Самообразование Тема: «Нетрадиционный методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений детей дошкольного возраста».
материал (средняя группа)

Прокопьева Наталья Валентиновна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023_srednyaya_gruppa.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема: «Нетрадиционный методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений детей дошкольного возраста».

Средняя группа 1.

Воспитатель: Прокопьева Н.В.

Актуальность.

Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная  деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребёнка. Так как речь формирует личность ребёнка и формируется по подражанию, т.е. в процессе общения окружающими его взрослыми и не правильное речевое окружение  и воспитание может стать причиной возникновения речевого дефекта. Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников тесно связана с предупреждением нервно - психических отклонений в состоянии здоровья.

В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями  на сегодняшний день,  актуален поиск новых форм,  методов и приёмов  коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого,  психического и соматического развития ребёнка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как  Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко,  М.И. Чистякова,  М.А. Поваляева,  и др.

Специфика нетрадиционных методов  направлена на: развитие ребенка и  процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя  коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.

Для вырабатывания чётких и согласованных движений органов артикуляции помогают не только проведение артикуляционных упражнений в традиционном виде, но и разнообразные упражнения с применением ложек, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети помогают ложками поднимать свой язык к верхнему небу, делая при этом  массаж языка и  губ, при помощи поколачивания, похлопывания и поглаживания  ложкой.

Следующий метод, применяемый в логопедической практике - упражнения с водой, которые способствуют усилению кинестезий, т.к. вода  активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя при этом иннервацию.

Активно используемый нетрадиционный метод в коррекционной работе - логопедический массаж и обучение самомассажу, который  способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Возможно применение различных видов логомассажа, комбинирования  и дополнения отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, силиконовых напалечников, чупа-чупсов, зубных щёток, леденцов, прорезывателей для зубов, и т.д. Так же  для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют  криотерапию - поочерёдное прикладываниегорячего и холодного на короткое время к мышцам губ, щёк, языка.

К относительно новым нетрадиционным методам в логопедической практике относятся песочная терапия, т.к. игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для ребенка, где он может выразить свои переживания, страхи; Су – Джок терапия; камешки Марблс; парадоксальная гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха; «куклотерапия» - применяется при нарушении поведения ребенка, страхах, с любимым образом героя из сказки, мультфильма или любимой игрушкой разыгрываются с детьми истории, связанные с травмирующей ситуацией, где сюжет заканчивается бурными эмоциональными реакциями, снятием напряжения.

Сказкотерапия, еще один из  нетрадиционных методов, которая позволяет расширять кругозор и формировать представления об окружающем мире. Через сказку у дошкольника развиваются навыки ролевого поведения. Она оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. На логопедических занятиях так же  можно использовать приёмы музыкотерапии, вокалотерапии,например, прослушивание музыкальных произведений во время штриховки или рисования; выполнение ритмических движений под музыку; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение и т.д.

Таким образом, используя нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников в коррекционной деятельности, мы сможем достичь высоких результатов, так как важную роль играет эмоциональный настрой ребёнка, его желание активно взаимодействовать и способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха.

Цель: осуществление работы по профилактике и преодолению речевых нарушений детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме самообразования.
  2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

Планируемая работа на 2023-24 учебный год

1.

Изучение методической литературы.
Изучение и анализ интернет - ресурсов.
Составление плана по самообразованию.

Сентябрь 2023 г .

2.

Изготовление дидактического материала по теме самообразования.
Проведение игр, занятий в течении дня.

Октябрь 2023 г.

3.

Разработать памятку для родителей «Использование нетрадиционных методов по профилактике и преодолению речевых нарушений в домашних условиях».

Ноябрь 2023 г.

4.

Систематизировать практический материал по данной проблеме.
Создать картотеки.

Декабрь 2023 г.

5.

Распространение опыта работы: добавление разработок на личную страницу сайта.

Январь 2023 г.

6.

Подготовить конспект индивидуального коррекционного занятия с воспитанниками  с использованием нетрадиционных методов.

Февраль 2023 г.

7.

Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно - логопедической работе.

Март 2023 г.

8.

Оформление пособий.
Проведение игр, занятий в течении дня.

Апрель 2023 г.

9.

Подготовить отчёт.

Май 2023 г.

Литература

Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.

Чернецкая Л. В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» –  Ростов-на-Дону 2006.

Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –  М.: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрер...

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли  активными и крепкими. ...

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...