Статья в сборнике Психология детства "Создание социальных и психолого-педагогических условий для формирование у ребёнка жизненно важных компетенций."
статья по коррекционной педагогике

Беспалко Наталья Викторовна

Создание условий для повышения эффективности взаимодействия со сверстниками способствует укреплению уверенности ребёнка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Создание социальных и психолого-педагогических условий для формирование у ребёнка жизненно важных компетенций.

Н.В.Рожина,

Педагог-психолог МКДОУ «Малиновский детский сад»

п. Малиновка, Ачинский район

Формирование жизненно важных компетенций у человека происходит на протяжении всей деятельности, начиная с семьи, взаимоотношений с окружающими, проходит этапы социализации, приобретает жизненный опыт, осваивает ценностные ориентиры, профессиональные навыки, благодаря воспитанию, образованию, профессиональной деятельности, находясь под постоянным воздействием информации.

Дошкольный возраст- время активной социализации ребёнка. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Опыт моей работы убеждает, что для формирования у ребёнка жизненно важных компетенций необходимо создание социальных и психолого-педагогических условий, при которых личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Создание условий для повышения эффективности взаимодействия со сверстниками способствует укреплению уверенности ребёнка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

Укрепление уверенности ребёнка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно – пространственной среды. В игре необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребёнка к переживанию собственной индивидуальности, её неповторимости, уникальности; помочь приобрести ему позитивный опыт самопознания и самовыражения.

Игра служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем ребёнка.

Что происходит с ребёнком в игровой деятельности:

  1. В особых игровых условиях он моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться. В его действиях проявляется уверенность, стремление к достижению положительного результата.
  2. Он преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастает его уверенность в себе, способность действовать в коммуникативных ситуациях, устанавливать связь, вступать в контакт с другими детьми, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять, излагать собственное мнение и слушать другого.
  3. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребёнком и его сверстниками; ребёнок приобретает позитивный опыт совместных действий. Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему; умение видеть, слышать, чувствовать другого; умение понимать его, сопереживать ему.
  4. Играя, ребёнок поэтапно осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их.

Создание благоприятных социальных и психолого-педагогических условий для формирование жизненно важных компетенций у ребёнка приводит к положительным результатам. Так, ребенок через факт самообслуживания устанавливает определенные отношения с окружающими людьми, может осознать свои обязанности по отношению к ним. Через эту деятельность ребенок узнает цену заботе о себе и приобретает умение заботиться о своих близких и родственниках. Ребенок старается быть полезным, по возможности не обременять окружающих, а помогать им.

Организация трудовой деятельности способствует воспитанию у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, планирования своей деятельности по предметной схеме, предметно-операционному плану или словесной инструкции. Дети учатся отбирать необходимые материалы для выполнения задания, бережному отношению к ним, стремятся сделать работу хорошо и своевременно. В процессе трудовые операции, дети учатся моделировать жизненные ситуации, что, несомненно, способствует формированию как познавательной, так и коммуникативной компетенциям. Труд является тем средством обучения, которое, отвечая потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности.

При планировании непосредственной образовательной деятельности необходимо учитывать значимость формируемых компетенций, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок  понял, с чем он познакомится сегодня и где сможет применить полученные знания, умения и навыки. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы «у меня получилось, значит я это могу», и желание получить похвалу педагогов и родителей.
Трудовая деятельность детей зависит как от количества затраченных детьми усилий, так и от наличия у них определённых умений и навыков. Дети стараются как можно лучше выполнить порученное им дело, так как понимают его смысл и значение. Педагоги стараются дать понять, для чего и для кого необходима данная работа. Таким образом, происходит постепенное формирование ценностно–смысловой компетенции. По мере формирования трудовых навыков и умений педагоги переходим от показа, действий вместе со взрослым по образу и подобию к подробному словесному сопровождению по предметно-операционному плану, что способствует закреплению навыков, выработке автоматизма движений. Педагоги стараются добиваться того, чтобы дети поняли, что они делают нужное дело не только для себя, но и для окружающих их взрослых и сверстников. По мере выполнения работы совместно с детьми, педагоги оценивают ее результаты, исправляют ошибки. При выполнении трудовых заданий от детей требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Дети учатся на практике доказывать правоту своих решений, показывать выносливость перед трудностями. Систематическое выполнение подобных дел, положительный и доброжелательный эмоциональный настрой способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим, а также формированию общественно значимых мотивов трудовой деятельности. Таким образом, педагоги формируют умение, способствующее принимать решения в различных жизненных ситуациях. Развивая у детей  умение сочетать свои интересы с интересами сверстников, умение сотрудничать и работать в коллективе, умение договариваться, тем самым мы способствуем формированию коммуникативной компетенции.

Библиографический список

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения

.        Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процес...

Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования грамматического строя речи у дошкольников (статья)

Анализ психолого-педагогической и лингвистической  литературы позволяет сделать вывод о том, что своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важней...

Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантно...

Формирование жизненно важных компетенций у детей

В процессе воспитания и обучения детей в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования достаточное внимание уделяется формированию компетенций, позволяющих быть успешным в обучении и об...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...