Образовательная ( авторская) программа по работе с родителями дошкольников "Радость общения". Автор Потапова И.И.
методическая разработка на тему

Потапова Ирина Ивановна

Программа "Радость общения" направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка в соответствии с законом РФ " Об образовании".

Программа "Радость общения" является общей долгосрочной и адаптированной программой, подготовленной с учётом сочетания новых и уже имеющихся разработок в образовательной среде, направлененеой неае создание и внедрение новшеств, порождённых значимыми изменениями в практике образования.

Программа "Радость общения"  ориентирована на применение новых подходов и нетрадиционных методик, позволяющих резко повысить эффективность по социально-личностному развитию дошкольников и активизации родителей. Данная программа разработана на основе собственных наблюдений с применением уже имеющихся разработок в данной области и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа расчитана на 5 лет обучения. Первый год - преимущественно работа с родителями, последующие года - совместная работа родителей, детей и специалистов дошколльного учреждения.

Главная цель программы "Радость общения" : создание условий для формирования и развития ответственных и взаимозависимых отношений с смемьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетенции родителей в области воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр»

( Подразделение № 12 ( детский сад № 2061 )

             «Утверждаю»                                                      

 Руководитель структурного                                                                   подразделения № 12                          

   ____ ______________Козанова Л.И

      «    » ______ ____________   2015 г.

  1. Авторская образовательная программа по работе с родителями дошкольников                
  2. « Радость общения »

Воспитатель Потапова Ирина Ивановна

продолжительность освоения программы 5 лет

родители дошкольников 2-7 лет

Утверждено методическим советом Подразделения №12

ГБОУ г.Москвы «Щкола №2101

 «Филёвский образовательный центр»

Протокол №___ от________

г. Москва

2015 г.

Пояснительная записка.

     Программа « Радость общения» направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка в соответствии с Законом РФ «Об образовании» .

     Программа « Радость общения» является общей долгосрочной и адаптированной программой, подготовленной с учётом сочетания новых и уже имеющихся разработок в  образовательной среде, направленной на создание и внедрение новшеств, порождённых значимыми изменениями в практике образования.

     В связи с этими изменениями возникла необходимость пересмотреть программу работы с родителями по всем направлениям. Одним из приоритетных направлений является повышение педагогической культуры родителей. Без взаимодействия с семьёй, как бы не старался педагог, не получится полноценного воспитательного процесса. Родители и педагоги должны стать партнёрами — единомышленниками.

      Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей очень быстро становится актуальной, именно этим и обусловлена разработка программы, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.

      Программа «Радость общения» ориентирована на применение новых подходов и нетрадиционных методик, позволяющих резко повысить эффективность по социально-личностному развитию дошкольников и активизации родителей. Данная программа разработана на основе собственных наблюдений с применением уже имеющихся разработок в данной области и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Первый год- преимущественно работа с родителями, последующие года — совместная работа родителей, детей и специалистов дошкольного учреждения.

       Данная программа построена в соответствие с  Законом «Об образовании в РФ» № 273 -ФЗ, гл.4, ст.44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося»; гл. 5, ст. 45 « Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающего»; гл. 5, ст. 47, п. 3( 3-6) «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников»; «Конвекция о правах ребёнка» ст. 29.

        Главная цель программы «Радость общения» :

Создание условий для формирования и развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетенции родителей в области воспитания.

      Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. Установление доверительных отношений между педагогами и членами семей; налаживание обратной связи между педагогами и родителями.

2. Вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни, а так же основами педагогической культуры.

3. Формирование активной педагогической позиции родителей, путём повышения воспитательного и творческого потенциала семей.

4. Популяризация современных представлений о развитии ребёнка и методах воспитания.

5. Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей, оказание помощи в организации педагогического самообразования.

6. Внедрение и развитие разнообразных форм сотрудничества  ДОУ и семей ( родительское собрание, детско-родительский клуб, тренинги, практикумы,  родительские университеты, лектории, презентации семейного опыта, творческие встречи, родительский всеобуч и др.).

7. Повышение компетентности родителей по здоровьесбережению детей, по действующим правовым и нормативным актам, по вопросам организации работы с родительской общественностью, по проблемам воспитания детей.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

-принцип доступности ,последовательности и системности ( от простого к сложному)

-принцип научности ( современные научные достижения)

-принцип наглядности

-принцип связи теории и практики

-принцип индивидуализации

-принцип сотрудничества

-принцип актуальности

Основные направления реализации программы:

-  Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.

-  Повышение психолого-педагогического просвещения и повышение культурно-образовательного уровня родителей.

-  Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса.

-  Взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными организациями, с органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка.

-  Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

-  Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования.                   -  Организация  диагностической работы по изучению семей и проблем воспитания в семье.

-  Использование различных форм сотрудничества с родителями . Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

-  Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

1. Повышение педагогической компетентности родителей;

2. Знание возрастных особенностей детей 3-7 лет и умение применять это знание в практике семейного воспитания;

3. Овладение практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми;

4. Овладение навыками творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми;

5. Построение конструктивных (бесконфликтных) моделей общения;

6. Овладение организационными навыками проведения совместного досуга в семье;

7. Умение анализировать воспитательные действия взрослого по отношению к детским поступкам и производить рефлексию собственных воспитательных действий;

8. Формирование активной позиции родителей как субъектов образовательного и воспитательного процессов в ДОУ.

9. Высокая степень инициативы родителей в плане сотрудничества.

10.Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.

11.Рост удовлетворённости родителей работой педагогов и ДОУ

   Формы и методы взаимодействия с семьёй.

 

Традиционные формы работы с родителями :

1. Коллективные формы взаимодействия. 

1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- Решение организационных вопросов;

- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- Решение текущих организационных вопросов.

1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.

Задача:

-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Задачи:

- Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

- Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

1.6. Совместные экскурсии ( проекты ). Проводится один раз в месяц.

Задача: - Сплочение родителей, детей и педагогов в неформальной обстановке, повышение компетенции родителей.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задача:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

2.2. Родительский час. Проводится педагогами - специалистами один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

- определение оценки родителями работы ДОУ

2.4. .“Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

Задача: - оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)

Задача: - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.  

Задачи:

- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Нетрадиционные формы работы с родителями в рамках работы детско- родительского клуба « Радость общения» :

1. Презентация ( видеотека ). Подготавливается к тематическим родительским собраниям.

Задачи : - Решение психолого-педагогических ситуаций,путём просмотра видеоматериалов.

- Задать темы для дальнейшего обсуждения по результатам просмотра видеоматериалов.

- Предоставить отчёт о жизни детей в ДОУ.

2. Родительские университеты. Темы подбираются по результатам анкетирования. Проводятся в форме консультаций и размещения информации в ежемесячной газете «ЖЗД» ( Жизнь Замечательных Детей )

Задачи : - Дать родителям возможность увидеть и услышать проблемную ситуацию и выход из неё.

- Познакомить родителей с интересующими их вопросами по развитию и воспитанию детей.

3. Родительский лекторий. Проводится с участием логопеда, физ инструктора, других специалистов. Завершается практической частью ( подвижные игры, дидактические игры и др.)

Задача: - Вооружение родителей знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на разных этапах его развития.

4. Презентация семейного опыта ( «Родительские чтения» ). Проводится по согласованию с семьями, желающими поделиться семейным опытом.

Задачи : - Использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

- Помочь родителям найти ответы на интересующие их вопросы, выход из сложившихся ситуаций.

- Привлекать родителей к активному отдыху с детьми.

5. Школа для родителей ( « Малые академии родителей» ). Проводится в форме дискуссии, тренинга, практикума, деловой игры и др.

Задача : - Способствовать сближению педагогического состава и родителей, приближении семьи к ДОУ.

6. Творческие встречи педагогов и родителей. Проводятся в форме праздников, развлечений, мастер-классов, конкурсов, творческих мастерских.

Задача : - Способствовать конструктивному партнёрству семьи и ДОУ  в развитии творческого потенциала.

7. Родительские конференции. По итогам конференций выдаются резолюции в качестве предложений по усовершенствованию работы ДОУ.

Задачи : - Повышение культурно- образовательного уровня родителей.

- Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования.

8. Родительский всеобуч. Включает в себя наглядно- информационные формы  по работе с родителями

Задачи : – Познакомить родителей с правовыми аспектами , связанными с ответственностью родителей по воспитанию детей.

- Информировать родителей об актуальных задачах, педагогическом опыте.

9. Здоровый час. Работа с родителями и детьми по здоровьесбережению, включающая нетрадиционные методы оздоровления детей.

Задачи : - Разъяснить родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития детей.

- Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности;

10. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения». Включает в себя вышеперечисленные формы работы с родителями, а так же экскурсии, походы, посещение театров, цирков вне ДОУ.

Задача : - Способствовать сближению коллектива ДОУ, родителей и детей, поддерживая доверительные отношения.

Примерное содержание программы.

Первая младшая группа

             Месяц

                          Формы работы с родителями

  Сентябрь

1.Презентация группы детского сада «Добро пожаловать, малыш!»

 2.Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний возраст».

3..Индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания

3. Родительские университеты: «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса»(консультация в газете «ЖЗД»).

4. Материал в уголок для родителей : «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе».

5. Родительский всеобуч: памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».

6. Фотовыставка: «Знакомьтесь - это мы!»

  Октябрь

1. Консультация «Здоровье всему голова».

2. Родительские университеты : «Адаптация в детском саду.».

3. Папка-передвижка «Мама я сам!»

 4. Родительский всеобуч : «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни».

5. Индивидуальные беседы на тему:

- одежда детей в группе

- формирование навыков одевания и кормления

6.Родительские университеты : «Прогулка с ребёнком».

  Ноябрь

1. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню матери.

 2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости        

     проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация «Какие игрушки необходимы детям?».

4. Папка-передвижка «Ко Дню матери»

5.Родительский всеобуч :   « Игрушек стало слишком много».

  Декабрь

1. Здоровый час : «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3. Родительский всеобуч : «Плохое поведение у ребенка после детского сада».

4. Родительские университеты : «Что делать когда ребёнок плачет?»

5.Помощь родителей в подготовке к Новогоднему празднику,  украсить группу, подготовить новогодние подарки.

6. Газета «ЖЗД» : « Сенсорное развитие»

  Январь

1.Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», тема «Здоровьесберегающие технологии» ( с участием педагогов-специалистов)

2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей).

3. Здоровый час :- «Закаляйся, если хочешь быть здоров.»

- О плаксах.

4. Беседы с родителями : « О плаксах», « Необходимость соблюдения режима дня, принятого в детском   саду»

5. Изготовление пособи для развития мелкой моторики рук ( родители и дети)

6. Родительские университеты :  «Родительские заповеди».

7.Фотовыставка« Новогодние и рождественские праздники»

  Февраль

1. Родительский лекторий « Как помочь ребенку заговорить?» ( встреча с логопедом)

2. Родительский всеобуч : «Малыш боится темноты. Что делать?»

3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

4. Школа для родителей : «Что значит быть хорошим отцом?».

5. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания».

6. Фото-выставка « 23 февраля»

  Март

1. Выставка поделок  к празднику 8 Марта

2. Папка – передвижка

     - «8 Марта»

      - «Светофор»

      -  «Азбука пешеходов».

3. Газета «ЖЗД» : « Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

4. Родительские университеты : «Гендерное воспитание дошкольников».

5.  Родительский всеобуч :«Читаем детям – читаем вместе с детьми»

6. Школа для родителей : практикум «Игры для детей  раннего возраста в группе и в семье»

  Апрель

1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2. Родительские университеты : «Как нельзя поступать с ребенком?».

3. Игровой тренинг : «Её высочество родительская авторитарность»

4. Родительский всеобуч : «Как избавить ребенка от вредной привычки?».

5. Фото-выставка «Весна»

  Май

1. Открытое занятие для родителей ( ООД «Познание»)

2.Презентация семейного опыта : «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

3. Родительские университеты :

     «Игры с детьми на отдыхе в летний период».

     «Питание ребенка летом.»

4. Здоровый час : «Что нужно знать о насекомых?»

5. Родительский лекторий : «Если ребенок дерется?», « Одаренный ребенок» ( встреча с психологом)

6.Фото-выставка:   «Какими мы стали.»

7. Итоговое родительское собрание. Презентация «Жизнь детей в детском саду. Как это было…» (видео подборка материала за год)

   Июнь

1.Родительские университеты : «Капризы и упрямство»

2. Мастер-класс «Утята» (аппликация)

3. Тренинг «Как понять своего ребёнка?»

4. Здоровый час : «Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить»

5. Экскурсия в Филёвский парк «Кто в домике живёт?»

  Июль

1.Родительский лекторий : «Если ребёнка ужалила пчела?»

2.Родительские университеты : «Ребёнок на даче»

3. Размещение в газете «ЖЗД» информации «Лечебные травы»

  Август

1.Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками»

2.Родительский лекторий : «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию речи детей»

Вторая младшая группа

         Месяц

               Формы работы с родителями

    Сентябрь

1. Родительское собрание «Азы воспитания»,( возрастные особенности детей 3-4 лет)

2. Анкетирование «Для вновь поступивших детей»

3. Консультация «Улыбка малыша в период адаптации»

4. Фото стенд «Наше лето»

5. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», тема «День именинника» (поздравление летних именинников)

    Октябрь

1. Родительские университеты: «Рекомендации в период адаптации»

2. Информация в родительский уголок «Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет»

3. Выставка работ из природного материала «Дары осени»

4. Индивидуальные беседы «Виды спорта, рекомендуемые детям»

   Ноябрь

1. Анкетирование «Конверт дружеских вопросов»

2. Родительский всеобуч : «Ребёнок у экрана»

3. Памятка «Усвоение и выполнение правил поведения за столом»

4. Родительские университеты: «Для заботливых родителей»

5. Творческая мастерская : «Изготовление открыток» (скрапбукинг)

   Декабрь

1. Школа для родителей : «Родителям о правилах дорожного движения»

2. Мастер-класс по лепке из солёного теста «Поделки к Новому году»

3. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения».Тема «Новогодний маскарад»

4. Выставка «Новогодняя игрушка»

5. Участие родителей в украшении группы к Новому году.

   Январь

1. Родительские университеты : «Кризис 3-х лет»

2. Здоровый час : «О мерах предупреждения заболеваний гриппом и ОРВИ»

3. Родительский всеобуч : «Влияние спортивных занятий на развитие ребёнка»

4. Школа семейного опыта : «Маленькие хитрости в воспитании малышей»

   Февраль

1. Ситуативный практикум : « Подумаем вместе.»

2. Здоровый час : «Нетрадиционная форма оздоровления детей «Сказкотерапия»»

3. Фото выставка «Мой папа-солдат»

4. Родительские университеты : «В дружбе со спортом»

5. Газета «ЖЗД» : информация «Зимние травмы»

   Март

1. Вечер отдыха для мам «Солнышко моё»

2. Родительский всеобуч : «Что должны знать родители»

3. Родительские университеты: «Витамины и минералы – незаменимые компоненты питания детей»

4. Памятка в газете «ЖЗД» : «Сон лучшее лекарство»

5. Мастер-класс по квилингу «Подарок маме»

   Апрель

1. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая «Дню смеха»

2. Родительский всеобуч : «Воспитание любознательности средствами природы»

3. Газета «ЖЗД» : «Здоровый ребёнок» ( использование фитотерапии в оздоровлении детей)

4. Папка раскладушка «Театр дома»

5. Родительские университеты: «Свобода в игре» ( одежда для игр на улице )

   Май

1. Экологическая тропа с участием родителей и их детей  «Путешествие в природу»

2. Встреча с инспектором ГИБДД « О правилах перевозки детей»

3. Памятка « Безопасное поведение на водных объектах».

4. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения» по итогам года « Что мы знаем и умеем»

5. Видео презентация – отчёт « Вот какие мы большие!»

   Июнь

1.Практикум « Этюды на выражение эмоций»

2. Родительский всеобуч « Учим ребёнка правилам безопасности»

3. Индивидуальная беседа «Обувь вашего ребёнка»

4.Родительские университеты: « Я леплю из пластилина»

5.Презентация семейного опыта: «Наше свободное время»

   Июль

1.Индивидуальные беседы : «Как бороться с хныканьем и нытьём?»

2.Школа для родителей: дискуссия «Поощрения и наказания в семье»

3.Экскурсия в парк «Путешествие к бельчатнику»

4. Родительский всеобуч: «О пользе и о вреде музыки»

   Август

1.Родительские университеты: «Так давай устроим праздник» (идеи для праздника)

2. Творческая встреча «Что мы можем вместе?»

3. Помощь родителей в подготовке группы к учебному году.

Средняя группа

         Месяц

             Формы работы с родителями

   Сентябрь

 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение ФГОС  в детском саду.

2. Школо для родителей : консультация на тему «Игра как средство воспитания дошкольника».

3. Фото выставка «В этом доме мы живем».

4. Здоровый час : информация для родителей «Методы нетрадиционной профилактики ОРЗ».

5. Родительский всеобуч : «Игры, которые можно провести дома».

6.Родительские университеты : «Особенности развития детей 4-5 лет».

   Октябрь

1. Оформление семейных паспортов.

2. Фотовыставка «Я бабушкин и дедушкин друг и помощник».

3. Совместный праздник «Осенняя сказка».

4. Родительский лекторий : «Одежда детей в разные сезоны» ( с участием медсестры).

5. Выставка поделок «Кладовая природы».

   Ноябрь

1. Конкурс «Кормушка для птиц».

2. Родительские университеты «Одежда детей в группе».

3. Индивидуальные беседы с родителями «Спортивная обувь для занятий физкультурой».

4. Конкурс рисунков «Рисуем маму вместе с папой».

5. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню матери

6.Посещение цирка «Аквамарин». Встреча детско-родительского клуба «Радость общения» в цирке.

   Декабрь

1.Здоровый час : консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».

2. Творческая встреча: мастер-класс «Очумелые ручки» ( лепка из мастики, приготовление пирожных, конструктор из нута ).

3. Выставка совместных работ детей с родителями «Талисман нового года».

4. Родительские университеты: «За что надо наказывать детей».

5. Презентация семейного опыта «Азы воспитания»

6. Новогодний утренник «Зимняя сказка»

   Январь

1. Родительские университеты : «Самостоятельность ребенка. Ее границы».

2.Здоровый час : индивидуальные беседы «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

3. Фото выставка «Зимние забавы».

4. Папка – передвижка «Детские манипуляции»

5.Школа для родителей : «Первая помощь при обморожениях»

   Февраль

 1. Фотовыставка «Мой папа служил в армии».

2. Анкетирование «Во что и как играют ваши дети».

3. Школа для родителей: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка? »

4. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Масленице «Раздольный разгуляй»

5. Родительские университеты : «Играйте вместе с ребёнком»

   Март

1. Утренник «8 марта – мамин день»

2. Круглый стол «Мир вокруг нас» ( диспут «Что я могу сделать в защиту природы?»)

3. Участие родителей в проектной деятельности «Первоцветы»

 ( экологический рейд, посещение библиотеки, экскурсия по экологической тропе)

4. Вечер досуга « А знаете ли вы?» ( игра-путешествие, презентация проектной деятельности )

5. Мастер – класс « Первоцветы» ( оригами)

   Апрель

 1. Родительские университеты: беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2. Выставка рисунков «Смех и хорошее настроение».

3 Участие родителей в социальном проекте «Я- гражданин»

4. Консультация «Организация совместной трудовой деятельности».

5. Совместный рейд по району «Что нуждается в ремонте ?»

6. Конференция для родителей с участием работников ЖКХ

7. Участие родителей в субботнике

   Май

1.Семейный проект «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» .

2. Школа для родителей: «Смотри по сторонам!» ( встреча с инспектором ДПС).

3.Родительский всеобуч : «Ребёнок и дорога. Правила поведения на улице»

3. Родительские университеты: «Профилактика детского травматизма».  

4. Анкетирование родителей «Успехи учебного года» .

5. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая итогам учебного года ( видео презентация )

   Июнь

1.Выставка «Книжка – самоделка»

2.Родительские университеты «Жадность ребёнка»

3.Родительский всеобуч : диспут «Зачем человеку детство?»

4.Газета «ЖЗД» : « Агрессивное поведение у детей»

   Июль

1.Школа для родителей : «Влияние родительских установок на развитие детей»

2.Творческая мастерская : мастер – класс «Цветик – семицветик»(квилинг)

3.Экологический рейд в парк «Цветики лесные»

4.Видео презентация «Наш парк и дети»

5.Родительские университеты «Одежда детей в летний период»

   Август

1.Родительские университеты : «Здоровье всему голова»

2.Здоровый час : нетрадиционные методы оздоровления детей

 « Фито- и аромотерапия»

3.Фото выставка «Лето»

4.Конференция для родителей «Мой детский сад»( с участием специалистов)

Старшая группа

       Месяц

                  Формы работы с родителями

   Сентябрь

1.Школа для родителей : «Знаете ли вы своего ребенка?» ( ситуативный практикум )

2.Родительские университеты : «Особенности развития ребенка 5-6 лет».

3.Беседа с родителями: «Ребенок и родитель»

4.Здоровый час : «Витаминный календарь. Осень»

   Октябрь

1.Встреча детско-родительского клуба «Радость общения». Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?»

2. Родительские университеты: «Поощрять или наказывать?»( консультация)

3.Анкетирование родителей : «Определение типа детско-родительских отношений»

4. Мастер – класс « Осень золотая» ( рисование акварелью по мокрому, «кляксография» )

5.Беседа «Не балуй!»

   Ноябрь

1.Родительские университеты : «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»

2.Родительский лекторий : «Часто ли лжет ребенок? Почему?»

3. Семинар практикум « А знаете ли вы?»

4. Участие родителей в проектной деятельности по ПДД. Экскурсия к перекрёстку ( регулируемые и нерегулируемые светофором пешеходные переходы)

5.Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?»    6.Выездная встреча детско-родительского клуба «Радость общения» в «Мастерславле»

   Декабрь

1.Родительские университеты : «Какие игрушки нужны вашим детям!»

2.Мастер- класс для родителей и детей по приготовлению мини тортиков  и украшению их мастикой «Вкусное настроение»

3.Консультация в родительский уголок по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников»                                                     4. Создание фотоальбома « Моя семья»                                               5. Школа семейного опыта «Традиции нашей семьи»                                  6. Украшение группы к Новому году, поделками сделанными родителями вместе с детьми.                                                                7. Выставка-конкурс « Новогодние игрушки»

   Январь

1.Родительский всеобуч : «Как отвечать на детские вопросы»

2.Родительские университеты : «Детские страхи»

3. Диспут с родителями :«Положи своё сердце у чтения» ( Актуально ли чтение сегодня?)                                                                   4. Фото-выставка « Наш Новый год»                                                                                                  

   Февраль

1.Родительские университеты : «Какой хороший папа!»

2.Анкета «Какова роль отца в семье?»

3. «Здоровый час» : «Веселая ингаляция»

4.Беседа с родителями: «Гиперактивность. Как с этим бороться»    5.Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню Защитников Отечества.

   Март

1.Родительские университеты : «Что делать, если случилась беда?»

2. Практикум для родителей  «Игры на внимание»

3.Беседа: «Если ребенок невнимателен»

4. Творческая мастерская «Рецепты нашей бабушки» : «Печём печенье»

5. Участие родителей в проекте «Такая разная Россия»

   Апрель

1.Родительские университеты : «Взрослый мир в детских мультфильмах»

2.Газета ЖЗД : «Профилактика детского травматизма»

3.Беседа: «Умственное развитие ребенка»                                          4. Участие родителей в проекте «Космос»                                          5. Выставка-конкурс «Космос нашими глазами»

   Май

1.Родительские университеты : «Чем и как занять ребенка дома?»

2. Участие родителей в проекте « Я помню! Я горжусь!»

3. Фото-выставка «Герои военных лет»

4. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения» по итогам года.

5. Презентация «Мы подросли ещё на год»

6. Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника»

   Июнь

1.Родительские университеты : «Закаливание ребенка»

2. « Здоровый час» : «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».

3. Газета ЖЗД : «Витаминный календарь. Лето».                               4. Беседа « Развивающие игры летом»                                                 5. Мастер-класс « Очумелые штучки» ( поделки из бросового материала)

   Июль

1.Газета ЖЗД : «10 рецептов против жадности»

2.Родительский всеобуч : «Изучаем дорожную азбуку»

3. «Здоровый час» : «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».                                                                                           4. Конкурс рисунка на асфальте « Мир вокруг нас»

   Август

1. Родительские университеты : «Игра в жизни ребенка».

2. Диспут с родителями : «Разговор на равных».

3. Беседа: «Авторитет родителей».

4. Школа семейного опыта « Как интересно провести время с ребёнком ?»

Подготовительная группа

        Месяц

            Формы работы с родителями

   Сентябрь

1.Анкетирование родителей. Составление соц. Паспорта.

2. Родительский всеобуч « Особенности развития детей 6-7 лет»

3. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения» ( обсуждение годового плана + ситуативный практикум « Учим ребёнка общаться»

4. Газета ЖЗД « Ребёнок и школа»

5. Родительский лекторий « Как победить застенчивость» ( встреча с психологом)

   Октябрь

1.Родительский всеобуч : «Задачи воспитания и обучения детей 6-7 лет».

2. Семинар-практикум «Игры и упражнения по формированию у детей двигательных навыков»

3.Выставка-конкурс «Умелые руки не знают скуки» ( поделки из природного материала)

4. Экологическая тропа « Дары осени» ( родители с детьми и воспитатели)

5. Памятка для родителей :« Подготовка к школе»

6. Конкурс «Кормушка для птиц»

   Ноябрь

1. Семинар-практикум + школа семейного опыта : «Создание условий в семье, способствующих формированию двигательных навыков и умений детей»

2.Участие родителей в оборудовании уголка по физической культуре в группе

3. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения», посвящённая Дню матери

4. Родительские университеты : «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей».

5. Фото-выставка « Мама, папа, я — дружная семья» ( формы оздоровления детей )

   Декабрь

1.Родительские университеты : «Особенности развития леворуких детей».

2.Беседа «О закаливании детей в семье»

3. Мастер-класс « Поделки к Новому году»

 4.Выставка елочных украшений и поделок к Новому году, изготовленных совместно с родителями.

5. Конкурс дизайнерского мастерства «Юный модельер» ( изготовление костюмов из подручных средств и бросового материала)

   Январь

1.Родительский всеобуч : «Роль дидактических игр, направленных на развитие у дошкольников социальной компетентности».

2. Школа семейного опыта : « Необычное рядом»

3.Участие в изготовлении игр и пособий на развитие у дошкольников социальной компетентности.

4.Переписка с родителями: ящик «Вопрос-ответ».

   Февраль

1. Родительские университеты : «Готов ли ваш ребенок к школе? »

2. Участие в проекте « Защитники Отечества»

3. Оформление фотоальбома «Мой папа самый лучший».

4. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню Защитников Отечества

5. Мастер-класс «Боевая техника» ( из бросового материала)

   Март

1.Родительский лекторий : «Проблема развития речевого творчества детей» ( встреча с логопедом)

2. Творческая мастерская «Салфетка для мамы» ( печать на ткани)

3. Составление книжек-малюток «Наши мамы». Выставка детских рисунков «Портрет мамы».

4. Здоровый час : « Авитаминоз. Как его избежать ?»

5. Школа семейного опыта « Рецепты наших бабушек» ( нетрадиционные формы оздоровления детей)

   Апрель

1. Родительские университеты : «Значение режима дня для будущего школьника»

2.Анкетирование родителей « Готовность родителей к школе»

3. Беседа : «Воспитание у ребенка опрятности»

4. Родительский всеобуч : «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»

5. Встреча родителей с учителями школы.

   Май

1. Итоговая встреча детско-родительского клуба « Радость общения», посвящённая окончанию года и выпуску детей в школу.

2. Презентация « Лучший выпуск»

3. Участие родителей в оформлении группы к выпуску.

4. Выставка детских рисунков «Как прекрасен этот мир».

   Июнь

1. Родительские университеты «А как речь-то говорит, словно реченька журчит...» ( консультация логопеда)

2. Участие родителей в спортивном конкурсе

3. Здоровый час « Формирование культуры трапезы»

4. Фотовыставка «Жизнь, как киноплёнка» ( фото детей: какие они были и какими стали)

   Июль

1. Родительские университеты : « Рекомендации родителям о ПДД»

2. Диспут с родителями « Средства защиты детей в машине : «за» и «против»»

3. Конкурс детского рисунка на асфальте.

4. Родительский всеобуч : «Воспитываем добротой»

   Август

1. Газета ЖЗД «Готовим детей к школе. Что это значит?»

2. Здоровый час : «Осторожно — ядовитые грибы!»

3. Родительские университеты «Собираем рюкзак»

Методические рекомендации.

Главным направлением в организации сотрудничества педагогов и семьи является формирование у родителей понимания принадлежности к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

С внедрением ФГОС необходим новый, творческий, креативный подход к работе с родителями, который стимулировал и вдохновлял бы их, в котором учитывалась бы динамика современного воспитания и обучения. От педагога требуется создание необходимых условий, для реализации этой работы и создание ситуации успеха.

Спецификой программы « Радость общения» является применение в большей степени нетрадиционных форм и новых моделей взаимодействия семьи и ДОУ. Большое внимание уделяется повышению педагогической компетенции родителей и мероприятиям по здоровьесбережению детей. В связи с этим было задумано организовать детско-родительский клуб «Радость общения», на встречах которого реализовывались бы задачи по работе с семьёй.

Программа разработана для сотрудничества педагогов, детей и их родителей в течении 5 лет, начиная с первой младшей группы и заканчивая подготовительной. Очень важен начальный этап реализации программы, который начинается до появления ребёнка в ДОУ : семье даётся диск — визитная карточка, просмотрев который, ребёнок и его родители знакомятся с ДОУ, группой, воспитателями и др., что в последствии облегчает период адаптации в ДОУ.

Реализация данной программы предполагает участие специалистов ДОУ : воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, логопеда, медицинского работника и администрации.

Программа «Радость общения» направленна на формирование тесного сотрудничества между семьёй и педагогами дошкольного учреждения и создаёт атмосферу доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Литература:

Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.

Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.

Метенова Н.М. «Родительское собрание в детском саду» ЯрПК 2000г.

Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова-. Тамбов: 2005.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с 140-142.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 319с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

«АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»

Программа направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка в соответствии с Законом РФ «Об образовании», программой воспитательно...

Авторская программа по работе с родителями «Инновационные формы организации взаимодействия с семьей в дошкольном возрасте»

Использование инновационных форм  организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада....

Планирование работы с родителями группы "Светлячки". Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С.

В данном материале содержится план работы с родителями и отчет за 3 года...

"Семейная академия" (образовательная программа по работе с родителями воспитанников с ОВЗ дошкольных групп, открытых в адаптивной школе)

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Учёт эмоциональных, социальных, личностных и других осо...

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....

Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада  показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....