Авторская программа дополнительного образования "Риторика общения для дошкольников"
рабочая программа по развитию речи на тему

Романова Ирина Владиславовна

Программа дополнительного образования дошкольников социально-коммуникативной направленности. Может быть использована в работе учреждений общего и дополнительного образования детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ritorika_obshcheniya_dlya_doshkolnikov.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 20 «Ромашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома ______ Г.Н.Данилова

Протокол №  67 от « 02» ноября 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий _________Л.Л.Алехнович

Приказ №182 от « 01» ноября 2017 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Педагогического совета

протокол № 1 от «25»  октября 2017 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Разработана к.п.н. Романовой И.В., старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» на концептуальной основе  научно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской)

Возраст дошкольников - для детей от 4 до 7 лет.

Срок реализации Программы  - от 1 до 3 лет.

г. Новочебоксарск

2017 год.

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………3
  2. Содержание Программы………………………...7
  3. Учебный план ……………………………………11
  4. Методическое сопровождение …………………12
  5. Организация работы ……………………………13
  6. Методическое обеспечение……………………...14

Пояснительная записка

Направленность программы – социально- педагогическая. Назначение - создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками)  в тесном взаимодействии педагогов и родителей.

Актуальность программы. Свободная, творческая личность, обладающая чувством собственного достоинства и проявляющая уважение к людям,  формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Вопросы, связанные с нравственным воспитанием и коммуникативным развитием, для педагогической науки всегда были важными, но в течение последних двадцати лет они стоят наиболее остро. Дошкольное образование – это первая ступенька общественной социализации ребенка, где закладываются нравственные ценности и нормы культурного поведения, развивается  формирующаяся  личность маленького гражданина России [1]. Эффективное коммуникативно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России в течение всей жизни  может обеспечить система непрерывного риторического образования,  которая  является неотъемлемой составляющей общей системы образовательного процесса (от предшкольного и до послевузовского включительно) [6]. Вслед за З.И. Курцевой, мы понимаем риторическое образование как многоуровневую теоретико-прагматическую систему, основной целью которой является обучение общению, коммуникативное развитие и нравственное воспитание функционально грамотной личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.

Результат развития, воспитания и образования ребенка на этапе дошкольного детства  это подготовка к успешному обучению в школе. Целью подготовки к школе является  формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др., то есть формирование предпосылок универсальных учебных действий. 

Предлагаемая программа призвана дополнить пропедевтический курс риторики, который представлен в комплексной программе  «Детский сад  2100»  рабочей  тетрадью для дошкольников «Ты – словечко, я – словечко…» [7] и обеспечить систематическую целенаправленную работу по обучению детей общению на начальной ступени общего образования.

Цели программы:

  1. Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками.
  2. Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения  к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.
  3. Развитие у дошкольников чувства коммуникативной целесообразности высказывания.

Задачи программы:

  1.  Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения) и основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
  2.  Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
  3.  Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, с учетом ситуации общения, адресата, соотношения вербальных и невербальных средств выразительности речи.

Отличительные особенности и адресат дополнительной образовательной программы:

Программа  «Риторика до школы»  предназначена для детей  дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), посещающих учреждения общего и дополнительного образования. Курс программы состоит из 36 тематических встреч с детьми, вариативен для использования, так как предполагает реализацию:

  • в течение одного года  (предшкольная подготовка),   что составляет 36 недель, то есть одна тематическая встреча в неделю;
  • в течение двух лет  (старшая и подготовительная группа), ежегодно 36 недель, тематические встречи проводятся через неделю;
  • в течение трех лет – начиная со средней группы, по упрощенному варианту учебно-тематического плана программы первого года обучения начиная со второй половины года.

В старшей и подготовительной группах  (по плану первого и второго года обучения соответственно)  тематические встречи проводятся через неделю.

Возможные формы проведения тематических встреч с детьми: игра, путешествие, сказка, экскурсия, конкурс, викторина, творческий вечер,   концерт,  праздник и др.

Возможные формы организации деятельности детей на тематических встречах: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; работа в парах и т.д.

Планируемые результаты освоения Программы:

Формирование социально-коммуникативных умений развивает способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных уровнях:

«Я ХОЧУ»  потребность и желание вступать в общение с окружающими;

«Я ЗНАЮ»  знание норм и правил, которым нужно следовать при общении;

«Я УМЕЮ»  умение организовать общение со взрослыми и сверстниками.

К ожидаемым результатам, при соблюдении требований к условиям реализации дополнительной образовательной программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ», на завершающем этапе ее реализации можно отнести следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок умеет строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств, способен строить конструктивные взаимоотношения с  участниками по совместной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности  игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  • Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.).
  • Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и строить речевое высказывание, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок  достаточно хорошо владеет средствами выразительности устной речи: способен владеть своим голосом, понимает, когда нужно говорить  громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.
  • Ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками.

Формы педагогической диагностики.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. [2].  

При реализации программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [2].  

Формы оценки индивидуального развития ребенка:

  • наблюдение за проявлениями социально-коммуникативного поведения дошкольника в различных видах деятельности,
  • анализ продуктов детской  речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и  словотворчество),
  • анкетирование родителей по вопросам сформированности у ребенка социально-коммуникативной компетентности, которая подразумевает развитие следующих умений:
  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.
  2. Умение получать необходимую информацию в общении.
  3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
  6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  7. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать и т. д.)
  8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  9. Умение принимать и оказывать помощь.
  10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Результаты фиксации освоения Программы.  Ожидаемым результатом работы по программе является социально-коммуникативное развитие дошкольника на основе формирования   у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками).  Этот процесс достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребенка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.  Программа «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» разработана на основе концептуальных положений научно-риторической школы Т.А. Ладыженской [8], поэтому носит практико-ориентированный характер и предполагает только продуктивные виды детской деятельности.

Возможным итогом работы по программе (то есть внешним результатом деятельности) может быть создание накопительной папки - портфолио дошкольника  на тему «По дороге к волшебной стране «Риторика» (в котором хранятся фотографии публичных выступлений; рисунки и поделки; придуманные ребенком и записанные на различные носители тексты сказок и рассказов, чистоговорок и считалок, и пр.).

2. Содержание Программы.

Тематическое планирование первого  года обучения.         

№ п/п

Тема

Количество встреч

1.

«Общение»

6

1.1.

«Острое словечко колет сердечко»

 (Что такое общение?)

1

1.2.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (Устное общение).

1

1.3.

«Что написано пером – не вырубишь топором» (Письменное общение.)

1

1.4.

«Вежливости открываются все двери» 

(Зачем быть вежливым?)

1

1.5.

«Лучше друг верный, чем камень драгоценный» 

(Поделись игрушкою своей!)

1

1.6.

«Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…)

1

2.

«Речевой этикет»

6

2.1.

«Добро того учит, кто слушает»

(Благодарность)

1

2.2.

«Попросишь красиво - будешь очень милой»

(Как обратиться с просьбой)

1

2.3.

«Каков привет, таков и ответ»

 (Здравствуйте!)

1

2.4.

«Много говорить — голова заболит» (Правила общения).

1

2.5.

«Красна речь слушаньем»

 (Какой ты слушатель?)

1

2.6.

«Слово жжет хуже огня»

 (Не забудь извиниться).

1

3.

«Техника речи»

6

3.1.

«Будь своему слову господин»

(Каким тоном?)

1

3.2.

«Лучше ногой запнуться, чем языком»

(Твой голос)

1

3.3.

«Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…)

1

3.4.

«Кто языком штурмует, не  многое  навоюет» (Тихо или громко?)

1

3.5.

«Слово за словом вперебой идет» 

(Не сломай язык!)

1

3.6.

«Где слова редки, там они вес имеют»

 (Отгадай, что я сказал!)

1

 

Всего

18

(Прим. автора: в скобках даны соответствующие темы по рабочей тетради для дошкольников «Ты – словечко,  я  словечко…» (Курцевой З.И.)  комплексной программы «Детский сад 2100»).

Тематическое планирование второго  года обучения.

№ п/п

Тема

Количество встреч

1.

«Общение»

5

1.1.

«Хорошая беседа не хуже обеда»

 (Для чего люди общаются?)

1

1.2.

«Друга нет – не мил белый свет»

 (Для дружбы нет расстояния). 

1

1.3.

«Книгу читаешь, как на крыльях летаешь» (Говорит она беззвучно…)

1

1.4.

«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги» (Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много).

1

1.5.

«Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает»

(Кто? Кому? Зачем? Как?)

1

2.

«Речевой этикет»

8

2.1.

«Бывает, что одно и то же слово терзает одного, целит другого» 

(Не забудь извиниться!)

1

2.2.

«Без привета  нет  ответа»

 (Здравствуйте!)

1

2.3.

«В чем проговорился, с тем и простился»

(До свидания!)

1

2.4.

«Своего спасибо не жалей, а чужого не жди» (Благодарность)

1

2.5.

«Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай»  (Правила общения).

1

2.6.

«Говорить, не думая, — что стрелять, не целясь»  (Как обратиться с просьбой).

1

2.7.

«Лошадь узнают в езде, человека — в общении» (Разговор по телефону)

1

2.8.

«Жить в соседях — быть в беседах»

(Приглашение)

1

3.

«Техника речи»

5

3.1.

«Доброе слово дом построит, а злое разрушит»  (Каким тоном?).

1

3.2.

«Язык болтает, а голова отвечает»

(Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!)

1

3.3.

 «Сказанное слово — серебряное, несказанное — золотое»

 (Когда хорошо молчать как рыба?)

1

3.4.

«За её языком не поспеешь и босиком» 

(Поспешишь – людей насмешишь!)

1

3.5.

«Слов много, а дела мало»

(Отгадай, что я сказал!)

1

 

Всего

18

(Прим. автора: в скобках даны  соответствующие  те мы  по рабочей тетради для дошкольников «Ты – словечко,  я – словечко…» (Курцевой З.И.)  комплексной программы «Детский сад 2100»)

Содержание программы является пропедевтическим курсом школьного риторического образования  концепция и программа  которого разработаны профессором Т.А. Ладыженской.

Программа «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» служит дополнением к уже существующему курсу «Ты  словечко, я  словечко» для дошкольников  З.И.Курцевой – цели, задачи и разделы программ совпадают, и, не смотря на то, что каждый раздел имеет свою  специфику, свою воспитательную и образовательную ценность, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Раздел «Общение»

Содержание раздела:

Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).

Цель: 

Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.        

Задачи:

  1. Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
  2. Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
  3. Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.

Раздел «Речевой этикет»

Содержание раздела:

Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.

Цели: 

  1. Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.
  2. Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.

Задачи:

  1. Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.
  2. Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
  3. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.

Раздел «Техника речи»

Содержание раздела:

Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).

Цель: 

Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.

Задачи:

  1. Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).
  2. Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.
  3. Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.

Содержание программы в тематическом плане каждой возрастной группы распределяется с усложнением:

Раздел программы

Возраст детей

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

ОБЩЕНИЕ

виды общения,

невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)

+

компоненты речевой ситуации,

коммуникативные цели общения

+

правила общения

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

приветствие,

прощание, благодарность,

извинение

+

просьба,

отказ

+

разговор по телефону

ТЕХНИКА РЕЧИ

скороговорки,

считалочки, чистоговорки

+

пословицы, поговорки,

+

скороговорочные рассказики,

сочинение чистоговорок.

Вариативность организации детской деятельности с учетом особенностей дошкольного образовательного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых на тематическую встречу по данной программе.

Предполагается самостоятельный выбор и  творческое использование педагогами  программы – ее объема и форм подачи информации, дидактического материала, необходимого для социально-коммуникативного развития дошкольников, с учетом имеющегося времени, уровня развития детей и собственной подготовки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности  для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут [3]. 

3. Учебный план Программы.

Период обучения

Раздел Программы

Тема

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Общая длительность

сентябрь-ноябрь

ОБЩЕНИЕ

12

12

портфолио

«По дороге к волшебной стране «Риторика»

декабрь-февраль

ТЕХНИКА РЕЧИ

12

12

март-май

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

12

12

4. Методическое сопровождение Программы.

Методы обучения и педагогические технологии:

п

/

п

Структурный компонент тематической встречи по программе

Методические приемы, обеспечивающие продуктивную деятельность детей

Методы развивающего обучения

 (на основе технологий ОС «Школа 2100»)

1.

«Риторика в фольклоре»

Беседа-рассуждение с детьми о пословице по теме встречи

метод проблемного диалога

2.

«Проблемная ситуация»

Выполнение коммуникативно-речевых заданий на основе типичных для дошкольников ситуаций общения

3.

«Волшебная риторика»

Чтение педагогом риторической сказки  и произведений художественной литературы по теме встречи

метод продуктивного чтения

4.

«Риторические зарисовки»

Работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание и постановка мини-спектаклей

5.

«Новости из дома»

Выступления детей по результатам выполнения творческих домашних заданий с родителями

метод портфолио

6.

«Риторика в играх»

Организация коммуникативно-речевых игр – упражнений, моделирование жизненных ситуаций общения

7.

«Детский сад в гостях у школы»

Реализация механизма преемственности со следующей для ребенка ступенью образования «начальная школа»

метод

проектов

 

Формы организации образовательного процесса.

Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных часов. Система   проведения тематических встреч в рамках программы не предполагает строго регламентированных форм организации и может быть реализована двумя способами:

1). Комплексно – в виде тематических встреч с детьми во второй половине дня, когда по каждой теме организуется одна или две, в которые могут быть включены элементы различных видов деятельности дошкольников. Закрепление материала происходит в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников (на прогулке, через чтение литературы, в играх-драматизациях и пр.), а также в повседневном общении в условиях семьи.

2). Рассредоточено – как сквозной элемент любого события в ДОУ (игры, развлечения, праздника, соревнования и т.д.), то есть в структуре различных форм образовательной деятельности дошкольников.

Формы организации занятия. Тематические встречи  зависят от использования в них следующих методов обучения:

1. Словесные методы обучения:

  • беседа;
  • анализ текста и др.

2. Наглядные методы обучения

  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • показ, исполнение педагогом;
  • наблюдение;
  • работа по образцу и др.

3. Практические методы обучения

  • творческие задания;
  • коммуникативно-речевые  упражнения;
  • риторические игры и др.

Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение,  творческая мастерская.

5.Организация работы по Программе.

Срок реализации.  Программа «Риторика для дошкольников» может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений и реализована в дошкольных учреждениях любого типа, в   учреждениях дополнительного образования детей дошкольного возраста и в школах, где ведется  предшкольная подготовка будущих первоклассников, в течении одного или трех лет.

Особенности организации педагогического процесса. Методы организации  совместной  образовательной деятельности взрослого с ребенком  по  программе «Риторика для дошкольников» описаны подробно в соответствующем разделе   «Методы развивающего обучения в реализации содержания  программы»  авторского пособия «Риторика до школы» (см. список литературы).   

Кадровое обеспечение. Реализация программы «Риторика для дошкольников» не предполагает введения дополнительных специалистов для работы с детьми в группе.  

  Эффективность реализации программы обусловлена коммуникативной компетентностью взрослых, окружающих ребенка в детском саду и дома. Методическое обеспечение процесса совершенствования коммуникативно-речевых умений педагога представлено в  учебно-методическом пособии автора «Речевая культура диалога педагога с родителями» (М: «Баласс», 2012. -192 с.).

Материально-техническое оснащение. В процессе реализации программы целесообразно использование теле и видеоаппаратуры, аудио и визуальных средств, позволяющих наглядно демонстрировать детям все стороны устной речи в ее многократном повторении (просмотр мультфильмов, запись голосов и т.п.) и динамике (видеозаписи выступлений дошкольников и т.п.).

Информационное обеспечение. Программа «Риторика для дошкольников» является логическим продолжением и дополнением пропедевтического курса риторики, содержание которого раскрыто в  методических рекомендациях для воспитателей, учителей и родителей. Ты-словечко, я – словечко… З.И. Курцевой (М.: «Баласс», 2002. – 96 с.).

Дидактическое обеспечение реализации программы подробно описано в соответствующем разделе    «Дидактическое обеспечение  по курсу «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» авторского пособия «Риторика до школы» (см. список литературы).   

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу. Все разделы Программы взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют друг за другом. Основными показателями социально-коммуникативного развития ребенка являются продукты детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и  словотворчество) в динамике, то есть сравнение достижений ребенка с его же достижениями на более ранних этапах, а не в сравнении с другими детьми.

Совместимость с другими образовательными программами. Программа может быть использована совместно с другими программами различной направленности.

6.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации педагогического процесса:
  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013).Статья 10., п.4. http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_147353/ Консультант Плюс, 1992-2013.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. № 17.  сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации  www.vestnik.edu.ru/proect.html.
  3. Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: Монография / З.И. Курцева [Текст] – М.: МИОО, 2007, С. 12.  
  4. Курцева, З.И. Непрерывное риторическое образование / З.И. Курцева// Начальная школа плюс До и После. –2007. – № 4. – С. 15-19.  
  5. Курцева, З.И. Ты-словечко, я – словечко…(варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием). Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / З.И. Курцева [Текст]  – М.: «Баласс», 2002.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
  7. Романова И.В.Риторика до школы: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.Под ред. Курцевой З.И.-Чебоксары: ЦДИП «INet», 2017. – 255 с.
  8. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26. Зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564.
  9. Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой и др.  [Текст] – М.: «Прометей» МПГУ, 2005.           224 с.
  10. Романова И.В., Речевая культура диалога педагога с родителями. Под ред. З.И. Курцевой, -М: «Баласс», 2012. -192 с.

  • Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной Программе:

Стихи

Сказки

Рассказы

 

Барто А.Л. 

«Игрушки», «Бычок», «Козленок», «Мишка», «Мячик», «Кораблик» ,  «Башмаки», «Весна идет», «Везет нам!», «Воробей», «Встреча», «В честь Андрея», «Гроза», «Дело было в январе», «Детская передача», «Дикарка», «Дом проснулся на заре», «Дождь в лесу», «Две сестры глядят на брата», «Заиграла музыка», «Зайка в витрине», «Зимний сон», «Игра», «Катя», «Комары», «Котельная», «Котенок», «Кто как кричит», «Купание», «Лимон», «Лягушата», «Мама уходит на работу», «Младший брат», «Морковный сок», «На косогоре», «Наступили холода», «Олень», «Осенью», «Перед сном», «Погремушка», «Раковина», «Разговор с мамой», «Река», «Резиновая Зина», «Страшная птица», «Сколько раз меня ругали», «Смешной цветок», «Спасибо», «Сто одежек», «Сторож», «С утра на лужайку», «Света думает», «Ути-ути», «Фонарик», «Чепчик», «Чудеса»

Белозёров Т.  «Лесной плакунчик».

Благинина Е. «Посидим в тишине»

Заходер Б. «Шофёр», «Переплетчица», «Перемена», «Никто», «Вредный кот», «Барбосы», «Птичья школа»

Кушак  Ю.   «До чего же хороши вежливые малыши»

Маршак С.Я.  «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Про гиппопотама», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом», «Где обедал воробей?», «Усатый Полосатый» , «В гостях у королевы»,

Маяковский В.В.  «Что такое хорошо, что такое плохо»

Михалков С.

 «А что у вас?»,  «Щенок»,  «Дядя Степа» «Как старик корову продавал», «Кораблик», «Сашина каша», «Слон-живописец», «Чистописание», «Чудесные таблетки», «Мой щенок», «Жадный заяц», «Прививка», «Просчитался».

Пчельникова А.А.  «Птичка», «Игра в цветы»

Токмакова И. «Мне грустно», «Где  спит  рыбка»

Хармс Д. «Врун», «Бульдог и таксик», «Уж я бегал, бегал, бегал и устал…» .

Сказки  К.И.Чуковского 

 «Айболит»

 «Краденое солнце»,

«Мойдодыр»,

 «Муха – Цокотуха»,

«Путаница»  

 «Тараканище»,

 «Телефон»,

 «Федорино горе»,

Сказки А.С.Пушкина 

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»,

«Сказка о царе Салтане...»

Сказки Г.Х.Андерсена 

«Гадкий утенок»,

«Дикие лебеди»,

 «Принцесса на горошине»

«Снежная королева»,

 «Оловянный солдатик»            

Сказки А.Н. Толстого «Золотой  ключик или приключения Буратино», «Три поросенка»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» , «Пеппи Длинныйчулок»

  А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Братья  Гримм «Боб, соломинка и уголек», «Бременские музыканты», «Горшок Каши» ,  «Госпожа Метелица» ,  "Бременские музыканты"

 В.  Гаршин  «Лягушка-путешественница»

В.И. Даль  «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница»,  «Лиса – лапотница».

В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»

Д. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца длинные уши – косые глаза- короткий хвост», «Сказочка про козявочку».

 Д. Родари  «Чиполлино»

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

П. Ершов  «Конек-горбунок»

С. Аксаков  «Аленький цветочек»

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

 Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»

 Ю.Олеша «Три толстяка»,

Басни И. А. Крылова «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська», «Волк и кот».

Русские народные сказки

«Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка»,«Заяц – хваста», «Зимовье зверей»,«Как осёл петь перестал», «Колобок»,«Кот, петух и лиса»,«Крошечка - Хаврошечка», «Курочка Ряба», «Курочка, мышка и тетерев», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»,  «Лиса, заяц и петух», «Лисичка сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Мороз, солнце и ветер», «Морозко», «Петушок-золотой гребешок», «По щучьему велению», «Репка», «Рукавичка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка – Бурка», «Смоляной бочок», «Теремок», «Три медведя», «Царевна лягушка», «Царевна-Несмеяна»,«Курочка, мышка и тетерев»,  «Глупый волк»,  «Глиняный парень», «Коза – дереза», «У страха глаза велики».  

А. Митта «Шар в окне»

А. Плещеев «Внучка»,  «Мой садик»

А. Суконцев «Как ёжик шубу менял»

А. Толстой «Еж», «Как собака друга искала»

Б. Житков «На льдине», «Что я видел»

 В. Берестов «Кто чему научится?», «Шапка», «Приятная весть»

В. Бианки «Музыкант», «Первая охота»

В. Бирюков «Почему облако от ветра убегает»

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

В. Драгунский «Друг детства» , «Заколдованная буква»,  «Где  это  видано?», «Куриный бульон», «Сестра моя Ксения»,    «Что я люблю», «…И чего не люблю», «Кот в сапогах», «Рыцари»

 В. Осеева «Волшебное слово», «Что легче?» « Три товарища»,  «До первого дождя»,  «Плохо»,   «Кто глупее всех?» («В одном доме»), «Хорошее», «Отомстила», «Три товарища», «Сыновья», «Кто его наказал?», «Синие листья»

В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?», «Цыпленок и утенок»

В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и  «Синичкин календарь»,  «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки»

В.Катаев  «Цветик - семицветик»

Г.  Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Эхо»

Е.  Чарушин:  «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого», «Утка с утятами», «Про Томку»

Е. Пермяк «Перо и чернильница» , «Случай с кошельком», «Торопливый ежик», «Чужая калитка», «Самое страшное»

 Е.Благинина «Черемуха», «Шинель»

К. Д. Ушинский:  «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания» , «Играющие собаки», «Умей обождать», «Курочка», «Два козлика», «Два плуга»

К. Паустовский «Заячьи лапы»,  «Квакша», «Растрепанный воробей»

Л. Н. Толстой:  «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна Баранка»,  «Отец и сыновья»,  «Ворона и рак», «Лиса и собаки», «Белка и волк», «Мыши», «Старый дед и внучек», «Ворона и рак», «Белка и волк»

Л. Пантелеев  «Как поросенок говорить научился», «Трус»  

М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял», «Я хотел стать силачом»

М. Пришвин «Беличья память»,  «Еж», «Ребята и утята» «Берестяная трубочка»

М.Горький «Воробьишко»

Марк   Твен «Приключения Тома Сойера»

Н. Н. Носов  «Незнайка на луне»,  «Живая шляпа»,   «Мишкина каша», «Огурцы»,    «Тук-тук»,   «Заплатка», «Бобик в гостях у Барбоса»,   «На горке», «Затейники»,   «Фантазеры», «Находчивость»

Н. Сладков «Медведь и солнце»,  «Почему ноябрь пегий», «Бежал ежик по дорожке», «Яичко», «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили», «Сорока и медведь», «Сорока и заяц», «Лиса и мышь», «Одуванчик и дождь»

Э. Успенский «Разгром», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Чебурашка», «Простоквашино», «Разноцветная семейка» «Крокодил Гена и его друзья», «Все в порядке»

Ю. Ермолаев «Проговорился»

Ю.Коваль «Лиса и тетерев»

Я. Тайц:  «Кыш», «По пояс», «Поезд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Образовательная ( авторская) программа по работе с родителями дошкольников "Радость общения". Автор Потапова И.И.

Программа "Радость общения" направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка в соответствии с законом РФ " Об образовании".Програ...

Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность

laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...