к процессу помощи семье с осторожностью, не торопиться расставлять акценты и быть готовыми вместе с семьей проходить путь необходимых изменений. Разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, применение адаптированных к ним моделей воспитания, защита их прав и свобод — основа гармоничного развития особенного ребенка и его успешной интеграции в обществе.

Учитель-логопед: Лысенко Л.В.

Список использованной литературы:

Микляева,  Ю.В. Активизация работы с родителями детей с ОНР. // Дефектология. /Ю.В. Микляева – 2001. - № 4. – с. 77-80 

Мишина,  Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста – дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации). // Дефектология. – 2001. - № 1. – с. 60-65.

Стребелева,  Е.А., Закрепина,  А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 2005. - № 1. – с. 3-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного дошкольного учреждения

В статье раскрывается апробированная  система  работы с родителями  медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей  с Общим недоразвитием речи, осуществляем...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях обновления образования: традиции и новации

Статья  раскрывает основные традиционные и инновационные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следу...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...