Использование дидактических игр и упражнений на основе тактильно-зрительного восприятия с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Игнатова Елена Диамидовна

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое  отставание  в  сроках  развития  восприятия, памяти,  мышления, замедленный  темп развития.  У них поздно и часто неполноценно  происходит  соединение  восприятия  со словом, а  это в свою очередь,  задерживает  формирование  представлений  об    окружающем  предметном  мире. Особенности  памяти   вызывают значительные трудности  при  изучении  нового  материала,  необходимо  многократное   повторение  пройденного. Своеобразие познавательной  деятельности  состоит в значительном   недоразвитии  словесно-логического мышления, нарушения  волевой  сферы, наблюдаются  расстройства  эмоциональной   сферы.   Дети  дошкольного  возраста  с нарушением  интеллекта  не умеют ориентироваться  в  пространстве,  не  используют  прошлый  опыт, испытывают  ряд трудностей  моторного характера. Наряду  с  отставанием  в развитии отмечаются,  прослеживаются  качественные   отклонения.  При   этом   большинство  отклонений   являются  вторичными.   Накопление этих  отклонений   начинается   в  раннем   возрасте  и препятствует  дальнейшему развитию. Именно  это является  одной из причин  чрезвычайной  неоднородности  показателей  развития у разных детей – индивидуальные  различия  у  дошкольников  с  нарушением интеллекта выражены  много  сильнее, чем у детей в норме.   

Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями. Содержание занятий определяется  «Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей  дошкольного возраста».

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия  на ребенка.  Игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две  цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а  другая — игровая, ради которой действует ребенок.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
 Большинство умственно отсталых детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации только тактильно. Это  свойства поверхности.
Но есть свойства, которые воспринимаются и зрительно, и тактильно-двигательно.

 Это форма, величина, пространственные отношения предметов.  Именно при восприятии таких свойств вырабатывается зрительно-двигательная координация.
Для умственно отсталого ребенка эмоциональная сторона организации игры — важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.

Участвуя  в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Важное условие результативного использования дидактических
игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе  игр.

Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы:

 доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
 Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта» являются подготовительными ко всем другим разделам и должны проводиться в первую очередь.
Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в Основная задача педагога состоит  в том, чтобы  сформировать у умственно отсталых детей  дошкольного  возраста  интерес к  игре.

Умственно отсталые  дети  не  проявляют  сами интерес  к  игре, к взаимодействию со  взрослым.  Они  даже не  слышат  и не  смотрят (синдром  «аутиста») на  взрослого,  который  пытается привлечь  внимание детей  к  игре.  Поэтому  задача  педагога  найти прием, способ,  чем  и  как заинтересовать   ребенка. 

Исходя из практического опыта, наиболее эффективными являются игры и упражнения на основе тактильно - двигательного  восприятия. 

Игры  и  упражнения,  в  которых  дети, обследуя  пальчиками (совмещенно со  взрослым)   поверхность  предметов,  тем  самым помогает  как-бы « разбудить» ребенка  и  «включить»  зрительное  внимание.

Далее  взрослый  включает  в  работу  с  ребенком-  «звуки»  (д.б. эмоциональны), « слово»  (д.б. доступно для понимания  ребенком).  Эмоциональные  звуки,  слова  закрепляют  интерес  ребенка  к  игре.

Если  ребенок  в  следующий  раз,  увидя  игру, сам  посмотрит  на нее, значит  педагог  ставит  перед  ребенком  следующую   задачу.

У умственно отсталого ребенка  нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Игры на развитие тактильно-двигательного восприятия должны помочь коррекции  указанных дефектов. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными  способами — путем ощупывания объекта, обведения его по контуру.

При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания —объемный, который может быть воспроизведен в лепке; при обведении — контурный, плоскостной, он воспроизводится в рисунке. В предлагаемых нами играх дети должны сначала узнавать и воспринимать целостные объемные предметы, а затем их  контуры, т. е. сначала учат ощупыванию, а затем обведению по  контуру.

Известно, что при тактильно-двигательном восприятии не может быть воспринят цвет предметов. Он воспринимается лишь зрительно.  Есть свойства, которые воспринимаются сотрудничество, которое становится необходимым условием для его развития. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать
свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребенка, употребление  выразительных жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого, действия по образцу. Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутствие  интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает.  Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.
Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий. Таким образом, первой задачей в коррекционной работе с умственно отсталым ребенком является формирование эмоционального  контакта со взрослыми, направленности его на сотрудничество с  ними, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kruzhochki.pptx876.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д/И « Подбери кружочек» Задачи : Вызвать у детей интерес к игре через тактильно-зрительное восприятие предметов . Формировать систему “ рука-взгляд ” . Формировать у детей умение выполнять действие “ Н айди такой же». Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой - круг. Стимулировать речевую активность детей. Развивать внимание, зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику. Материал: кружки из бумаги разные по фактуре (ребристые, из фольги, бархатной и мелкой наждачной бумаги), карточка с изображением кружков разной фактуры.

Слайд 2

Ход игры : 1 . Сюрпризный момент. (петушок или любой персонаж, знакомый ребенку) Посмотрите, кто к вам пришел! Петушок, золотой гребешок, ку-ка-ре-ку… - Петушок принес карточки с красивыми кружочками. Давайте посмотрим. Взрослый совмещенно с ребенком производит обследовательские действия. Водит пальчиком ребенка по кружочкам, наблюдая за его зрительной реакцией. Тем самым вызывая у малыша неосознанный интерес к совместным действиям. Далее, как показывает практика, ребенок сам начинает ощупывать кружочки, сопровождая свои действия взглядом. Цель достигнута - интерес появился, желание продолжать игру тоже . 2. усложнение. - Ребенку дают кружочки россыпью и предлагают их тоже обследовать (кружочки должны быть с двух сторон одного цвета и качества). Предложить найти «такой же» кружок и применить прием наложения. Начинать с одной карточки и выдать столько же индентичных кружков .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

"Активизация речи детей и использование дидактических игр и упражнений на основе устного народного творчества"

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, то есть пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. В нач...

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР....

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников"

Данный мастер-класс направлен  на использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников....

Роль сюжетно-отобразительной игры в развитии дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрываются особенности и основные направления работы по социализации дошкольников с умеренной умтсвенной отсталостью через сюжетно-отобразительную игру...

Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников

Актуальность. Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Даже режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в...