«Формирование у детей здорового образа жизни на основе устного народного творчества»
статья (старшая группа)
В статье представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни у детей 5-6 лет через фольклор.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей здорового образа жизни на основе устного народного творчества»
Актуальность проблемы
Высокий уровень здоровья, долголетие людей - вот наиважнейшая цель любого общества, любого государства. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. А от чего зависит здоровье народа и каждого отдельного человека? Конечно от его образа жизни и образа жизни окружающих его людей. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.
В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи. Чаще всего дети еще и соматически ослабленные. Поэтому возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, успешной адаптации, укреплению здоровья. Свой проект я решила реализовывать через русское народное творчество, а наиболее благоприятной почвой является народный фольклор. О здоровье людей, их здоровом образе жизни, народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и пословиц. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками: в режимных моментах, на занятиях физкультуры, в театрализованной деятельности, развлечениях, в изобразительной и музыкальной деятельности.
Цель: формирование здорового образа жизни у детей 5-6 лет через малые народные формы фольклора
Задачи:
- Формировать у детей понятие «здоровье»
- систематизировать свои знания о ЗОЖ.
- Развивать привычку, вести здоровый образ жизни
- Развивать интерес к устному народному творчеству;
- Коммуникативное, этическое, эстетическое воспитание через освоение фольклорных форм о здоровом образе жизни.
- Создание условий для развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку посредством фольклора.
Гипотеза: дети научатся бережнее относиться к своему здоровью через устное народное творчество.
Методы и средства исследования: рассказ, беседа, опрос (индивидуальный, фронтальный), наблюдение, применение на практике, книги народного фольклора, картинки, справочники, видео (мультфильмы), презентации, музыкальные занятия
Перед началом нашего проекта
На предварительном этапе нашего исследования мы провели опросы детей и родителей.
Было решено опросить 15 родителей. Родителям были заданы следующие вопросы:
1. Что является важным аспектом для формирования ЗОЖ?
2. Назовите пословицы и поговорки о ЗОЖ?
3. Используете ли вы пословицы и поговорки о ЗОЖ в повседневной жизни и при воспитании детей?
Опросив родителей можно сделать вывод, что не все родители знают, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, знают ограниченное количество пословиц и поговорок о ЗОЖ и в большинстве редко их используют или не используют вообще.
Также мы провели опрос среди детей старшей группы. Мы попросили 10 детей закончить начатую поговорку или пословицу и объяснить ее смысл.
Из чего мы можем сделать вывод, что большинство детей и родителей знают ограниченное количество пословиц и поговорок о ЗОЖ.
Исходя из результатов опроса, я решила уточнить и систематизировать знания о ЗОЖ.
Мной была проведена беседа с детьми о ЗОЖ. Я им рассказала, какие компоненты входят в понятие ЗОЖ. А именно:
- Двигательная активность: зарядка, подвижные игры, физкультурные занятия, спорт.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Правильное питание: питаться полезной пищей, исключить вредную пищу: чипсы, сухарики, гамбургеры, сладкую газировку.
- Закаливание и профилактика заболеваний: закаляться, не бояться делать прививки и стараться не простужаться.
- Четкий режим дня: соблюдать правильный режим дня не только в детском саду, но и дома.
- Выполнение гигиенических процедур: умываться, чистить зубы, следить за чистотой одежды.
- Психическое здоровье: не ссориться, не расстраиваться, чаще улыбаться.
- Умение предотвратить опасную ситуацию: знать правила поведения и соблюдать их.
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре организованной образовательной деятельности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить организованную образовательную деятельность таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
В своей работе я использую различные типы организованной образовательной деятельности на фольклорном материале:
- Двигательно-творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества- потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок двигательного характера.
- Сюжетные занятия физической культурой. Эта организованная деятельность проводится в форме «двигательного» рассказа или сказки.
- Театрализованная организованная образовательная деятельность с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр- драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.
- Музыкально-ритмические занятия физической культурой, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий.
- Игровые занятия физической культурой на основе русских народных подвижных играх.
- Познавательная организованная образовательная деятельность с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента организованной образовательной деятельности оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
- Интегрированная организованная образовательная деятельность с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического развития детей.
Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу и в активный отдых детей:
- утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором
-ритмическая гимнастика
- физкультурные минутки на основе фольклора
- русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры- аттракционы
Результаты работы над проектом
В ходе проекта нам удалось реализовать поставленные задачи. Ребята систематизировали свои знания о ЗОЖ, узнали, чем пословицы отличаются от поговорок, узнали много новых пословиц и поговорок, научились понимать их смысл и смогли проверить их значение на собственном опыте.
Выдвинутая в ходе исследования гипотеза подтвердилась.
Была изготовлена стенгазета «Если хочешь быть здоров».
Собранные детьми пословицы и поговорки мы оформили в альбом «Пословицы и поговорки о ЗОЖ». .
Литература:
1. Даль, В.И. Пословицы русского народа. / В.И Даль. – М, «Художественная литература», 1989
2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.
3. Маханева М. Д. «Здоровый ребенок»
4. Мосалова Л. Л. «Я и мир»
5. Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки. / В.Д. Сысоев. – М: АСТ. Астрель, 2007.
6. Тарасова Т.А., Власова Л.С. «Я и моё здоровье».
7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровье сберегающая система».
8. Ушакова, О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. / О. Д.Ушакова. - Санкт-Петербург: Литература, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней :биологического, социального и психологического. Здоровье, и ...

Памятка для родителей по формированию у детей здорового образа жизни
В статье представленыв советы для родителей по формированию у дошкольников здорового образа жизни...

Конспект НОД по формированию у детей здорового образа жизни "Пейте, дети, молоко- будете здоровы"
основная цель занятия - формирование у детей понятия "здоровое питание"...

Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Береги здоровье».
Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Береги здоровье»....

Конспект занятия по организованной образовательной деятельности в средней группе «Формирование у детей здорового образа жизни «Дерево здоровья»
Формирование у детей здорового образа жизни....

Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.
Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма....

Развлечение по формированию у детей здорового образа жизни "Путешествие по планете Здоровья"
Цель: формировать основы здорового образа жизни как одну из форм воспитания устойчивого поведения;отрабатывать санитарно-гигиенические умения и навыки;развитие грамматически правильной речи, восп...
