Памятка для воспитателей по развитию органов артикуляции
консультация по коррекционной педагогике

Памятка для воспитателей по развитию органов артикуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_vospitateley_ag.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Динамические:

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед, затем убрать  вглубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Почистить зубы». Рот открыт. Кончик  языка упирается в нижние резцы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к небу. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт.  Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами,  многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстряя темп.

Упражнения для челюстей:

- Имитация жевания

- Движение нижней челюстью попеременно вправо и влево.

- Движение нижней челюстью вперед и назад

Упражнения для губ:

- «Улыбочка». Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.

-«Заборчик». Зубы сомкнуты, Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

-«Трубочка». Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

-«Хоботок». Вытянуть сомкнутые губы вперед.

- «Бублик». Зубы сомкнуты.  Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

- «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для языка:

Статические:

-«Лопатка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

- «Язычок спит». Рот широко раскрыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

- «Чашечка». Рот широко открыт. Передние и боковые края языка широко подняты, но не касаются зубов.

- «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык вытянут вперед.

- «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

- «Грибок». Рот открыт. Я зык присосать к небу.

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз — разбиваем комплекс  на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10−15  раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба...)

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для воспитателей по развитию у детей самостотельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАННИКАМ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ...

Упражнения для развития органов артикуляции

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. С помощью представленных упражнений вы сможете выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а з...

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей

Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах....

Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2015-2016 г. «Весёлый язычок»

  В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить...

Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2016-2017 г.

Кружок "Весёлый язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных спосо...

Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2017-2018 г.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную пр...

Игры на развитие органов артикуляции

Консультация учителя-логопеда для родительской группы, для сайта ДОУ....