Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков на основе устного народного творчества
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Попова Елена Дмитриевна

Программа по формированию логопедических навыков для детей младшего дошкольного возраста, содержит пояснительную записку, задачи, принципы, перспективное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков на основе устного народного творчества.

Пояснительная записка.

Устное народное творчество - это произведения  всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания. И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и воспитательном. В связи с этим, в детском саду введена кружковая работа по устному народному творчеству. Настоящая программа описывает курс подготовки по устному народному творчеству детей младшего возраста 3-4 лет. Она разработана на основе обязанной деятельности для ДОУ. Главной целью педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Задачи:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством.
  • Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные  произведения, отгадывать загадки.
  • Знакомство с русскими народными играми.
  • Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
  • Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему: Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение одного занятия 2 раза в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут вторая младшая группа. Общее количество учебных занятий в год-15 . Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика ) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности.

В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности.

Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.

Перспективное планирование

п/п

Тема занятия

Содержание

1.

«Милости просим гости дорогие»

Первое посещение детьми «Избы». Знакомство с ее хозяйкой.

2.

Ладушки в гостях у бабушки»

Использование на занятии прибауток, потешек. Загадывание загадок о кошке и петушке.

3.

«Как у нашего кота»

Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик - огуречик».

4.

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

5.

«Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою»

Укачивание младенца куклы Маши. Пение колыбельны.

6.

«Уж, ты зимушка зима».

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

7.

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме.

8.

«Зайка беленький сидит».

Использование на занятие загадок о зайце и елки, потешек, колыбельной песни. Проведение игры «Зайка беленький сидит».

9.

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал». «Угадывание по голосу».

10.

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешек «Идет коза рогатая».

11.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама».

12.

«Приди весна с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красна».

13.

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина

избушка». Повторение заклички «Весна, весна красна».

14.

«Петушок, петушок золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем «Петушком». Разучивание потешек о петушке.

15.

«Кот Васька именинник»

Проведение игр: «Мыши водят хоровод2. «Кот и мыши», «Птички».

16.

«Прощание с Избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

Прощание детей с хозяйкой до осени.

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. – 224 с.
  2. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996 г.
  3. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
  4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
  5. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское  устное  народное творчество». Москва, 1987 г.
  6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.
  7. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
  8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
  9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78 с.
  10. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.
  11. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Развитие фантазии и речи детей на основе устного народного творчества».Образовательная область: познавательно-речевое развитие дет...

"Активизация речи детей и использование дидактических игр и упражнений на основе устного народного творчества"

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, то есть пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. В нач...

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

Программа дополнительного образования по формированию логопедических навыков "Болтунишки"

.  В последнее время специалисты логопедических пунктов повсеместно сталкиваются с проблемой,  во – первых, большого количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;  во &nd...

Презентация проекта "Развитие речевых навыков дошкольников через устное народное творчество".

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пер...

Статья «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию коммуникативных навыков детей средствами устного народного творчества»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию коммуникативных навыков детей средствами русского народного творчества»...

Конспект интегрированного занятия на основе устного народного творчества: "Кто в домике живет?"

Закрепление знаний детей дошкольного возраста о домашних животных; Развитие речи....