Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Клинцова Ирина Петровна

     Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как ринолалия, дизартрия, в том числе, и её стёртые формы, заикание, нарушения голоса, а также в целях профилактики речевых расстройств у детей в доречевой период развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА СЕМИНАРЕ - ПРАКТИКУМЕ

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

НА ТЕМУ:

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЛОЖКАМИ»

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД:

КЛИНЦОВА И.П.                

16 МАЯ 2019 ГОДА

Похожее изображение

      В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска новых методов и приёмов коррекции и профилактики речевых нарушений, которые были бы не только интересны детям, но и легко осваиваемые родителями.

     Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как ринолалия, дизартрия, в том числе, и её стёртые формы, заикание, нарушения голоса, а также в целях профилактики речевых расстройств у детей в доречевой период развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
    Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояния мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. В современной логопедии специалисты - логопеды предлагают выполнять с детьми разные виды логопедического массажа. Но меня, как специалиста заинтересовала нетрадиционная методика, которую предлагает учитель-логопед  О.И. Крупенчук «Логопедический массаж ложками».

     В поиске эффективных инструментов для массажа нашла методику Ольги Ивановны Крупенчук «Логопедический массаж ложками», который является результативным в процессе формирования речи ребёнка. Ребёнок тоже заинтересован в проведении такого массажа, так как ложка – это привычный для них бытовой предмет.

Преимущества этого массажа:

- движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу

- ложки есть в каждом доме;

- с ложками могут обращаться все - они просты и безопасны;

- Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно

- ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть;

- массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);

- ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица;

- разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;

- применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка;

- делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно. 

- массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости

Задачи логопедического массажа ложками:

- Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;

- Стимуляция проприоцептивных ощущений от положения своего тела в пространстве;

- Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора;

- Улучшение качества артикуляционных движений;

- Сокращение или предоставление рецидивов (после болезни или летнего отдыха);

- Помощь в ликвидации или асимметрии лица;

- Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Противопоказания к проведению к логопедического массажа.

        Прежде чем начать работу с ребенком, нужно провести беседу с мамой и собрать   анамнез. Не следует делать массаж при остром инфекционном заболевании. Если у ребенка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит. Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице; аллергия или солнечный ожог. Проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов.

       Цели упражнений с ложками:

  1. Перед началом обучения самомассажу дети знакомятся с частями ложки
  2. Закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа
  3. Развитие мелкой моторики
  4. Развитие умения ориентироваться в пространстве
  5. Упражнение в синхронной работе рук
  6. Коррекция нарушений слоговой структуры.
  7. Упражнения выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствует формированию чувства ритма у детей, и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.
  8. В комплексе самомассажа ложками  включены и упражнения для мелкой моторики, что также важно в коррекции и развитии речи. Перед проведением этого комплекса упражнений всем детям раздаются ложки, сначала по одной. Каждый ребенок берет свою ложку в ведущую руку. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют только движения. По мере выучивания движений дети запоминают текст стихотворения и могут проговаривать его вместе со взрослыми:

      Черпачок кручу, любя,

      От себя и на себя. (Ложку держим вертикально перед собой, поворачивая  

                                       ямкой от себя и к себе.)

      Есть у ложки кончик, бок,

      Ямка, горка, черенок. (Держа ложку в одной руке перед собой, другой

                                            рукой показываем кончик, бок, ямку, горку и  

                                             черенок.)

     Освоив упражнения с одной ложкой, берем в другую руку вторую ложку и делаем весь комплекс симметрично двумя руками. Когда все движения освоены всеми детьми, можно переходить к самомассажу. Взрослый произносит стихотворение и показывает движения, а дети только выполняют движения. Стихотворение здесь является, во-первых, «водителем ритма», то есть взрослый с его помощью задает ритм, в котором должны совершаться движения. Во-вторых, стихотворение организует порядок массажных движений и, в-третьих, описывает сами движения, что очень полезно для детей с речевыми недоразвитием. Упражнения с сопротивлением укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных движений. Упражнения с сопротивлением выполняются с одной, а некоторые с двумя ложками. Ребенок в этих упражнениях ложкой давит на нужное место, а языком или губами – сопротивляться давлению ложки: Давим в ямку языком,

Ложку двигаем силком,

А она старается,

Нам сопротивляется. (Ложку держим вертикально перед губами, ямкой к себе. Язык давит вперед, а ложка – навстречу.)

      На начальном этапе коррекционной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, массаж ложками служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому и зондовому). Дети с удовольствием идут на занятия, и с интересом усваивают движения массажа. Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов, благодаря заучиванию стихотворений. После таких занятий дети легко усваивают названия частей лица. Положительные результаты заметны в коррекции над слоговой структурой слов.

Примеры таких стихотворений можно взять в специальной литературе. Я приведу только некоторые - выборочно.

«ЛОБ ПОГЛАДИЛИ МЫ НЕЖНО

И РАССЛАБИЛИ ПРИЛЕЖНО» (поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров)

«КАК ПОГЛАДИТЬ ЩЕКИ НАМ,

НЕ СДВИГАЯ КОЖУ ТАМ?» (круговое поглаживание горками ложек по щекам)

«НАДО РАСТЕРЕТЬ ВИСОЧКИ

НАДАВИВ В ПОСЛЕДНЕЙ ТОЧКЕ» (круговые движения горками ложек у виска с легким нажатием в конце движения)

«ПОКРУЖИМ МЕЖДУ БРОВЕЙ,

ЧТОБЫ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ» (спиральное растирание пространства между бровями)

«ПОВЕРНЕМ  БОКАМИ ЛОЖКИ,

УБЕРЕМ СО ЩЕЧЕК КРОШКИ (движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака)

«ПОСКРЕБЕМ ПО ГУБКАМ ТОЖЕ,

ЗАБЫВАТЬ О НИХ НЕГОЖЕ» (скребущее движение по верхней губе кончиками ложек)

«И НАЖМЕМ КОНЦАМИ ЛОЖЕК,

КАК НАЖАТЬ ИХ МОГ БЫ ЕЖИК» (неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ)

«РАЗОМНЕМ ПОЛУЧШЕ ЩЕКИ,

КРУГ, РИСУЯ ТАМ ГЛУБОКИЙ» (круговое разминание горками ложек щек)

«ЩЕКИ МОЖНО ПОСДВИГАТЬ

ВВЕРХ И ВНИЗ, И ВВЕРХ ОПЯТЬ» (зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам)

«ПОКАТАЕМ ПО БРОВЯМ

ДЕТСКОЮ ЛОШАДКОЙ» (симметричное прокатывание черпачков от кончика ложки к черенку по линии бровей)

«И ПОКАТИМСЯ К ГУБАМ

НОСОГУБНОЙ СКЛАДКОЙ» (симметричное прокатывание черпаков от кончика ложки к черенку по линиям носогубных складок)

«ГУБКУ В СКЛАДКУ СОБИРАЕМ,

ВВЕРХ И ВНИЗ ЕЕ СДВИГАЕМ» (кончики ложек смотрят на носогубные складки, собрать верхнюю губу в горку и перетирать ее вверх, вниз)

«И ДРУГУЮ СОБИРАЕМ,

ТОЖЕ ВВЕРХ И ВНИЗ СДВИГАЕМ»

«ПРИЖИМАЕМ НАШИ ГУБЫ,

РАЗМИНАЕМ ИХ НЕГРУБО» (прижимание сначала верхней, а затем нижней губы к зубам и дёснам внешней стороной кончиков ложек)

«МЫ ПОШЛЁПАЕМ ПО ЩЕЧКАМ,

СЛОВНО КАПЕЛЬКИ ПО КОЧКАМ» (горками ложек стучим по щекам)

Эффективно использовать такой массаж с использованием сказки.

Сказка для массажа «Веселый поезд» (автор Омышева К.В.)

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, (поглаживание выпуклой стороной ложки вперед-назад)
Ехал поезд запоздалый («Приклеивание ложки по центру  языка внутренней стороной ложки)
Ехал с горы да на гору -  (Перевернуть ложку  скатываемся с языка как с горки сверху вниз) Вверх да вниз 2 р.
Качало вагончики из стороны в сторону – 2 р. (Толкаем язычок влево вправо выпуклой стороной ложки) 

Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легкое точечное постукивание по языку выпуклой стороной ложки)
Пришли куры поклевали – 3 р(«Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной )
Пришли гуси пощипали- 3 р. («Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной взять ложку меньше )
Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание ложкой  одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
А потом еще немножко (поглаживание  ложкой по диагонали к корню языка)
Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком.
Повалялась, повалялась… (поглаживание ложкой  из стороны в сторону от корня к кончику языка)
Вдруг бежит щенок - звонкий голосок,
Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось!
 (растирание силиконовой ложечкой  боковых краев языка)
Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)

     Вывод, что логопедический массаж ложками оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

Игра «Исправь ошибки»

1.Куклу выронив из рук

   Мчится Маша к маме:

   - Там ползёт зелёный лук (жук)

   С длинными ушами (усами).

2.Закричал охотник «Ой!»

   Двери гонятся за мной (звери).

3. Эй, не стойте слишком близко,

    Я – тигрёнок, а не миска (киска).

4. Тает снег, течёт ручей,

    На ветвях полно врачей (грачей).

5. На поляне лесной

    Вырос зуб (дуб) молодой.

6. Под берёзами, где тень

     Притаился старый день (пень).

7. Ехал дядя без жилета (билета)

    Заплатил он штраф за это.

8. Усатый кит (кот) сидит на печке,

    Выбрав тёплое местечко.

9. Русская красавица

    Своей козою славится (косою).

10. У печки с удочкой сижу (речки)

      От рыбы глаз я не свожу.

11. На глазах у детворы

      Крысу (крышу) красят маляры.

12. Фруктов в корзине не счесть:

      Яблоки, груши, бараны (бананы) есть.

13. Очень ласковый был лот (кот)

      Он лизнул хозяйку в лоб.

14. Мальчик закончил строчку

      И поставил бочку (точку).

15. Чтоб пообедать, взял Алёшка

      В правую руку ножку (ложку).

16. Тащил мышонок в норку

       Огромную хлебную горку (корку).

17. На пожелтевшую траву

      Роняет лев (лес) свою листву.

18. В реке живёт мак (рак).

      Его не поймаю никак.

19. Сели в ложку и айда (лодку)

      Покатили вдоль пруда.

20. Встало солнце, уходит прочь

      Тёмная, длинная  дочь (ночь).      

Используемая литература:

Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.

Акупунктурная карта кисти руки



Предварительный просмотр:

      В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска новых методов и приёмов коррекции и профилактики речевых нарушений, которые были бы не только интересны детям, но и легко осваиваемые родителями.

     Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как ринолалия, дизартрия, в том числе, и её стёртые формы, заикание, нарушения голоса, а также в целях профилактики речевых расстройств у детей в доречевой период развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
    Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояния мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. В современной логопедии специалисты - логопеды предлагают выполнять с детьми разные виды логопедического массажа. Но меня, как специалиста заинтересовала нетрадиционная методика, которую предлагает учитель-логопед  О.И. Крупенчук «Логопедический массаж ложками».

     В поиске эффективных инструментов для массажа нашла методику Ольги Ивановны Крупенчук «Логопедический массаж ложками», который является результативным в процессе формирования речи ребёнка. Ребёнок тоже заинтересован в проведении такого массажа, так как ложка – это привычный для них бытовой предмет.

Преимущества этого массажа:

- движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу

- ложки есть в каждом доме;

- с ложками могут обращаться все - они просты и безопасны;

- Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно

- ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть;

- массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);

- ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица;

- разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;

- применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка;

- делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно. 

- массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости

Задачи логопедического массажа ложками:

- Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;

- Стимуляция проприоцептивных ощущений от положения своего тела в пространстве;

- Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора;

- Улучшение качества артикуляционных движений;

- Сокращение или предоставление рецидивов (после болезни или летнего отдыха);

- Помощь в ликвидации или асимметрии лица;

- Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Противопоказания к проведению к логопедического массажа.

        Прежде чем начать работу с ребенком, нужно провести беседу с мамой и собрать   анамнез. Не следует делать массаж при остром инфекционном заболевании. Если у ребенка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит. Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице; аллергия или солнечный ожог. Проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов.

       Цели упражнений с ложками:

  1. Перед началом обучения самомассажу дети знакомятся с частями ложки
  2. Закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа
  3. Развитие мелкой моторики
  4. Развитие умения ориентироваться в пространстве
  5. Упражнение в синхронной работе рук
  6. Коррекция нарушений слоговой структуры.
  7. Упражнения выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствует формированию чувства ритма у детей, и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.
  8. В комплексе самомассажа ложками  включены и упражнения для мелкой моторики, что также важно в коррекции и развитии речи. Перед проведением этого комплекса упражнений всем детям раздаются ложки, сначала по одной. Каждый ребенок берет свою ложку в ведущую руку. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют только движения. По мере выучивания движений дети запоминают текст стихотворения и могут проговаривать его вместе со взрослыми:

      Черпачок кручу, любя,

      От себя и на себя. (Ложку держим вертикально перед собой, поворачивая  

                                       ямкой от себя и к себе.)

      Есть у ложки кончик, бок,

      Ямка, горка, черенок. (Держа ложку в одной руке перед собой, другой

                                            рукой показываем кончик, бок, ямку, горку и  

                                             черенок.)

     Освоив упражнения с одной ложкой, берем в другую руку вторую ложку и делаем весь комплекс симметрично двумя руками. Когда все движения освоены всеми детьми, можно переходить к самомассажу. Взрослый произносит стихотворение и показывает движения, а дети только выполняют движения. Стихотворение здесь является, во-первых, «водителем ритма», то есть взрослый с его помощью задает ритм, в котором должны совершаться движения. Во-вторых, стихотворение организует порядок массажных движений и, в-третьих, описывает сами движения, что очень полезно для детей с речевыми недоразвитием. Упражнения с сопротивлением укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных движений. Упражнения с сопротивлением выполняются с одной, а некоторые с двумя ложками. Ребенок в этих упражнениях ложкой давит на нужное место, а языком или губами – сопротивляться давлению ложки: Давим в ямку языком,

Ложку двигаем силком,

А она старается,

Нам сопротивляется. (Ложку держим вертикально перед губами, ямкой к себе. Язык давит вперед, а ложка – навстречу.)

      На начальном этапе коррекционной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, массаж ложками служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому и зондовому). Дети с удовольствием идут на занятия, и с интересом усваивают движения массажа. Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов, благодаря заучиванию стихотворений. После таких занятий дети легко усваивают названия частей лица. Положительные результаты заметны в коррекции над слоговой структурой слов.

Примеры таких стихотворений можно взять в специальной литературе. Я приведу только некоторые - выборочно.

«ЛОБ ПОГЛАДИЛИ МЫ НЕЖНО

И РАССЛАБИЛИ ПРИЛЕЖНО» (поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров)

«КАК ПОГЛАДИТЬ ЩЕКИ НАМ,

НЕ СДВИГАЯ КОЖУ ТАМ?» (круговое поглаживание горками ложек по щекам)

«НАДО РАСТЕРЕТЬ ВИСОЧКИ

НАДАВИВ В ПОСЛЕДНЕЙ ТОЧКЕ» (круговые движения горками ложек у виска с легким нажатием в конце движения)

«ПОКРУЖИМ МЕЖДУ БРОВЕЙ,

ЧТОБЫ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ» (спиральное растирание пространства между бровями)

«ПОВЕРНЕМ  БОКАМИ ЛОЖКИ,

УБЕРЕМ СО ЩЕЧЕК КРОШКИ (движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака)

«ПОСКРЕБЕМ ПО ГУБКАМ ТОЖЕ,

ЗАБЫВАТЬ О НИХ НЕГОЖЕ» (скребущее движение по верхней губе кончиками ложек)

«И НАЖМЕМ КОНЦАМИ ЛОЖЕК,

КАК НАЖАТЬ ИХ МОГ БЫ ЕЖИК» (неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ)

«РАЗОМНЕМ ПОЛУЧШЕ ЩЕКИ,

КРУГ, РИСУЯ ТАМ ГЛУБОКИЙ» (круговое разминание горками ложек щек)

«ЩЕКИ МОЖНО ПОСДВИГАТЬ

ВВЕРХ И ВНИЗ, И ВВЕРХ ОПЯТЬ» (зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам)

«ПОКАТАЕМ ПО БРОВЯМ

ДЕТСКОЮ ЛОШАДКОЙ» (симметричное прокатывание черпачков от кончика ложки к черенку по линии бровей)

«И ПОКАТИМСЯ К ГУБАМ

НОСОГУБНОЙ СКЛАДКОЙ» (симметричное прокатывание черпаков от кончика ложки к черенку по линиям носогубных складок)

«ГУБКУ В СКЛАДКУ СОБИРАЕМ,

ВВЕРХ И ВНИЗ ЕЕ СДВИГАЕМ» (кончики ложек смотрят на носогубные складки, собрать верхнюю губу в горку и перетирать ее вверх, вниз)

«И ДРУГУЮ СОБИРАЕМ,

ТОЖЕ ВВЕРХ И ВНИЗ СДВИГАЕМ»

«ПРИЖИМАЕМ НАШИ ГУБЫ,

РАЗМИНАЕМ ИХ НЕГРУБО» (прижимание сначала верхней, а затем нижней губы к зубам и дёснам внешней стороной кончиков ложек)

«МЫ ПОШЛЁПАЕМ ПО ЩЕЧКАМ,

СЛОВНО КАПЕЛЬКИ ПО КОЧКАМ» (горками ложек стучим по щекам)

Эффективно использовать такой массаж с использованием сказки.

Сказка для массажа «Веселый поезд» (автор Омышева К.В.)

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, (поглаживание выпуклой стороной ложки вперед-назад)
Ехал поезд запоздалый («Приклеивание ложки по центру  языка внутренней стороной ложки)
Ехал с горы да на гору -  (Перевернуть ложку  скатываемся с языка как с горки сверху вниз) Вверх да вниз 2 р.
Качало вагончики из стороны в сторону – 2 р. (Толкаем язычок влево вправо выпуклой стороной ложки) 

Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легкое точечное постукивание по языку выпуклой стороной ложки)
Пришли куры поклевали – 3 р(«Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной )
Пришли гуси пощипали- 3 р. («Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной взять ложку меньше )
Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание ложкой  одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
А потом еще немножко (поглаживание  ложкой по диагонали к корню языка)
Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком.
Повалялась, повалялась… (поглаживание ложкой  из стороны в сторону от корня к кончику языка)
Вдруг бежит щенок - звонкий голосок,
Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось!
 (растирание силиконовой ложечкой  боковых краев языка)
Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)

     Вывод, что логопедический массаж ложками оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

Игра «Исправь ошибки»

1.Куклу выронив из рук

   Мчится Маша к маме:

   - Там ползёт зелёный лук (жук)

   С длинными ушами (усами).

2.Закричал охотник «Ой!»

   Двери гонятся за мной (звери).

3. Эй, не стойте слишком близко,

    Я – тигрёнок, а не миска (киска).

4. Тает снег, течёт ручей,

    На ветвях полно врачей (грачей).

5. На поляне лесной

    Вырос зуб (дуб) молодой.

6. Под берёзами, где тень

     Притаился старый день (пень).

7. Ехал дядя без жилета (билета)

    Заплатил он штраф за это.

8. Усатый кит (кот) сидит на печке,

    Выбрав тёплое местечко.

9. Русская красавица

    Своей козою славится (косою).

10. У печки с удочкой сижу (речки)

      От рыбы глаз я не свожу.

11. На глазах у детворы

      Крысу (крышу) красят маляры.

12. Фруктов в корзине не счесть:

      Яблоки, груши, бараны (бананы) есть.

13. Очень ласковый был лот (кот)

      Он лизнул хозяйку в лоб.

14. Мальчик закончил строчку

      И поставил бочку (точку).

15. Чтоб пообедать, взял Алёшка

      В правую руку ножку (ложку).

16. Тащил мышонок в норку

       Огромную хлебную горку (корку).

17. На пожелтевшую траву

      Роняет лев (лес) свою листву.

18. В реке живёт мак (рак).

      Его не поймаю никак.

19. Сели в ложку и айда (лодку)

      Покатили вдоль пруда.

20. Встало солнце, уходит прочь

      Тёмная, длинная  дочь (ночь).      

Используемая литература:

Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.

Акупунктурная карта кисти руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...

Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы

Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников....

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...