ЭТАПЫ АВТОМАТИЗАЦИИ поставленных ЗВУКОВ.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Данный материал может быть интересен учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_avtomatizatsii_zvukov.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ   АВТОМАТИЗАЦИИ  поставленных  ЗВУКОВ.

В логопедии не бывает волшебства. Все процессы, связанные с постановкой и автоматизацией звуков идут в определенном темпе и последовательности.

Очень часто приходится слышать от родителей: «Нам нужно побыстрее.  За пару занятий сможете?»  

Что же на самом деле происходит при постановке  и автоматизации звуков родитель, как правило, не вникает. А зря… Процесс это сложный, со многими детьми очень долгий. И, самое главное: этот процесс автоматизации звуков, как ни странно, усложняют сами же родители своим нежеланием в нем участвовать.


После постановки звука (иногда сложной и долгой) наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идет дольше.

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. 

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизация изолированного звука.

2. Автоматизация звука в слогах.

3. Автоматизация звука в словах (упражнения).

4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах (упражнения).

5. Автоматизация звука в стихах (упражнения).

6. Автоматизация звука в текстах, рассказах (упражнения).

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

8. Автоматизация звука в скороговорках (для взрослых).

1. Автоматизация изолированного звука.

Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»).

«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому. 

Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение педагогом этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их». Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.

2. Автоматизация звука в слогах. 

После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах. Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое. 

Автоматизацию в слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный), так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.

Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление). Поэтому сначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. Кстати, твердые согласные отрабатываются в слогах с гласными А, Э, Ы, О, У, а мягкие – в слогах СЯ, СЕ, СИ, СЁ, СЮ. А вот слоги со стечением согласных (ШКА, ПША…) либо отдельно вообще не отрабатывают, т.к. хватает автоматизации в словах, либо (в случае общего недоразвития речи) слоги со стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.

3. Автоматизация звука в словах.

Очень сложный этап в формировании правильного произношения.  В каждом произносимом слове ребенок сталкивается с тем, что ему привычнее сказать свой обычный неправильный звук, а мы просим его «Скажи правильно». Сказать правильно нужно во всех словах, назвать правильно картинки и тд. На этом этапе очень необходима помощь родителей. Слова нужно повторять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Чтобы у ребенка формировался новый стереотип: «Этот звук нужно правильно говорить везде, в любых условиях и не только с логопедом». 

Остальные этапы автоматизации звука в речи проходят также сложно для ребенка. И чем чаще ребенку предлагают: «Скажи слово правильно», тем лучше правильный  звук автоматизируется в речи.  Для более интересного этапа автоматизации звука в словах, в словосочетаниях, в предложениях используют различные игры.

7.Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила. 

Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать.

 Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя некоторое время ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.

- звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом.

Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы. Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог - как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык. 

Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.

На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять ребенку произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить. Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль ГТО для дошкольников I - этап «Осенний марафон» Районный этап 2016-17 учебный год

1.1.    Фестиваль ГТО для дошкольников I-этап «Осенний марафон» проводится в соответствии с правилами по Легкой атлетике, утвержденными 12.04.2010 № 340 Министерством спорта...

Фестиваль ГТО для дошкольников II - этап «Осенний марафон» Межрайонный этап 2016-17 учебный год

1.1.    Фестиваль ГТО для дошкольников I-этап «Осенний марафон» проводится в соответствии с правилами по Легкой атлетике, утвержденными 12.04.2010 № 340 Министерством спорта...

Планирование разучивания песни в средней или старшей группе по этапам, 7 занятий 4 этапа.

Для  молодых  специалистов,  испытывающих  затруднения  при  выборе  методов  разучивания  песни...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧИСЛЕ. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ДОЧИСЛОВОЙ ЭТАП И ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ.

Методика формирования количественных представлений во 2 младшей группе. Обучении сравнению групп предметов по ознакомлению с понятиями равенства и неравенства....

Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз "

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв...

Первый этап муниципального этапа Всероссийского конкурса детского рисунка "Эколята - друзья и защитники природы" ноябрь 2020г

Эколята помогают нашим ребятам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её....