Консультации
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Светлана Евгеньевна Козлова

"Формирование основ финансовой грамотности для детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx1.84 МБ
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx20.65 КБ
Файл finansovaya_grammotnost_doshkolnikov.pptx908.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м Учитель-логопед Козлова Светлана Евгеньевна А Л Р Ш Мастер-класс «Развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе» МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок»

Слайд 2

О Л О

Слайд 3

«Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не живет» С. Я. Маршак

Слайд 4

Цель работы с детьми – создать условия применения игр, направленных на формирование навыков словообразования, на логопедических занятиях. Задачи: сформировать навыки словообразования у детей логопедической группы в игре; пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Слайд 5

не должны быть длительными по времени( 10-15 мин.); проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку; игра должна быть живой, заманчивой, интересной; в игре обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды; может быть частью логопедического занятия; в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей; в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание; в игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей. Требования к организации речевых игр:

Слайд 6

Принцип отбора логопедических игр: от простого к сложному (сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха); принцип последовательности; принцип систематизации.

Слайд 7

С истема при подборе игр на развитие звукопроизносительной стороны речи ( В.И. Селиверстову, О.С. Рудик ): Подготовительные игры. - развитие слухового внимания; - развитие речевого слуха; - развитие фонематического слуха; - развитие артикуляционной моторики; - развитие физиологического дыхания; - развитие речевого дыхания; - развитие голоса. Игры для формирования правильного звукопроизношения. - автоматизация звуков; - дифференциация звуков.

Слайд 8

Группировка игр – путешествия, которые приумножают впечатление, обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. Игры – поручения – в основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игры – предположения («что было бы, если…») Игры – загадки - разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы; Игры – беседы - воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Слайд 10

Л С А М В игре с неполной информацией преимущество получает тот, Кто знает или может получить дополнительную информацию. Жан Франсуа Лиотар

Слайд 11

Л С А М Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Доклад

учителя-логопеда С.Е. Козловой

МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» РХ Хакассия г. Сорск

по теме:

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, педагогами ОУ»

         Работа с родителями – одно из важнейших направлений коррекционной, воспитательной деятельности логопеда. Большое внимание в своей работе я уделяю взаимодействие с родителями, т.к. только совместная деятельность определяет эффективность и устойчивость результатов в коррекционном обучении. Следовательно, к основным задачам сотрудничества отношу формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно–воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

         Непрерывная связь с родителями в моей логопедической группе осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы. Коллективную работу могу представить в нескольких видах. Групповые родительские собрания провожу 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они мне помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс. Родительским собраниям уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению. Родители на собрании действуют, включаются в ту или иную предложенную им работу. Консультации, семинары строю так, чтобы они не были формальными, а привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях», «Как научить ребенка читать» и др. К некоторым консультациям готовила специальное оборудование, то есть организовала выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним. Я рассказывала о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, мы могли из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.

       Нетрадиционная форма работы с родителями, которую я успешно использую –фронтальные открытые занятия. Я объединяю занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале провожу эти занятия сама, родители смотрят, учатся методам и приемам, а затем «вооружившись» знаниями они пробуют на практике. Конечно, с родителями заранее обговаривается тема занятия (обычно участвуют 3-4 родителя в занятии). После таких занятий активность родителей во взаимодействии повышается. Я практикую такую нетрадиционную форму работы с родителями как видеотека. Многие занятия, консультации, индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять диск по интересующей теме и посмотреть его дома, чтобы точно выполнять с ребенком задания логопеда.

         Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Наша библиотека пополняется благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями. Руками родителей и детей сделаны: «звуковые линейки», «звуковые полотна», «светофорчики», «окошечки» и т.д. Повышением самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепление пройденного материала оказались речевые праздники., роли исполняли дети и их родители. Очень удачными, на мой взгляд, были театральные миниатюры с грамматическим содержанием.

       Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года, с помощью анкет я узнаю сведения о детях, состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки.

         Некоторые родители, которые не могли заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, посещали мои индивидуальные занятия. Основное внимание родителей обращала на необходимость комбинации речевых упражнений. Родители обучались практическим приемам работы с ребенком. Основной моей формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий, она служит для нас «телефоном доверия»

        Наглядная форма работы – речевой уголок, он отражает тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Например, предлагаю игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Помогаю маме», «Давай искать на кухне слова», «Угощаю», «Вкусные слова» и т.д.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Папки –передвижки представляют собой сменяемый материал с практическими советами и рекомендациями, они могут быть как групповые, так и индивидуальные.

       На начало 2020 учебного года с родителями проводилось специальное экспериментальное исследование, были подведены и обобщены наблюдения и итоги взаимодействия работы учителя-логопеда с родителями. Были проанализированы следующие моменты:

  • Отношения между взрослыми и детьми в семье
  • Поведение родителей, их активность и участие в коррекционно-воспитательной работе учителя-логопеда

По результатам диагностики у части детей (65%) ощущался дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находились на попечении старших братьев и сестер, другая часть детей (35%) чаще общались с бабушками. Но к концу 2021 учебного года, плодотворного взаимодействия с родителями, 81% родителей стали предъявлять справедливые требования к своим детям, принимали активное участие и интерес в коррекционно-воспитательной работе. По отношению к общему количеству детей это была большая часть, 19% детей продолжали находиться в прежних семейных условиях, требующих дальнейшей работы с родителями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И, наконец, последнее.

Сама проблема содружества детского сада не нова. Но сегодня она носит творческий    

характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Таким образом, с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы мною достигнуто взаимопонимание, тесное сотрудничество с родителями по вопросам речевого развития детей. Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями представлен в сборнике докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений «Формирование ключевых компетенций, обучающихся через разнообразные виды деятельности» (часть1), издательство ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации».

В рамках реализации одной из задач организационно-методической работы в ДОУ стало создание мною единого педагогического пространства через разнообразные формы сотрудничества с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, воспитателем ИЗО, инструктором по физвоспитанию.

Результатом моей деятельности является создание мною и проведение мероприятий:

  • Родительские собрания: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи», «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда», «Результаты логопедической работы за учебный год», «Поговори со мною мама!»
  • Консультация-практикум для родителей: «Речецветик», «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников».
  • Семинар-практикум «Школа для родителей»: «Практическое развитие речи через игры с водой и самомассаж детей раннего возраста».
  • Праздник правильной речи: «Сундучок бабушки рассказушки», «Путешествие в страну знаний»
  • Открытые занятия: «Планета «Детство», «Путешествие в страну Гномию», «Рождение и воспитание детей у хакасского народа».
  • Дискуссионный клуб: «Дыхательная гимнастика, «Игры со шнурками: готовим руку к письму», «Развитие речи ребенка – важнейшая задача воспитателя».
  • Клуб родителей будущих первоклассников: «Ребенок не хочет читать. Что делать? «Готовим руку к письму», «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма? «Речевая готовность ребенка к школе».
  • Анкетирование: «Адаптация ребенка к школе», «Готов ли мой ребенок к школе».
  • Тестирование: «Насколько хорошо мы знаем своих детей», «Готовы ли Вы стать родителями первоклассников?»
  • Папка-передвижка: «Как сформировать грамотную речь», «Удивительный мир слов», «Графические диктанты», «Периоды речевого развития», «Развитие мелкой моторики рук».
  • Консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Артикуляционная гимнастика», «Взаимодействие родителей в условиях логопедической группы», «Заикание. Что это такое?», «Игры с пальчиками для малышей»
  • Выставки: «Моя любимая буква», «Сказка про букву».

       Кроме перечисленных мероприятий использую средства мотивации родителей: совместные праздники, показательные занятия, афиширование семейных проектов, поощрение родителей и детей благодарственными письмами. Установлению доверительных отношений с родителями способствуют индивидуальные беседы по возникшим проблемам.

      Работа с родителями ведется по плану, который разрабатывается на основе анкетирования пап и мам, тестирования детей и наблюдений за ними, а также с учетом пожеланий всех участников образовательного процесса.

       Результат взаимодействия с родителями носит ярко выраженный характер сотрудничества, так используемые формы в этом направлении увеличили посещаемость родителей на мероприятия (ст.гр.-59%; подг.гр.-95%), повысился авторитет педагога (анкетирование) (ст.гр.-78%; подг.гр.-97%)

       Анализируя работу, пришла к выводу, что проводимые мероприятия способствовали обобщению мною педагогического опыта, расширению образовательного пространства и анализу собственных коммуникативных способностей.

       Документацию веду в соответствии с Типовым положением, Законом РФ «Об образовании», требованиями СанПиНа, должностной инструкцией учителя-логопеда и локальными актами ДОУ: рабочая программа, план работы (тематический, календарный, перспективный), табель посещаемости воспитанников, тетрадь работы с родителями, тетрадь ввода и вывода детей, тетрадь работы по самообразованию, тетрадь диагностики. Тетрадь по диагностике помогает мне сравнивать результаты усвоения детьми программы и проводить коррекцию речевых процессов. План работы по самообразованию необходим для своевременного знакомства с инновациями, совершенствования моего педагогического мастерства, применения на практике новых технологий. Аккуратно и четко заполняю каждый раздел документации, что указывает об эстетичности ведения документации. Вся документация своевременно проверяется и заверяется администрацией ДОУ. Использование электронных форм ведения документации значительно повышает ее эффективность.

          Таким образом, планомерное и систематическое ведение документации способствует организации всей учебно-воспитательной работы, процесса самообразования и культуры делопроизводства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» учитель-логопед С. Е. Козлова 2021 год

Слайд 2

Правовое понятие «Дети с ОВЗ» было введено принятым в 2012 г. и вступившем в силу 1 сентября 2013 г. законом "Об образовании в Российской Федерации ". Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, зачастую заметная, очень и очень степенная и должна быть ежесекундной, постоянной чтобы в итоге появился удовлетворительный результат на положительный так сразу «стремительно» рассчитывать не стоит. В нашем «МБДОУ ЦЦР «Детский сад «Голубок» для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются особые образовательные потребности детей данной категории, через создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство . Через инклюзию способствуем формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании и результатом такой работы являются :

Слайд 4

Положительные результаты достигаются через создание таких условий как: Основная работа с детьми ОВЗ направлена на:

Слайд 5

В настоящее время актуально и востребовано особенно остро воспитание финансовой грамотности детей дошкольного . У многих детей с ОВЗ при относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память , страдает продуктивность запоминания. У таких детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому с такими детьми работа выстраивается в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков на основе принципа - от простого к сложному .

Слайд 6

При формировании финансовой грамотности у дошкольников развиваются такие психические процессы как мышление, фантазия, кругозор, развитие речи, так же у детей вырабатываются такие навыки как навыки экономия средств и разумное ведение домашнего хозяйства. Развитие полезных привычек в сфере финансовой грамотности, у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения самостоятельности в финансировании своих средств для безопасности и благополучия на протяжении жизни. Детей дошкольного возраста с ОВЗ, необходимо не только учить использовать языковые средства в заданных условиях, а также строить работу с учетом необходимости формирования у них речевой деятельности и усвоения способов общения через речевую сферу деятельности, которой способствуют такие игры: «Магазин» – (это может быть и магазин «Игрушек» и магазин «Овощной» и т. д. , где с детьми рассматриваются товары, первой необходимости и ставятся в первую очередь такие вопросы «Нужно?» «Ненужно?» «Для чего нужно?» «Можно ли обойтись» «Сколько необходимо» «Хватит ли средств» «Чем заменить» и т.п. - качество товара и т. п.

Слайд 7

Так же с детьми проводятся беседы о том, что деньги служат средством обмена товарами между людьми и что такое доход с ценой на товар. Дети получают не только знания о деньгах, но и начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги . Работа финансовой грамотности активно набирает обороты, проводимая работа оказывает положительное воздействие на воспитанников и осуществляет непосредственные запросы родителей в закладывании с дошкольного возраста в их особенных детях знания и навыки, которые может определят их будущее в современных рыночных условиях, что просто не необходимо и о чем диктует время и современный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....