"Активизация речи детей и использование дидактических игр и упражнений на основе устного народного творчества"
статья по теме
На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, то есть пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. В начале второго года жизни ребёнок говорит примерно 10 простых слов (мама, папа, баба и тому подобное), это так называемые местные слова. К двум годам словарь увеличивается до 300 слов и более. Но понимание значительно опережает активную речь, что вполне закономерно.
Для успешного развития понимания речи и расширение практического опыта, я использую фольклорные произведения. Мною использованные потешки помогают развитию ориентировке в окружающем мире иными словами познавательно развивают ребёнка.
Для этого у меня подобран материал на все виды деятельности (картотека). В картотеке есть подбор потешек для эмоционального подъёма, улучшение настроения, и для проведения всех режимных моментов: питание, умывание, сон, одевание.
Овладение ходьбой – важное событие в жизни ребёнка. Вот почему важно оценить действие малыша, скажем таким стихотворением:
Катя, Катя, маленькая
Катя удаленькая
Пойди по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Чтение стихов, прибауток «Большие ножки шли по дорожке, маленькие ножки бежали по дорожке». Можно разыграть с двумя различными по величине куклами.
С помощью полезных потешек воспитатель утверждает в ребёнке добрые чувства, а так же воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает.
Например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
Он по лугу едет
Луга зеленеют
К садам подъезжает
Сады расцветают.
Ребёнок ещё не знает о месте и роли животных в жизни человека. Животные действуют в произведениях на равных, как люди. Кисонька – мурысенька, едет на меленку; курочка метёт избу или идёт за водичкой; сорока кашу варит и так далее.
Постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные понимания, особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне.
«Вот все люди спят
Вот и звери спят»
«Вот и ночь пришла
Темноту привела»
«Заснул петушок,
Запел сверчок»
Обязательно уловить отношение человека к животному, его доброту и ласку. Что, значит, заботиться о животном, малыш ещё не понимает, но эмоционально чувствует общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому:
Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травкой я свою бурёнушку кормлю,
Ты иди моя коровушка домой,
Напою тебя водой я ключевой.
Для того, чтобы познакомить детей на прогулке с явлениями природы, я использую:
«Радуга – дуга! Высока и туга!»
«Ах ты, зимушка – зима»
«Травка – муравка»
«Закатилось красно солнышко»
Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывает разностороннее воздействие на воспитание ребёнка.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/15/85.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-121703-1351921572.jpg)
Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества.
Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества».Образовательная область: познавательно-речевое развитие дет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/15/picture-741965-1576421045.jpg)
Использование дидактических игр и упражнений в коррекции устной речи.
В статье представлены дидактические игры и упражнения для коррекции устной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/03/picture-661323-1441281489.jpg)
Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели
Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-773540-1459014501.jpg)
Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков на основе устного народного творчества
Программа по формированию логопедических навыков для детей младшего дошкольного возраста, содержит пояснительную записку, задачи, принципы, перспективное планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-1111341-1549121896.jpg)
Использование дидактических игр и упражнений на основе тактильно-зрительного восприятия с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, памяти, мышления, замедленный темп развития. У...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204171-1578477710.jpg)
Практическое упражнение для педагогов «Устное народное творчество»
Данные упражнения помогут освежить в памяти педагогов формы устого народного творчества...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-1375738-1641562633.jpg)
Конспект интегрированного занятия на основе устного народного творчества: "Кто в домике живет?"
Закрепление знаний детей дошкольного возраста о домашних животных; Развитие речи....