Публикация "Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
статья

"Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dryannyh_e.g._mbdou_no39.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Дрянных Елена Геннадиевна

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда). Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования.

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Педагоги играют особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем).

Основные задачи в работе с родителями:

- устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие педагогов и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Хотим остановиться на некоторых из них:

Библиотека дидактических игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В  библиотеке есть все пособия, используемые на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

 Одним из видов информационных средств  являются тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна. Она предусматривается в годовом перспективном плане.

Так, были запланированы и оформлены следующие тематические выставки: «Дары осени», «Дикие и домашние животные и их детеныши», «Волшебство Нового года», «Зимушка-зима», «Моя копилка», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города».

Тематические выставки помогают родителям найти  пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

В оформлении выставок принимают участие педагоги группы и родители. Зная возможности каждого из родителей, педагоги делают записи в индивидуальных логопедических тетрадях детей, обращая их внимание на тот или иной материал тематической выставки.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которую мы используем – фронтальные открытые занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений и игр, наглядно-игрового и речевого материала.

Помимо коллективных форм нами  используются  и  индивидуальные. 

Кроме основных индивидуальных  форм нами используются: 

Домашнее задание. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранные задания на закрепление полученных навыков дома. Составлены карточки на развитие и закрепление фонематических процессов. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком.

Родительский час. Проводится один раз в неделю во второй половине дня. Информируем родителей о ходе образовательной работы с ребёнком.

Индивидуальные практикумы  по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить "опорные" карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за
отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой
педагогической грамотности, приходили на просмотр индивидуальных
занятий. Основное внимание родителей обращалось на
необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие
психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.

Мы практикуем такую нетрадиционную форму работу с родителями как «Служба доверия».  Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями  родителей. Данная форма работы подразумевает оперативное реагирование педагогами на различные ситуации и предложения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, мы активизируем родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

В информационной зоне для родителей находится речевой уголок. На нем размещены методические рекомендации, советы, памятки, упражнения, игры. В объемном кармане удобно поместить раздаточный материал с советами логопеда, возрастными показателями, контактными данными специалистов. Подвесные карманы удобны для хранения журналов, книг, пособий и другой актуальной информации для родителей по методической тематике.

Родительский уголок. Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью, если ее систематически модернизировать, то она станет не только полезной, но и весьма увлекательной. Например, ввели рубрику родителей, где они делятся новыми достижениями своих детей, интересными и полезными советами. Создаём фотоотчеты о совместных мероприятиях, чтобы у других родителей появилась мотивация к новым поступкам.

В дальнейшем планируем создать совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом выпуски газеты для родителей «Вестник родителей», где будем освещать события группы, давать практические советы родителям и т.д.

Преимущество всех форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

Ожидаемый результат:

1. Появление интереса родителей к работе ДОУ.

2. Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.

3. Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия».

4. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.

5. Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Педагоги помогают определить формы организации домашних занятий с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...