Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.
Часто родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.
Часто родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей.
Мы объединили разнообразные формы работы с родителями в систему, которая представлена на стенде. Разработали перспективное планирование на учебный год, которое включает в себя различные направления взаимосвязи логопеда и семьи.
Традиционные формы работы с родителями многим известны, поэтому мы хотим остановиться на тех из них, которые используются в практике логопедов реже других.
Представляем следующие направления:
- ежемесячная мобильная газета «Речецветик»;
- «Дневничок Всезнайки», совместная творческая работа семьи и ребёнка;
- выставки рисунков на одну из пройденных тем лексического плана;
- выставка «Моя любимая буква»;
- мастер-классы;
- проведение текущих и логопедических праздников в детском саду.
Тема: « Как помочь ребенку лучше говорить?»
Форма: семинар – практикум для родителей.
Аудитория: родители старшей группы.
Количество участников: 15 человек (логопед коррекционной группы, родители)
Задачи:
1.Повысить компетентность родителей в вопросах преодоления речевых нарушений у дошкольников и побудить желание заниматься с ребенком в домашних условиях.
2.Привлекать родителей к активному взаимодействию в коррекционно-развивающем процессе в условиях логопедической группы ДОУ.
3.Обогащать детско-родительские отношения, средствами совместной коммуникативно-познавательной деятельности.
4.Обеспечить единство требований к воспитанникам со стороны специалистов ДОУ и родителей.
Ожидаемый результат:
1.Пополнение знаний родителей по коррекционно-логопедическому направлению в вопросах строения артикуляционного аппарата, необходимости выполнения артикуляционных упражнений для успешной постановки отсутствующих звуков.
2.Родители привлечены к активному взаимодействию в коррекционно-развивающему процессу.
3.Обогащены детско-родительские отношения.
4.Осуществлено единство требований специалистов ДОУ и родителей.
Информационно-техническое обеспечение: презентация, памятки для родителей, бланки анкет.
Материалы: ноутбук, экран для воспроизведения слайдов, доска, зеркала.
Логика проведения:
1.Приветствие родителей.
2.Презентация: « Сказка о веселом язычке» ( Приложение № 2)
3.Беседа на тему: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?» (Приложение № 1)
Цель: познакомить родителей с различными видами артикуляционной гимнастики и правилами ее выполнения.
4.Практическая деятельность родителей.
Цель: обучить родителей выполнять артикуляционные упражнения разной степени сложности.
5. «Киноуниверситет». Показ фрагмента коммуникативной деятельности в группе.
Цель: познакомить родителей с принципами взаимодействия логопеда с детьми в условиях ДОУ.
6.Дискуссия.
Цель: Обобщить мнения родителей о реализации логопедических приемов в условиях семейного воспитания.
7.Обратная связь. ( Приложение № 3) Анкета,.памятки для родителей.
Цель: выяснить отношение родителей к семинару-практикуму с использованием метода анкетирования; обогатить знания родителей об использовании артикуляционной гимнастике в условиях семейного воспитания , путем раздачи памяток о артикуляционной гимнастике.
Приложение №1
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании, а требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной коммуникативной речи. Помочь овладеть прекрасным даром речи и научить дошкольника говорить чисто и правильно-важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Неисправленные вовремя недостатки речи у ребенка могут привести к серьезным трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, к неуспеваемости по русскому языку и другим предметам школьной программы и отрицательно влияют на формирование психики в целом. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. А поможет нам в этом процессе – артикуляционная гимнастика, которая является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы . Что же это такое?
Слово «артикуляция» в переводе на русский язык звучит как «соединение». Артикуляция — соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Гимнастика для рук и ног - дело для людей привычное и знакомое, ведь она помогает любому человеку стать более ловким и сильным. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Наверное , вы догадались, что язык - главная мышца органов речи. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка. Для языка, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей артикуляции, т.е. подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Малышам 3-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Если сравнить артикуляционную гимнастику со спортом, то результат будет зависеть от качественных тренировок.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические - многократное повторение одного и того же движения.
К статическим относятся:
- «улыбка»,
- «трубочка»,
- «окошко»,
- «лопатка»,
- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.
Динамические упражнения:
- «улыбка-трубочка»,
- «качели»,
- «маятник»,
-«лопатка-иголка».
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения несколько раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. .
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей , в окружении которых малыш растет и развивается.
Приложение №2
Презентация : «Сказка о веселом язычке.»
Описание работы со слайдами: просматриваются и анализируются родителями, логопед комментирует текст и изображения, дает все необходимые пояснения.
1.Слайд №1- Титульный лист.
2.Слайд №2- « Сказка о веселом язычке» .
3.Слай№3 -Текстовой. Определение термина «артикуляционная гимнастика
4.Слайд№4-Текстовой. Виды артикуляционной гимнастики
5.Слайд№5-Текстовой. Цель артикуляционной гимнастики.
6.Сдайд№6-Текстовой. Практические рекомендации по проведению гимнастики.
7.Слайд№7-19.Текст + изображение .Краткое описание артикуляционного упражнения с изображение артикуляционного уклада .Последовательность упражнений:
-«Заборчик»
-«Блинчик»
-«Чашечка»
-«Парус»
-«Часики»
-«Вкусное варенье»
-«Чистим зубки»
-«Качели»
-«Маляр»
-«Лошадка»
-«Грибок»
-«Дятел»
8.Слайд№20-Спасибо за внимание!
Приложение № 3
Анкета для родителей.
1.Как Вы оцениваете речь вашего ребенка на данном этапе?
______________________________________________________________
________________________________________________________________
2.Понравилась ли Вам форма проведения обучения артикуляционной гимнастике?
Да / Нет
3.Достаточно ли использовалось информационного материала?
Да / Нет
4.Какой опыт Вы приобрели после посещения семинара-практикума? Будите ли Вы использовать его в условиях дома?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.Считаете ли Вы необходимым привлечение родителей к коррекционному процессу работы специалистов ДОУ.
Да / Нет, в этом нет обходимости.
Другое
6.Какие темы на Ваш взгляд следует рассмотреть на следующих встречах?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.Какие формы проведения консультаций будут для Вас наиболее интересными? (подчеркните): Лекция, семинар-практикум, мастер-класс ,презентация, круглый стол , открытые мероприятия с показом фрагментов коммуникативной деятельности детей, индивидуальные консультации.
Список литературы.
1.Жукова Н.С. ,,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., «Логопедия ..Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.» Екатеренбург,АРДЛТД,1998г
2.А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми» «Библиополис», СПб.1995г.
3.М.И. Лозбякова « Учимся правильно и четко говорить», Москва «Вентано-Граф» 2003г.
4.М.Ф. Фомичева, Т..В. Волосовец, Е.Н. Кутепова…Под редакцией Т.В. Волосовец « Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие »,Москва,Академия 2002 г.
5.Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. «Логопедическая работа с дошкольниками» ,Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».
Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в ДОУ общеразвивающего вида....
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).
Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...
План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...
Взаимодействие логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений
Почему это важно...
Мастер-класс для родителей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Практический материал для родителей дошкольников с нарушениями речи...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у детей
Цель статьи - логопедизация знаний родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей...
Публикация "Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
quot;Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"...