«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Корнева Любовь Владимировна

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»

 

План по самообразованию на тему:

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»

Выполнила:

учитель-логопед 

Л.В. Корнева

Актуальность

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями  на сегодняшний день,  актуален поиск новых форм,  методов и приемов  коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого,  психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях .Нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам, можно отметить работы таких авторов как  Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко,  М.И. Чистякова,  М.А. Поваляева,  и др.

Специфика нетрадиционных методов  направлена на: развитие ребенка и  процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя  коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.

Цель: Осуществление коррекционно-логопедической работы с применением нетрадиционных методов.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме самообразования.

2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

3. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

Перспективный план самообразовательной деятельности

(на 2023 – 2025 уч. года)

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование актуальности, необходимости рассмотрения

1-й год работы над

темой

(2023-2024г.)

2.

Постановка целей, задач работы

3.

Составление плана работы по самообразованию

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Теоретическая часть:

 Изучение новинок  логопедической литературы по теме самообразования;

 Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы. Подбор материала по теме, наработка дидактических и методических

Пособий;

  • Подготовить теоретический материал по теме самообразования

1-й год работы над

темой

(2024-2025г.)

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Практическая часть:

 Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников.

  • Подготовить  конспект индивидуального коррекционного занятия с воспитанниками с использованием нетрадиционных методов.

  Подготовить буклет по теме: «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»;

 Изготовить дидактический материал по применению в коррекционно-логопедической работе;

 Подготовить  материал к проведению мастер-класса для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ по теме: «Использование нетрадиционных методов и форм  в логопедической работе»;

  Участие в работе методического объединения учителей-логопедов города по теме «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе».

1-й, 2-й, года работы

над темой

(2023-2025г.)

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Оформление опыта работы:

 Подготовить фотоматериал: «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»;

 Подготовить материал «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе»

  • Консультация для родителей: «Как помочь своему ребенку в преодолении речевых нарушений», «Играем дома и развиваемся», «Общение в семье, насколько это важно для вашего ребенка».

1-й, 2-й, года работы

над темой

(2023-2025г.)

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки реализации

1.

  • Распространение опыта работы по теме самообразования: добавление разработок на личную страницу сайта, выпуск статей по данной теме в педагогических сборниках.
  • Систематизировать практический материал по данной проблеме.

В ходе дальнейшей

педагогической

деятельности

https://ebooks.grsu.by/evrika2015/SB5-9.gif

План работы учителя-логопеда

над темой самообразования на 2023-2025г учебные года

Учитель-логопед: Корнева Л.В.

Тема: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»
Цель:  Осуществление коррекционно-логопедической работы с применением нетрадиционных  методов.

Задачи: 1.Изучить литературу по теме самообразования.

       2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

       3. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.      

Литература:

  1. Журнал «Логопед».
  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
  3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001
  5. Арт-тарапия - новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006
  6. Знания о методиках и методах использования песка в работе по развитию речи детей

2017-2018

Этапы

Форма работы

Сроки

Форма отчетности

Отметка о выполнении

Организационно - диагностический этап

  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования
  • Подбор методической литературы, работа с картотекой  и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  • Анализ состояния учебно-воспитательного процесса,
  • Диагностика знаний и умений детей в данной области,  выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Август-сентябрь

Оформление плана работы по самообразованию.

Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы

Теоретическое  изучение

проблемы

Практическая

деятельность

  • Изучение психологических особенностей  развития детей дошкольного возраста.
  • Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов.

Октябрь

Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

  • Педагогическая диагностика уровня речевого развития воспитанников ДОУ.
  • Изготовление дидактического материала по теме самообразования;
  • Подготовить  конспект индивидуального коррекционного занятия с воспитанниками с использованием нетрадиционных методов. 
  • Проведение занятий, игр в режиме дня.
  • Консультация для родителей: «Как помочь своему ребенку в преодолении речевых нарушений», «Играем дома и развиваемся», «Общение в семье, насколько это важно для вашего ребенка».

В течение учебного года.

  • Оформление результатов диагностики.
  • Оформление конспектов занятий.

Итоговый

  • Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных  методов в домашних условиях;
  • Консультация для педагогов по теме «Нетрадиционные методы коррекции речи дошкольников»;
  • Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Апрель-май

  • Мониторинг развития детей.
  • Оформление методических рекомендаций;

Приложение

Конспект индивидуального логопедического занятия

(вид занятия: тренировочное)

Тема: Звук «Р»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» на различном речевом материале, с использование нетрадиционного игрового оборудования.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закрепить произнесение звука «Р» на различном речевом материале;

коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры;

-развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной    воздушной струи через рот;

-формировать навыки фонематического анализа;

- развитие речевой активности;

- развитие памяти, внимания, мышления;

воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,

инициативности.

Оборудование: пособие «Артикуляционные крышечки», игра «Горошки», кубики «Звукарик», «Пуговки», «Логопедический», дидактическая игра «Учёная Гусеница», магнитофон, диск с мелодией.

Ход занятия

I. Создание мотивационного поля (организационный момент)

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам не мешают, а помогают.

1.Игра «Артикуляционные крышечки»

(развитие мелкой и артикуляционной моторики)

Ребенок прищепкой достает крышечки и выполняет упражнение, соответствующее картинке.

2. Игра «Горошки»

(развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот)

- Поиграем и потренируем наше дыхание.

-Что-то спряталось на дне,

 Но пока не видно мне.

 На горох подую я,

 И скажу, что там друзья.

Ребенок дует на горошки, на дне тарелки появляется картинка-собачка.

II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации

- Вспомни, как рычит злая собака? (р-р-р)

- Какой звук напоминает нам рычание собаки? (звук «р»)

- Расскажи секреты правильного произношения звука «р».

 (ребенок вспоминает все, что он знает о звуке «р»)

- Ты догадался, какую  главную задачу будем решать сегодня на занятии?

(да, будем учиться правильно,  произносить звук «р»). 

III. Самостоятельное применение знания на практике

- Ты любишь играть в кубики?

- Давай поиграем вместе.

1. Кубик «Звукарик»

- Бросай кубик и изображай как …

- рычит злая собака: р-р-р…- рычит тигр: р-р-р…- трещит будильник: р-р-р…

- работает трактор: р-р-р…- заводится мотор самолета: р-р-р…- едет грузовик: р-р-р…

2. Кубик «Пуговки»

- А теперь потренируемся произносить звук «р» в слогах.

- Столько раз произнеси слог «ра» сколько пуговок выпало на кубе.

- Столько раз произнеси слог «ро» сколько пуговок выпало на кубе.

- Столько раз произнеси слог «ру» сколько пуговок выпало на кубе.

- Столько раз произнеси слог «ры» сколько пуговок выпало на кубе.

3. Кубик «Логопедический»

- Следующее задание:

- Бросаем кубик, называем слово

(рыба, радуга, груша, ворона, топор, помидор);

- Определяем наличие звука «р» в слове;

- Определяем место звука «р» в слове;

- Составляем предложение с данным словом.

4. Пауза-релаксация

(звучит спокойная музыка)

- А теперь, давай отдохнем. А главное, чтобы отдохнуло наше лицо.

Руки кладем на лоб и гладим его, вот так.

Чувствуем, как наше лицо отдыхает, расслабляется.

Следующее упражнение. Руки перевернем и, начиная от бровей поглаживаем лоб вверх, вот так. Ещё раз. Хорошо.

Теперь перевернем ладошки наоборот, чтобы лицо отдохнуло в другую сторону. Погладим.

Следующее упражнение ручки положили на щечки и погладили.

А теперь, чтобы руки отдохнули, встряхнем их.

Отдохнуло лицо и мы отдохнули.

5. Дидактическая игра «Учёная Гусеница»

- А сейчас я расскажу тебе одну историю

(выкладывается гусеница, по ходу рассказа убираются части туловища)

- В одном далеком-далеком лесу жила-была Гусеничка, которая очень любила лакомиться стихами. Только вот беда, в её насекомом мире все стихи кончились. Бедная Гусеничка ничего не ела, ходила очень голодная, и в конце концов от неё осталась одна голова.

- Давай, поможем ей вырасти большой, и выучим для неё стихи.

Ребенок по очереди берет кружки от большого к маленькому. Рассматривает картинку, неторопливо выразительно читает стихотворение. Прочитав правильно, составляет гусеницу.                                 

- Красить комнаты пора                                                  

Приглашаем маляра.

Он приходит в новый дом

С яркой краской и ведром.

moskva-priglashayutsya_na_rabotu_otdelochniki_universaly_413568

- Мы ходили на базар,

Там купили красный шар.

3898869-ba41e7b427e0fb9d

- Барабанщик очень занят.

Барабанщик барабанит.

Та-ра-ра, та-ра-ра….

На прогулку нам пора!

i_009

- В небе гром, гроза,

Закрывай глаза.

Дождь прошёл, трава блестит.

В небе радуга стоит.

7539_7647

IV. Рефлексия (итог)

- Молодец! Наше занятие подошло к концу.

- Какой звук учились правильно произносить?

- Удалось ли тебе его произносить правильно?

- Какая игра тебе понравилась?

- За что ты себя похвалишь?

Консультация для родителей

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи.

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

    Ваши дети ходят в логопедическую группу, с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

     Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

     Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые  заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

     Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми  в  периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей  с ОНР.

Уважаемые родители, от вас зависит способность ребенка работать, усваивать новые знания, способность понимать то, что дают ему педагоги. От вас зависит, как скоро ликвидируется нарушение речи. 
Первым и главным является то, что Вы должны внимательно присмотреться к ребенку и оценить его особенности и возможности.

  1. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

 - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

 - выдох происходит плавно, а не толчками;

 - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

 - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

 - выдыхать следует, пока не закончится воздух;

 - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

  1. Игры на развитие мелкой моторики.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4.  Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять.

         У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с  ребенком, это, как правило, семье с низким социально-экономическим статусом. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.

         Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.

Очень важно, уважаемые родители, быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение, в случае необходимости, психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком.


           Не секрет что в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере  не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.

           Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.

Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.

           В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя, их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. .Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.

       Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение  и сформировать  полноценную гармоничную личность.

Консультация

Что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка?

Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.

Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в обществе. 

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи. 

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным… 

Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом. 

 Как же надо общаться с ребёнком?

- Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию. 

Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

 

 Общаться с ребёнком. Как? 

Надо принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!

Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка. 

Как выразить свою любовь к ребёнку?

Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами. 

 Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?

 Детские психологи рекомендуют обнимать ребёнка несколько раз в день. Они утверждают, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.

 Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком. 

Как взрослые, должны выражать своё недовольство ребёнком?

Для того, чтобы вы могли проанализировать, насколько правильно вы общаетесь со своим ребёнком ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

  • Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой)?
  • Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?
  • Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)?
  • Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком?
  • Какими словами Вы называете ребёнка, когда сердитесь? 

 Принципы эффективного общения с ребёнком.

  • Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
  • Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
  • Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
  • Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением.
  • Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
  • Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
  • Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.

        

Консультация для родителей

«Играем вместе с детьми дома»

Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру можно использовать в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. А как использовать игры в домашних условиях? Об этом мы поговорим с родителями на консультации «Играем вместе с детьми дома», родительских собраниях «Роль игры в жизни ребенка», «Игра – не забава». На данных мероприятиях родители получают знания о значении игры в развитии ребенка, учатся играть с ребенком в условиях семьи.

 «Игры на кухне»

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Н-р, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

«Съедобное-несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

Отгадываем «Вкусные» загадки

В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился.

Ответ: Сахар

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам       всем.

Ответ: Бублик

Дедушка смеется,

на нем шубонька трясется.

Ответ: Кисель

Холодок в пакете

Едят и взрослые и дети 

Холодок, холодок, 

Дай лизнуть тебя разок!

Ответ: Мороженое

В воде родится, а воды боится.

Ответ: Соль

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: Огурцы

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

«Обзывалки»

Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.

Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко!, А ты – ананас! А ты – банан! И т.п.)

Задания на развитие мелкой моторики:

1. рассортировать белую и красную фасоль;

2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;

3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;

4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Фантазируйте и играйте на здоровье!

Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. 
Стоит научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
- узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
- понятия  "больше", "меньше", "часть", "целое". 
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий- узкий ).

Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.

Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.

Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.

Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Игра «Сколько вокруг машин?» Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

Игра «Мячи и пуговицы». Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений дошкольного возраста с ОНР

В логопедической работе с детьми на современном этапе поиск новых форм и методов в обучении детей – один из актуальных вопросов.Особенности развития детей с нарушением речи включают: недостаточн...

"Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР"

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать допол...