Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье говорится об особенностях взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи, в условиях инклюзивного обучения
Термин «инклюзивное обучение» был предложен ЮНЕСКО и используется для описания процесса образования детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Основой инклюзивного обучения является идеология, обеспечивающая равное отношение ко всем детям, но создающая специальные условия для детей, нуждающихся в особых образовательных условиях.
Одним из важных моментов в организации деятельности ДОУ в условиях инклюзивного обучения является взаимодействие с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества и взаимопонимания. Успех в работе педагогов ДОУ во многом определяется отношениями с семьёй ребенка. Именно родители являются главными партнёрами педагогов в процессе воспитания и обучения. Изначально необходимо дать почувствовать семье ребёнка с ОВЗ внимание со стороны воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога заинтересованность в положительных результатах работы, готовность помочь в вопросах обучения, коррекции и воспитания.
Работа с родителями в ДОУ проводится по нескольким направлениям:
- учебно–практическое (семейный клуб «Наши дети», консультации, беседы, открытые занятия);
- информационно-педагогическое (родительские собрания, экспресс-информация «Неделя», выставки работ детей, информационные листовки, информационный логопедический уголок, опросы, анкетирование);
- познавательно-развлекательная (совместные занятия, развлечения, конкурс чтецов).
На начальных этапах работы педагоги ДОУ, в том числе учитель-логопед, проводят анкетирование родителей «особого ребёнка», позволяющее выявить уровень осведомленность в области коррекционно-развивающего обучения, а также определить, какие вопросы интересуют их более всего. Данный вид работы позволяет разработать план мероприятий с родителями на текущий учебный год.
Проведя первичное обследование, педагоги знакомят родителей ребёнка с его результатами, представляют разработанный индивидуальный план работы на текущий учебный год. Важным моментом на данном этапе является формирование у родителей мотивации к участию в коррекционно-развивающей работе.
Для того, чтобы дети с ОВЗ лучше адаптировались, родителям предлагается совместное посещение с детьми занятий, в том числе логопедических: как индивидуальных, так подгрупповых и фронтальных. При необходимости родители могут задать вопрос учителю-логопеду, воспитателю, уточнить информацию по содержанию занятия, получить рекомендацию.
Вместе со специалистами ДОУ семья определяет наиболее оптимальный график посещения учреждения, чтобы «особому ребёнку» было наиболее комфортно, и результативность коррекционно-развивающей работы была максимально возможной.
Индивидуальный подход к семье «особого ребёнка» не предполагает её изоляцию по отношению к остальным родителям группы. В ДОУ проводятся групповые консультации, родительские собрания, тренинги, на которых учитель-логопед информирует об особенностях развития инклюзивного обучения в ДОУ, ориентирует в определённых вопросах, а также даёт возможность высказаться всем родителям, обсудить значимые для них вопросы.
Одной из задач педагога является способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между родителями группы, помочь наладить диалог между ними.
Позитивную роль в решении данной проблемы играет «Семейная гостиная». Формы работы «Семейной гостиной» могут быть различными в зависимости от темы, состава участников, задач:
- тренинги;
- круглый стол;
- моделирование и решение практических ситуаций;
- обмен опытом воспитания в семье;
- видеопросмотры по организации жизни детей в ДОУ;
- совместные мероприятия родителей и детей.
По желанию родителей в «Семейную гостиную» приглашаются гости по запросам родителей, например, учитель начальных классов, как представитель следующей ступени образования.
Педагоги ДОУ, в частности учитель-логопед, стараются сделать такие встречи интересными, эмоционально позитивными. Отмечаются успехи и достижения воспитанников, что особенно важно для родителей «особых детей».
В настоящее время одним из приоритетных направлений модернизации образования является использование в работе ДОУ информационно-коммуникационных технологий, в том числе, и в работе с родителями. Это позволяет достичь нового уровня отношений между участниками педагогического процесса. Взаимодействие с родителями посредством ИКТ осуществляется только с их согласия.
Данный вид общения позволяет более тесно контактировать с родителями, своевременно информировать их. Немаловажное значение имеет то, что появляется возможность подкреплять словесную информацию фотографиями или видеорядом. Например, когда дети только начинают посещать ДОУ, у родителей возникают затруднения по выполнению логопедических упражнений в домашних условиях. К информации, полученной в электронном виде, они могут обратиться в любой момент, уточнить, глядя на образец, каким образом выполняется артикуляционная гимнастика, упражнение на мелкую моторику и так далее.
Существует несколько рубрик, регулярно обновляемых и пополняемых, к которым родители могут обратиться за интересующей их информацией. В «логопедическом уголке» освещаются лексические темы, изучаемые в данный период. Учитель-логопед подбирает комплекс артикуляционных упражнений в соответствии с темой, задания на развитие просодической стороны речи, лексический материал, игры по грамматике, рекомендует художественные произведения для совместного прочтения с ребёнком. Данная информация является очень полезной для родителей, в том числе и для родителей «особых детей», так как позволяет наиболее точно закреплять пройденный материал, а также актуальна в тех случаях, когда ребёнок плохо себя чувствовал, или болел и не посещал ДОУ.
Также существует специальный почтовый ящик, куда родители могут прислать интересующие их вопросы к любому специалисту ДОУ, поделиться своими проблемами, замечаниями. В свою очередь воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед консультируют по интересующим родителей вопросам, дают им рекомендации, знакомят с динамикой развития ребёнка, анализируют причины возникших затруднений.
Таким образом, стремление педагогов к сотрудничеству с семьёй в условиях инклюзивного обучения приносит свои результаты: доверие к ДОУ, желание сотрудничать, взаимодействовать с коллективом учреждения, а также родителями других детей, принимать участия в мероприятиях группы и учреждения в целом. Всё это значительно повышает результативность коррекционно-развивающего обучения, что и является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Информационные источники:
1. C.И. Сабельникова, методист по инклюзивному образованию Центрального округа г. Москвы, зам. директора по УВР ГОУ ЦО № 1447 им. Н.А. Островского
Инклюзивное образование». Инклюзивное образование- Журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения", №1 2009 год
2. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.
3.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
4. Каткова, Л. П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. – № 2. – С. 6-5.
5. Материалы IX съезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей – проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра. – 2001. – № 3 – С. 2-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОО.
В презентации описана модель взаимодействия всех участников педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной орган...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...