Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2016-2017 г.
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Климентьева Евгения Александровна
Кружок "Весёлый язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей. Кружок "Весёлый язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_kruzhka_16-17.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ

детским  садом №5 р.п. Хор

____________И.Н.Баронова

                                                                         __________________2016г.

                                                                                                                                                                             

Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2016-2017 г.

                        «Весёлый язычок»

Автор и руководитель: учитель-логопед Климентьева Е.А.

                                           2016г

Содержание:

I. Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка

        1.1.Актуальность.

        1.2.Цель и задачи реализации.

        1.3.Принципы.

   2. Основные направления кружковой работы.

   3.Прогнозируемый результат.

II.Организационный раздел.

    1.Реализация деятельности кружка дополнительного образования  по развитию органов артикуляции и мелкой моторики.

    2.Методическое обеспечение.

    3.Материально-техническое обеспечение.

    4.Учебно-тематическое планирование.

    5.Учебно-тематический план программы.

III.Содержательный раздел.

    1.Возрастные особенности детей 3-4 лет.

    2.Характеристика детей II младшей группы.

    3. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях.

   4.Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

    5.Работа с родителями.

Список использованной литературы.

Приложение: мониторинг на начало и конец года.

I .Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

   Дошкольное детство – это время становления личности,  индивидуальности, период для развития любознательности. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое  развитие.  

    В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков. Занятия в кружках  позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов! Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и  поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.

    Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей.

     Кружок "Весёлый язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.

     В основе Рабочей программы второй младшей группы  лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждений», «Образовательной программе ДОУ», а так же ФГОСам к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:

 •Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;

 • Право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;

• Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.

    Рабочая программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

     Работа во второй  младшей группе строится с учетом принципа интеграции (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

   В младшем дошкольном возрасте в ходе разнообразных предметно - практических и орудийных действий, как и в процессе наблюдений и экспериментирования, осуществляется развитие сторон психики ребенка, в том числе и умственного развития. Рабочая программа второй младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физкультурно - оздоровительному, социально - личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому. Вторую младшую группу  посещают 20 детей. Основной контингент группы - дети из полных семей. Уровень жизни детей хороший.

 

  1.1 Актуальность:

    Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. Поэтому возникла идея оказать коррекционную помощь детям младшего  дошкольного возраста. Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме коррекционно-развивающего кружка  «Весёлый язычок». Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным освоением лексических тем.

   Таким образом, своевременно осуществлённая коррекция поможет преодолеть речевые нарушения у воспитанников.

     1.2. Цель: содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения.

           Задачи:

  • формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком;
  • развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
  • развивать интерес к окружающей действительности, стимули​ровать познавательную активность;
  • формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, вни​мания, памяти, мышления;
  • работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий),
  • совершенствовать мелкую моторику рук;
  • формировать общие речевые умения.

      1.3. Принципы:

  • принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
  • принцип системности;
  • принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Основные направления кружковой работы.

    В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы.  Кружок создан для детей младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений. Основными направления в работе являются:

  1.   Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирова​ние сосредоточения на звуке, определение местонахождения источни​ка звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запо​минания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
  2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики. Выработка динамической коорди​нации движений: четких и точных движений, выполняемых в                        опреде​ленном темпе и ритме. Подготовка артикуляторного аппарата к формиро​ванию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в иг​ровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
  3. Развитие лексико-грамматических категорий. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями.
  4. Формирование связной речи. При развитии связной речи созданы условия для использования детьми ситуативной речи в об​щении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотво​рений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

3.Прогнозируемый результат.

 * Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;

* Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;

* Правильное употребление грамматических категорий;

     * Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и   упражнения на бездефектном речевом материале;

* Формирование связной речи;

* Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

II. Организационный раздел.

1.  Кружковая деятельность реализуется в рамках коррекционно- развивающего процесса по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на  основе тематического принципа планирования занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.  

  Деятельность кружка осуществляется в форме НОД на основе методических пособий Косиновой Е.А., Жуковой Н.С., Лозбяковой М.И., Фомичёвой М.Ф. НОД проводится 1 раз в неделю с сентября по май по 10 - 15 минут во второй половине дня. Деятельность кружка включает следующие блоки:

   1-й блок.                                                                                                               Логопедическая деятельность направлена на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей.   Занятие строится за счёт использования комплекса методов и приёмов:

  •  комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  •  фонопедические упражнения для формирования навыков речевого дыхания;
  • использование потешек, чистоговорок, сопровождаемых движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и памяти;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

   2-й блок.                                                                                                          

  Формирование связной речи и речевой коммуникации у детей.
   В ходе этой части занятия решаются задачи:

  • развитие динамической стороны общения, позитивного самоощущения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • формирование культуры общения;
  • формирование навыков связной речи (составление рассказов по картине, по демонстрируемым действиям, обучение пересказу);
  •  развитие у детей творческих способностей  высказываний на основе применения наглядности.

2.Методическое обеспечение:

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей.-М..;Вентана-Графф, 2003.-304с.

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.№0308. «Дошк.воспитание» - М.:Просвещение, 1989.-239с.:ил.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ.:-М.: ТЦ Сфера, 2012.—192с. (Модули программы ДОУ)

Краузе Е Г логопедия,-СПб.: Издательство «Корона.Век», 2012.-201с., ил.

Т.А.Ткаченко Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т.А.;[ил. Е.Нитылкиной].-М.: Эксмо, 2010.-64с.:ил.

Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер.с нем-2-е изд.-М.: Генезис,2010.-143с.

Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-80с.

3.Материально-техническое обеспечение программы:

  групповая комната

  столы, стулья

  массажные мячики

  прищепки

  игрушки или картинки животных.

4. Учебно-тематическое планирование :

Тема

Количество

часов

I

Подготовительный этап

4

II

Формированиe произносительных умений и навыков

20

III

Совершенствованиe фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

4

IV

Развитиe внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале

4

V

Развитиe связной выразительной речи на базе правильно

произносимых звуков

4

Всего часов

36

5.Учебно-тематический план программы:

III Содержательный раздел

1.Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

 На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.


МОТОРИКА
Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится. Отлично спускается и поднимается по лестницам, прыгает на одной ножке, а также может стоять в течении десяти минут на одной ноге. Вы уже можете легко качать его на качелях, так как он способен сохранять равновесие. Можно начинать учить ребенка рисованию, так как карандаш и кисть хорошо удерживаются в пальцах. 

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ваш ребенок уже очень любит делиться с другими своими игрушками и в то же время требует того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как со взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте начинают развиваться навыки совместной работы – игровой деятельности и помощи взрослым.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Развитие детей 3-4 лет предусматривает умение обводить предметы и рисунки по контурам, воспроизводить разнообразные формы, в том числе сложную форму шестигранника.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Понимает названия и определения цветов: «Дай зеленый мяч». Способен уже слушать более длительные сказки и рассказы. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ваш ребенок уже легко определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя слова-определения. Понимает степени сравнений (самый большой, самый близкий). Считает до пяти. Использует в речи прошедшее и настоящее время. 


 
2. Характеристика детей второй младшей группы ( с 3 лет до 4 лет) .

В этом возрасте зарождается самосознание и выделение образа Я» – выделение себя из окружающих, что стимулирует развитие личности и индивидуальности.

Ребёнок начинает чётко осознавать, кто он и какой он.

Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями:

  1. он стремится к самостоятельности и, в то же время, не может справиться без помощи взрослого;
  2. он любит близких, они для него очень значимы, но не может не злиться на них из- за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых, «Я — хороший; Я — плохой». Для осознания себя хорошим ребёнок должен больше получать

позитива  от окружающих, чтобы не начала сформироваться заниженная самооценка, а потом «комплекс неполноценности». Не надо бояться «перехвалить» ребёнка, страшнее недооценить.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребёнок способен восприниматъ предмет без его обследования, т.е. начинает формироваться целостное восприятие предметов.

На основе наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное мышление, т. е. происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «КАК БУДТО».

В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен воссоздать только образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.

Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Поэтому утверждать, что ребёнок врёт, обманывает в подобных ситуациях чревато. Ребёнок в этом возрасте способен фантазировать, а не врать.

Память дошкольника характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребёнка, было ему интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребёнок не способен длительно удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения и зависимость от ощущения физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же, эмоционально здоровому дошкольнику присущ ОПТИМИЗМ.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений с детьми.

Развитие речи ребенка 3 – 4 лет

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.
Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому овладению языком.

Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.

Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языкаК. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на JV], отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зайка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета.
Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят не¬громко, хотя пользуются различными интонациями.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.


Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что  это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.
Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в под¬держании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми и сложными, правильному их по¬строению.
В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.

3. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях

Социально-коммуникативное развитие

Игры, способствующие развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками

Познавательное развитие

Формирование первичных представлений о собственном артикуляционном аппарате и его возможностях, о ритмичности речи, модуляции голоса (на примере звукоподражаний), о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе).

Речевое развитие

обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания, чувства ритма,

Художественно-эстетическое развитие

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства  - устного народного творчества, фольклора, стихотворных текстов.

Физическое развитие

Упражнения на укрепления периферического речевого аппарата (артикуляционные гимнастики), игры и упражнения на координацию движений,  на укрепление и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук

4. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. 

 Интегративное качество «Любознательный, активный»

Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.

Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях. Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях. Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях. Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. .

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.   Эмоционально - заинтересованно следит за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.  Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками. Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре. Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. Обращается к воспитателю по имени и отчеству.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил. Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх. Может общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимает, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Соблюдает правила элементарной вежливости. Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. После объяснения понимает поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям). Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты. Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу. Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

 Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности. В случае проблемной ситуации обращается за помощью. Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. В диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого. Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

       Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале). Рассматривает сюжетные картинки. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

   5.Работа с родителями.

Перспективный план по взаимодействию с родителями.

   Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

1.Советы логопеда «Значение семейного воспитания в развитии речи детей».

2.Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционных упражнений.

3.Консультация для родителей «Почему у ребёнка возникло нарушение речи?».

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в формировании правильного произношения».

5. Консультация для родителей «Методы и приёмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

6.Советы логопеда «Как помочь ребёнку заговорить?».

7. Консультация для родителей «Как провести выходной день вместе с детьми».

8. Консультация для родителей «Игра и умственное развитие ребёнка».

9.Памятка для родителей  «Волшебный справочник добрых слов».

10.Советы логопеда «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

11. Консультация для родителей «Игры с мячом для развития речи детей».

12.Фотовыставка «Что умеют наши пальчики», «Наш весёлый язычок».

Список использованной литературы:

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей.-М..;Вентана-Графф, 2003.-304с.

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.№0308. «Дошк.воспитание» - М.:Просвещение, 1989.-239с.:ил.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ.:-М.: ТЦ Сфера, 2012.—192с. (Модули программы ДОУ)

Краузе Е Г логопедия,-СПб.: Издательство «Корона.Век», 2012.-201с., ил.

Т.А.Ткаченко Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т.А.;[ил. Е.Нитылкиной].-М.: Эксмо, 2010.-64с.:ил.

Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер.с нем-2-е изд.-М.: Генезис,2010.-143с.

Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-80с.

Приложение: Мониторинг  на начало и конец года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2015-2016 г. «Весёлый язычок»

  В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)

Пояснительная записка  Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...

Программа дополнительного образования по развитию органов артикуляции и мелкой моторики на 2017-2018 г.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную пр...

Рабочая программа дополнительного образования по конструированию с детьми 5 - 6 лет на 2016-2017 учебный год «Конструкторское бюро»

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования. В программу включена работа по знакомству детей старшего возраста с конструктором...