Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Бобылева Татьяна Александровна

    Пояснительная записка

     

     

    Данная Программа разработана на основе следующих нормативных

    документов:

    Ø Конституция РФ ст. 43, 72.

    Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)

    Ø Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.

                № 273-ФЗ

    Ø Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

               № 1155 «Об утверждении федерального государственного 

               Образовательного стандарта дошкольного образования»

              (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

    Ø СанПиН 2.4.1.3049

    Ø Устав МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г.Заволжска

                (утвержден)

     

     

     

    Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». 
    Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
    Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
    Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
    В результате вышесказанного актуальность программы «Умелые  пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению. 
    Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

                 Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. 

     

     

    Актуальность данной программы

                Актуальность в   Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  

     

                  Основной целью программы «Умелые  пальчики» является :

    ·         Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук

    ·         развитие двигательных и познавательных способностей детей;

    ·         развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

     

         Задачи:

    Обучающие:

    ·         1.Учить детей владеть графическими навыками:

    а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо.

    б) обводить контуры предмета по точкам,

    в) дорисовывать предметы,

               г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не  

               заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

    ·         2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

    ·         3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

    ·         4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

    Развивиющие:

    ·         1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

    ·         2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

    ·         3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

    ·         4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

    Воспитывающие:

    ·         1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

    ·         2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

    ·         3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

     

     

    Программа включает в себя следующие направления и формы работы:

    Направления

    Формы работы

    Пальчиковый игротренинг

    Массаж кистей рук.

    Пальчиковая гимнастика.

    Физкультминутки.

    Ручная умелость.

    Рисование пластилином.

    Конструирование из бумаги в технике оригами.

    Аппликация.

    Развитие графических навыков

    Рисование по трафаретам.

    Вырезание ножницами.

    Штриховка.

    Дорисовка.

    Игры и действия с мелкими предметами

    Узнавать предметы на ощупь

    Работа с крупой, фасолью, горохом.

    Нанизывание бус, пуговиц на проволоку

    Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян

     

    В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

    В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии ( техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

    В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

     В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

    Принципы программы
    1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
    2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
    3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
    4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

    Этапы реализации программы: 
    1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
    а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
    б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
    2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
    3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

     

     

    Особенности возрастной группы детей

    Программа реализуется с группами детей от 4 до 5 лет. Средний  дошкольный возраст.

    В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста.

    В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и

    совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,

    геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

    В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого,

    встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

     

     

    Основные формы и методы работы с детьми

    Дополнительная образовательная программа «Умелые  пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 5  человек. Продолжительность занятия     20 мин.

    Каждое занятие состоит из 3-х частей:
    Вводная часть – 3-5 минут.
    Основная часть – 10-15 минут.
    Заключительная часть – 3-5 минут.

    Форма организации детей – групповая.

    Вводная часть
    Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
    Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
    Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
    Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
    Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
    Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

    Содержание основной части соответствует задачам программы.
    На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

    Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

    - блоки Дьёнеша

    - палочки Кьюзенера
    - шнуровка;
    - прищепки;

    - скрепки;

    - крышки;

    - пуговицы;
    - обведение рисунка по контуру, копирование;
    - аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки,

    - рисование пальчиками


    Заключительная часть 
    Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
    Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

     

    В ДОУ ведется кружковая работа «Умелые пальчики» по данной теме. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 34 занятия.

     

    Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:
    - разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
    - наборов счетных палочек;
    - пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
    - мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
    - прищепок бельевых;
    - трафаретов по лексическим темам;
    - природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
    - «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

    В группе в свободном доступе  находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:
    - различные виды мозаики, конструкторов;
    - пазлы;
    - игрушки-шнуровки;
    - наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
    - различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

     

    Планируемые результаты освоения Программы:
    к концу года  воспитанники должны уметь:
    - соизмерять, подчинять движения контролю взора;
    - владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
    - выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

    - пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стекой;

    - изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина,

    - работать с трафаретами;

    - застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

    - завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;

    - выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)

    - строить симметричные фигуры из геометрических фигур.

     

    Учебно-методическое обеспечение.

    Материалы:

    • различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
    • различные виды ткани;
    • картон;
    • пластилин;
    • природные материалы;
    • вторичное сырье;
    • фольга;
    • клей ПВА;
    • нитки;
    • пуговицы.

    Оборудование:

    • баночки для воды;
    • крупа мелкая и крупная;
    • счетные палочки;
    • бусы;
    • ленты;
    • шнурки;
    • строительный материал;
    • шаблоны;
    • салфетки;
    • образцы готовых изделий;
    • массажные мячи;

    Инструменты:

    • ножницы;
    • линейка;
    • стеки;
    • кисточки;
    • карандаши, фломастеры, краски;
    • трафареты.

    Наглядные пособия:

    • иллюстрации;
    • игрушки;
    • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
    • конструктор(палочки Кьюзенера);
    • набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
    • коллекции бумаги, картона, ткани;

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План кружка по мелкой моторике в средней группе  «Умелые пальчики»

     

    № недели

    Тема

    Цель

    Содержание

     

    Сентябрь

     

    1

    «Осень»

     

    Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

    Формировать умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев.

    1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

    2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

    3. Пластилинография. «Осеннее дерево».

     

    2

    «Сад. Фрукты».

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

    1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

    2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

    3. Работа с трафаретами

    «Обведи и раскрась фрукты»

     

    3

    «Огород. Овощи».

    Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

    Развитие координации и точности движений.

    1.«Д/и  «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

    2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

    3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

    4. Аппликация «Репка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» №15).

     

    4

    «Правила дорожного движения»

     

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики .

    Учить работать с ножницами.

    Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

    1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

    2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

    3. Пластилинография .

    «Светофор»

     

    Октябрь

    №26»Рыбы».

     

     

    Продолжать работать

    1

    «Домашние животные»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

    1.  «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных.

    2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

    3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

     

    2

    «Дикие животные»

    Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

    Продолжать учить работать с ножницами.

    Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

    1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

    2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

    3. Штриховка диких животных.

     

    3

    «Детский сад и игрушки».

    Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

    Формировать графические умения и навыки.

    Развитие координации и точности движений.

    1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

    2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

    3. Аппликация «Пирамидка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики № 14).

     

    4

    «Профессии»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Формировать графические умения и навыки.

    Развивать тактильную чувствительность.

    1. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

    2. «Рельсы для поезда» - рисование прямых линий.

    3. «Собери машину» из геометрических фигур.

    4. «Помоги повару отделить фасоль от гороха»

     

     

    Ноябрь

     

    1

    «Дом. Семья»

    Развивать мелкую моторику пальцев;

    ориентировку на плоскости.

    Продолжать формировать графические навыки.

    1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

    2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

    3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

     

    2

    «Мой город»

    Упражнять в работе с трафаретами.

    Учить ориентироваться на плоскости.

    1. «Кто в домике живет» найти фигурку в сухом бассейне.

    2. Пальчиковая гимнастика «Дом».

    3. Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

     

    3

    «Я человек»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

     

    1. Самомассаж ладоней.

    2. «Поможем бабушке развязать узелки на веревке».

    3. «Рисунок на платье» на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток.

     

    4

    «Детский сад и игрушки»

     

    Развивать мелкую моторику пальцев;

    Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

    1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

    2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

    3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

     

    Декабрь

     

    1

    «Транспорт»

    Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

    Закрепить назначение транспорта.

    Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

    1. Рисуем машину пальчиками на крупе.

    2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

    3. «Машина» (оригами)

     

    2

    «Зима, зимний лес»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Развитие координации и точности движений.

    1.Пальчиковая игра «Зима».

    2.Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток  (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» № 11)

    3. «Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток.

     

    3

    «Зимующие птицы».

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

    1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

    2. Пальчиковая игра «Снегири»

    3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях

     

    4

    «Новый год».

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Учить складывать круг пополам, находить середину круга.

    Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

    1. Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку).

    2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

    3. «Елочная игрушка». (оригами)

     

    Январь

     

    2

    «Народные промыслы»

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Закреплять приёмы владения ножницами. 

    1.Пальчиковая игра «Матрешки»

    2.Аппликация «Узор на платочке»

    3. «Бусы для матрешки» нанизывание бусин на шнурок.

    4. Д/упр. «Обведи по точкам»

     

    3

    «Птицы зимой»

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Развивать тактильную чувствительность.

    1. «Ворона и воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги.

    2. Работа с тактильными дощечками.

    3. «Угощение для птиц» сортировка семян.

     

    4

    «Дикие животные и их детеныши»

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

    Развивать тактильную чувствительность.

    1. «Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить где мама, где детеныш.

    2. «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек.

    3. «Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

    4. Упражнение «Ёжик» с шариками Су-Джок.

     

    Февраль

     

    1

    «Зимние забавы»

    Упражнять в координации движений с речью.

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

     Продолжать учить скатывать шарики из салфеток.

    1. Хороводная игра «Снежная баба»

    2. Игра с пробками «Лыжи»

    3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

     

    2

    «День Святого Валентина».

     

    Учить действовать по словесной инструкции.

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Учить работать с бумагой.

    1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

    2. Массаж ладошек. Прокатывание шарика Су-Джок.

    3. Изготовление «Валентинки» из бумаги.

     

    3

    «Наша Армия».

     

    Продолжать развивать зрительно моторные функции.

    Учить штриховать в разных направлениях.

    1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

    2. Пальчиковая игра «Солдаты».

    3. Штриховка «Танк».

     

    4

    «Дружба»

    Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями.

    1.Пальчиковая игра «Дружба»

    2. «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу.

    3. Д/упр. «Обведи по точкам».

     

    Март

     

    1

    «Мебель, квартира».

    Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

    Развитие ориентировки на плоскости.

    Совершенствовать зрительную память.

    1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

    2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

    3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

     

    2

    «Мамин праздник»

    Развивать мелкую моторику.

    Учить действовать по словесной инструкции.

    Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

    1. Завязываем бантик на подарке

    2. Смотать клубок для бабушки.

    3. Открытка для мамы. ( оригами)

     

    3

    «Одежда, обувь»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

     

    1. Пальчиковая игра «Ладошки»

    2. Разложи пуговицы по цвету.

    3. «Помоги развесить одежду после стирки» игры с прищепками.

    4. «Застегни одежду» на пуговицы, на молнию, на кнопки, на липучки.

     

    4

    «Посуда»

    Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Развивать речь, внимание.

     

    1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»

    2. Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц.

    3. Д/упр. «Обведи по точкам»

     

    Апрель

     

    1

    «Весна»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Учить работать с крупой.

    1. Пальчиковая игра «Дождик»

    2. «Солнце светит ярко» игры с прищепками.

    3. Аппликация из пшена «Солнышко»

     

    2

    «Космос»

    Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Развивать речь, внимание.

     

    1.Пальчиковая игра «1,2,3,4,5»

    В космос полетел отряд»

    2. Выкладывание из счетных палочек , геометрических фигур космического транспорта по образцу.

    3. Д/упр. «Обведи по точкам»

     

    3

    «Комнатные растения»

     

    Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Учить штриховать в разных направлениях.

    1. П \и «На окошке в горшочке»

    2. Обрывание цветка по контуру.

    3. Штриховка цветка в горшке.

     

    4

    «Рыбы».

     

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Развивать зрительное внимание, память.

    Продолжать учить работать с пластилином.

    1. Пальчиковая игра «Рыбка»

    2. Упражнение «Чего не хватает»

    3. Пластилинография . Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

     

    Май

     

    2

    «Перелетные птицы»

    Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек.

    Работать над развитием зрительно моторных функций.

    Продолжать учить работать с ножницами.

    1. Пальчиковая игра «Встреча птиц».

    2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»

    3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

     

    3

    «Насекомые»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.

    Закрепить умение работать в технике оригами.

    1.Пальчиковая игра «Бабочка» .

    2. Д/упр. «Обведи по точкам».

    3. «Бабочка» (оригами )

     

     

    4

    «Ягоды»

    Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

    Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

    1. Пальчиковая игра «По ягоды».

    2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

    3. Пластилинография. «Клубника».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение №1

    Пальчиковая гимнастика.

    Месяц

    № недели

    Пальчиковая гимнастика

    Сентябрь

    1

    «Осенние листья»

     Раз, два, три, четыре, пять, 
    Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.
    Будем листья собирать
    Сжимать и разжимать кулаки
    Листья березы,
    Листья рябины,
    Листики тополя,
    Листья осины,
    Листики дуба мы соберем,
    Маме осенний букет отнесем.
    Загибать пальчики, начиная с большого. 
     

    2

    «Мы делили апельсин»

    Мы делили апельсин. 
    Много нас, 
    А он один.
    Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
    Эта долька - для ежа. 
    Эта долька - для стрижа. 
    Эта долька - для утят. 
    Эта долька - для котят. 
    Эта долька - для бобра
    По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
    А для волка - кожура.
    Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
    Он сердит на нас - беда; 
    Разбегайтесь –
    Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
    Кто куда!

     

    3

    «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим

    Дети ставят ладошки на ребро

    Мы капусту трем, трем

    Кулачками трут друг о друга

    Мы капусту солим, солим

    Солим щепотью

    И в баночку кладем

     

    4

    «Лодочка»

    Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы
    Две ладошки прижму,
    И по морю поплыву.

    Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт"
    Две ладошки, друзья, -
    Это лодочка моя.
    У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы
    Паруса подниму,
    Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой»
    Синим морем поплыву.
    Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут"
    А по бурным волнам
    Плывут рыбки тут и там.

     

    Октябрь

    1

     

    «На ладошку села кошка»

    Подставляй ладошку

    Вытягиваем вперед руку ладошкой вверх

    Расскажу про кошку

    Гладим ладонь другой рукой

    Будем пальчики считать?

     Шевелим пальчиками

    1,2,3,4,5!

    Поочередно загибаем пальчики на руке

    Вот – кулак,

    Сжимаем пальцы в кулак

    А вот – ладошка.

    Разжимаем их

    На ладошку села кошка!

    Ставим на ладонь пальцы второй руки

    И крадется потихоньку,

    «пробегают» пальчиками по руке до плеча

    И крадется потихоньку …

    Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину

    Видно мышка там живет!

     

     

    3

    «Дружат пальчики»

    Дружат в нашей группе         пальцы рук соединяют

    Девочки и мальчики.             в замок (несколько раз)         

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять     пальцы с мизинчика поочередно

    Начинаем мы считать.           соединяют друг с другом

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы закончили считать               (Руки вниз, встряхивают кистями)  

     

    4

    «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим

    Дети ставят ладошки на ребро

    Мы капусту трем, трем

    Кулачками трут друг о друга

    Мы капусту солим, солим

    Солим щепотью

    И в баночку кладем

     

    Ноябрь

    1

    «Как у нас семья большая»

    Как у нас семья большая

    Да веселая

    (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
    Два у лавки стоят,

    (Загибают большие пальцы)
    Два учиться хотят.

    (Загибают указательные пальцы)
    Два Степана сметаны объедаются.

    (Загибают средние пальцы)
    Две Дашки у кашки питаются.

    (Загибают безымянные пальцы)
    Две Ульки в люльке качаются.

    (Загибают мизинцы)

    2

    «Дом»

    На поляне дом стоит,

    «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
    Ну а к дому путь закрыт.

     Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
    Мы ворота открываем,

    Ладони разворачиваются параллельно друг другу
    В этот домик приглашаем.

    4

    «Дружат пальчики»

    Дружат в нашей группе           пальцы рук соединяют

    Девочки и мальчики.           в замок (несколько раз)         

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять        пальцы с мизинчика поочередно

    Начинаем мы считать.            соединяют друг с другом

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы закончили считать            (Руки вниз, встряхивают кистями)  

     

    Декабрь

    2

    «Зима»

    Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
    Мы во двор пришли гулять.
    Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
    Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
    С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
    Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
    Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

    3

     

    «Снегири»

    Сел на ветку снегирек,

    Брызнул дождик

    Он промок.

    Ветерок, подуй слегка,

    Обсуши нам снегирька.

    «Попрыгать» ладошками по плечам.

    Потрясти кистями рук перед собой.

    Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

    Поднять руки вверх и покачать ими.

    Помахать руками – «крылышками»

     

    Январь

     

    2

     

     

    «Матрешки»

    Мы веселые матрешки

    Ладушки, ладушки

    На ногах у нас сапожки

    Ладушки, ладушки

    В сарафанах наших пестрых

    Ладушки, ладушки

    Мы похожи словно сестры

    Ладушки, ладушки

    Февраль

    2

    «Солнышко»

    Солнышко, солнышко
    Погуляй у речки
    Шевелят пальцами обеих рук.

    Солнышко, солнышко,
    Разбросай колечки.
    Быстро сжимают и разжимают кулаки.

    Мы колечки соберем,
    Золоченые возьмем.
    Делают хватательные движения щепотью.

    Покатаем, поваляем
    Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.

    И назад тебе вернем.
    Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

     

    3

    «Солдаты»

    Мы солдаты, мы солдаты,

    Бодрым шагом мы идём.

    (Пальцы маршируют по столу.)

    В нашу армию, ребята,

    Просто так не попадёшь.

    (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

    Нужно быть умелыми,

    Сильными и смелыми.

    (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

     

    4

    «Дружба»

    В гости к пальчику большому
    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний, 
    Безымянный и последний. 
    Сам мизинчик-малышок, 
    Постучался на порог. 
    Вместе пальчики-друзья, 
    Друг без друга им нельзя.

    Март

    3

    «Ладошки»

    Ладошки вверх, 
    Ладошки вниз,
    А теперь их на бочок
    И зажали в кулачок.

    4

    «Мы посуду перемыли»

    Раз, два, три, четыре,            Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.

    Мы посуду перемыли:                         Одна ладонь скользит по другой

    Чайник, чашку, ковшик, ложку

    И большую поварешку.                    Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

    Мы посуду перемыли,                      Одна ладонь скользит по другой.

    Только чашку мы разбили,

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился,                     Снова загибаем пальчики.

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Так мы маме помогали.     Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

     

    Апрель

    1

    «Дождик»

    Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай 
    (на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь), 
    Будет хлеба каравай 
    (указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке). 
    Будут булки 
    (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке), 
    Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки. 
     

    2

    «1,2,3,4,5 в космос полетел отряд»

    Раз, два, три, четыре, пять

      В космос полетел отряд.        

      Командир в бинокль глядит,        

      Что он видит впереди?        

      Солнце, планеты, спутники, кометы,

      Большую жёлтую луну.

      По одному загибают пальчики на обеих руках.

      Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

      Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

      Загибают пальчики обеих рук

     

    4

    «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице,

      Рыбке весело играть.

      Рыбка, рыбка, озорница,

      Мы хотим тебя поймать.

      Рыбка спинку изогнула,

      Крошку хлебную взяла.

      Рыбка хвостиком вильнула.

      Рыбка быстро уплыла.

      Ладони сложены вместе дети

      изображают, как плывёт рыбка.

      Грозят пальчиком.

      Медленно сближают ладони.

      Делают хватательное движение.

      Снова «плывут».

     

    Май

    2

    «Встреча птиц»

    Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

    С юга птицы прилетели!

    Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

    Серенькое перышко.

    Жаворонок, соловей

    Торопились: кто скорей.

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

    Все вернулись,прилетели,

    Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».

     

    3

    «Бабочка»

    Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

    Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

     

    Ах, красавица какая-

    Эта бабочка большая!

    Над цветами полетала-

    И мгновенно вдруг пропала.

     

     

    4

    «По ягоды»

    Раз, два, три, четыре, пять 
    (пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.), 
    В лес идем мы погулять 
    (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу). 
    За черникой за малиной 
    (указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого), 
    Зa брусникой и за калиной. 
    Землянику мы найдем 
    И братишке отнесем 
    (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу). 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников

    Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа:  воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...

    Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников "Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин"

    Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

    Программа дополнительного образования по английскому языку дошкольников

    Настоящая программа предназначена для детей 5-7 лет....

    Программа дополнительного образования по развитию моторики рук для детей с ОВЗ.

               Учитывая особенность детей с ОВЗ, программа составленас учетом особенностей их развития, что  обеспечивает именно общее развитие, служащее фундамен...

    Авторская программа дополнительного образования "Риторика общения для дошкольников"

    Программа дополнительного образования дошкольников социально-коммуникативной направленности. Может быть использована в работе учреждений общего и дополнительного образования детей дошкольного возраста...

    Программа дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников для детей 4-7 лет «Логическая игралочка»

    Программа «Логическая игралочка» разработана на основе учебно-методических пособий «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новиковой В.П., «Как работать с пало...