«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тарабара Маргарита Петровна
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были  бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» Начало работы: сентябрь 2019 г. Окончание работы: май 2020 г. Работу выполнил учитель-логопед полустационарного отделения социального обслуживания семей и детей ЛОГБУ «Выборгский КЦСОН» Тарабара Маргарита Петровна

Слайд 2

Актуальность темы и ее обоснованность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы . Нетрадиционными методами терапии коррекционного воздействия являются: сенсорная-интеграция Марианны Лынской для решения логопедических задач, арт-терапия, нестандартный логопедический массаж ложками, фольклор терапия, игры с водой и песком, использование ИКТ-технологий (интерактивные компьютерные игры: «Веселые звуки», «Игры для Тигры» и т.д Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Цель: углубление теоретических знаний и расширение практического инструментария педагога в работе над развитием речи дошкольников посредством использования нетрадиционных методов воздействия. Задачи: 1. Изучить литературу по теме самообразования . 2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ. 3. Овладеть знаниями в области сенсорной-интеграции Марианны Лынской 4. Овладеть практическими навыками логопедического массажа при помощи ложек 5. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

Слайд 4

Набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка. Отечественный логопед Лынская М.И. адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии .

Слайд 5

«9 ароматных игр для развития внимания, речи и коррекции поведения» Взаимодействие с ароматами позволяет: опосредованно влиять на мотивацию к деятельности и речи, что опосредованно нейроанатомическими и функциональными связями зон обоняния и мотивации; нормализовать эмоциональный тонус; создавать мощные дополнительные ассоциативные связи, что важно при обучении любому новому навыку; качественно обогащать словарь существительных и прилагательных. 1. "Запах моря" 2. Необычное рисование 3. Ароматное лото 4. Доставать мелкие игрушки из ароматных сенсорных коробок 5. Украшать цветами, специями, дольками цветное, ароматизированное тесто. 6. Сортировать палочки корицы, звезды аниса, мускатный орех и пр. с помощью пинцетов и щипцов. 7. Готовить пирожки из теста с ароматной начинкой. 8. Делать мятное мороженое из пластилина мятного цвета, украшая его листиками мяты 9. Угадывать запахи предметов обычного мира: резинового мяча, металлической ложки и пр.

Слайд 7

Массаж ложками- один из новых и нестандартных методов логопедического массажа Преимущества логопедического массажа при помощи ложки 1. Ложки есть в каждом доме. С ложками могут обращаться все- они просты и безопасны 2 . Массаж легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях 3 . Движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу 4 . Ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица 5 . Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта 6 . Ложкой можно провести такие движения, которые пальцами сделать невозможно 7 . Массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому) 8 . Делая самомассаж ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает себе больно 9 . Массаж ложками можно проводить как в подгрупповой коррекционной деятельности, так и в индивидуальной коррекционной деятельности, включая его по мере необходимости.

Слайд 8

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста . “Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой , Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой , Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой , Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика , Просодика, Лексика и Звукопроизношение.

Слайд 9

Спасибо за внимание!

Слайд 10

Информационные ресурсы: 1. Лынская М.И. «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика». Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста 2018 г. 2. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир». 3. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2014г. 4. Томилина С. М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2016г. 5. Кузьмина е. В. Использование информационных технологий в работе учителя- логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2018г. 6. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада. www . iteach . ru 7. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. СПб 2014 г. 8. Захарова И.Ю/ Моржина Е.В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр, 2017г. 9. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей/2017 г. Интернет - ресурсы : 1. http: //sch138. kob . ru / Infomatic / PowerPoint/L 1. htm 2. http:// festival .1 september . ru / articles /520782/ 3. https://www.sensorium-lab.ru 4. https://lynskaya.ru/ 5. https://mederia.ru/ product / programma_igry_dlya_tigry /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников....

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений дошкольного возраста с ОНР

В логопедической работе с детьми на современном этапе поиск новых форм и методов в обучении детей – один из актуальных вопросов.Особенности развития детей с нарушением речи включают: недостаточн...