Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО
консультация по логопедии

Татьяна Викторовна Бендикс

Файл содержит материал для доклада на МО логопедов по комплексному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_dou.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Звездочка»

Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО

Учитель-логопед Бендикс Т.В.

г. Зерноград, 2019 г.

2. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ уделено значительное внимание детям-инвалидам (инвалидам) и детям (лицам) с ограниченными возможностями здоровья.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»)

  1. Психолого-педагогическое сопровождение в современной системе образования является технологией комплексной поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации

Три взаимосвязанных компонента:

  • изучение личности обучающегося;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности и успешного обучения;
  • непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.

4. Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОО является создание психолого - педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

5. Сопровождение детей осуществляется поэтапно, в качестве основных, можно выделить следующие:

Диагностический этап—комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования.

Консультативно-проективный этап- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможныx вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы.

После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.  В итоге составляется индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы на каждого ребенка.

Деятельностный этап - обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.

Диагностический этап наиболее важен, так как именно от качественной диагностики зависит грамотное построение комплексного сопровождения ребенка с учетом его приоритетов.

Говоря о комплексном сопровождении, нельзя не отметить важность работы с родителями.

В стратегию деятельности специалистов службы сопровождения на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограничены. Развитие отношений как: специалисты - родители - родители позволяет перейти от формального отношения к проблемам в речевом развитии ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.

Концептуальные следствия сопровождения:

1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3. Создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

6.Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;

системность – организация системы работы со всеми участниками образовательных отношений;

комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников образовательных отношений в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;

превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций; открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ;

технологичность – использование современных инновационных технологий, интерактивной стратегии в работе.

7. Основные направления организационно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса при комплексном сопровождении детей в ДОО

  • Разработка· уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);
  •  Разработка уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
  • Гигиеническое нормирование нагрузок;
  • Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
  • Организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

  1. Для осуществления комплексного сопровождения в ДОО создается психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк).

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - это форма взаимодействия специалистов ДОО, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ.

Деятельность консилиума регламентируется следующими документами:

  • Закон РФ «Об образовании» Письмо МО РФ от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 .№ 28-51-513/16)  
  • Устав ДОО
  • Приказ о создании ПМПк ДОО
  • Положение о психолого-медико-педагогическо консилиуме ДОО
  • Договор между ДОО и родителями (законными представителями воспитанника)
  • Договор о взаимодействии ПМПК

  1. Цель ПМПконсилиума ДОО:

создание целостной системы психолого-медико-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные педагогические условия, а также условия жизнедеятельности для детей с ОВЗ с нарушением психофизического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями

Задачи ПМПк ДОО:

  1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в адаптации, развитии и поведении или состояний декомпенсации;
  2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  3. Выявление резервных возможностей развития;
  4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данной ДОО возможностей;
  5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
  6. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.
  7. Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии;
  8. Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций. Задачи ПМПк ДОО

10.Состав ПМПк ДОО:

  • Председатель консилиума: старший воспитатель

     Члены консилиума:

  • учитель-логопед;
  • учитель-дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог)
  • педагог-психолог;
  •  музыкальный руководитель;
  • воспитатель, имеющий большой опыт работы;
  •  инструктор по физическому воспитанию;
  • медицинская сестра.
  • Врачи: педиатр,невролог (при наличии)
  • Родители/законные представители
  • Секретарь ПМПк ДОО
  1. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), основные направления которого:

• всестороннее обсуждение проблем ребенка и его семьи в ракурсах информации специалистов разного профиля,

• составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями,

 •коллегиальное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией программы,

• внесение корректив в программу при необходимости,

• определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи.

• консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.

Обследование ребенка специалистами ПМПк   осуществляется при  комплектовании логопедических групп. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Осуществляется комплексное изучение детей и составляется индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы на  каждого ребенка., которая предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.

Программа состоит из следующих разделов:

  • Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого    

развития ребенка.

  • Психологическое сопровождение.
  • Музыкально-коррекционная работа.
  • Оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа.
  • Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
  • Коррекционно-развивающая деятельность родителей.

12. Алгоритм работы ПМПк

  • Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых материалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.
  • Информационный обмен специалистов ПМПк.
  • Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).
  • Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы (задачи).
  • Методы работы, которые соответствуют поставленным задачам.
  • Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).
  • Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специалистом ПМПк.
  • Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.
  • Оформление документов.

Ключевая позиция в организации коррекционно-развивающей работы  для детей с нарушениями в развитии речи принадлежит учителю-логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Учитель-логопед координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность.

Работая в идеологии «команды», каждый ее участник ставит свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

13.14. Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения ребенка отдельно:

Основные области деятельности специалистов ПМПк:

  • Учитель-логопед: проведение мониторинга состояния речи, разработка и реализация индивидуальной программы формирования/коррекции /развития речи, а также рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
  • Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, исследует, с чем связаны особенности поведения ребенка, которые волнуют родителей (непослушание, капризы, агрессия, сложности контактов с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна, аппетита), психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка программы психологической помощи, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
  • Учитель - дефектолог: проведение мониторинга уровня сформированности ВПФ, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, разрабатывает и реализует индивидуальную программу по развитию познавательной сферы, консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам
  • Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
  • Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОО детей с ОВЗ, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур, а также осуществляет консультативную помощь родителям и специалистам по проблемам, связанным развитием и заболеваниями ребенка с ОВЗ.
  • Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.
  • Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
  • Секретарь ПМПк : подготовка бланков договоров, заявлений, карт для заполнения специалистами, родителями/законными представителями;
  • Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.

15. Таким образом, каждый воспитанник ДОО с ОВЗ комплексно сопровождается всеми специалистами  (Диаграмма)

16.Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с ребенком с ТНР включает

  • Логопедическую коррекцию коммуникативно-речевого развития ребенка.
  • Психологическое сопровождение.
  • Музыкально-коррекционную работу.
  • Оздоровительную и лечебно-профилактическую коррекционную работу.
  • Коррекционно-развивающую работу воспитателей.
  • Коррекционно-развивающую деятельность родителей

17.Деятельность специалистов ПМПконсилиума контролируется руководителем ДОО Обследование ребенка с ОВЗ проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной и психофизиологической нагрузки на воспитанника. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка с ОВЗ каждым специалистом и составляется коллегиальное заключение ПМПк.

Организация деятельности ПМПконсилиума  направлена на :

  • своевременное выявление детей с ОВЗ и изучение их индивидуальных психолого-педагогические особенностей
  • определение оптимального педагогического маршрута;
  • обеспечение индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы;
  • оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы;
  • консультирование родителей ребенка.

18.Формы организации ПМПк консилиумы плановые. Не реже 1раза в квартал: сентябрь (октябрь), ноябрь( февраль), май внеплановые в течение года – по запросам специалистов или родителей

Документация ПМПк ДОО:

  • Приказ о создании ПМПк ДОО;
  • Положение о ПМПк ДОО;
  • Годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
  • Журнал записи детей на ПМПк;
  • Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
  •  Индивидуальная карта (папка) развития ребенка;
  • Протокол заседания консилиума (по каждому ребенку);
  •  Архив ПМПк.

19.Направление ребенка с ОВЗ на ПМПК

  • При возникновении трудностей диагностики специалистами ПМПконсилиума ДОО;
  • В спорных, конфликтных ситуациях (члены ПМПк ДОО не приходят к общему мнению);
  • Родители не принимают решений и рекомендаций ПМПк ДОО.

20. Показатель эффективности комплексного сопровождения

  • удовлетворенность ребенка и его родителей,
  • уверенность ребенка, способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми,
  • социализация ребенка и его успешность в овладении адекватными возрастному этапу видами деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...

Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзивное образование является следу...

Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности

Особенности организации работы по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях групп комбинированной направленности...

Опыт работы по созданию семейно-ориентированной модели «Круг добра» для эффективного комплексного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особыми образовательными потребностями

В статье отражен опыт реализации инклюзивной практики для воспитанников дошкольной образовательной организации в семейно-ориентированном подходе с применением психолого-педагогического сопровождения и...