Совершенствование речи детей с ОВЗ через развитие мелкой моторики рук.
статья по коррекционной педагогике

Верховцева Елена Валерьевна

воспитатель высшей категории МБДОУ №148 Верховцева Елена Валерьевна

 

Совершенствование речи детей с ОВЗ через развитие мелкой моторики рук.

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

                                                         В. А. Сухомлинский

 

 Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

  В последнее время, к сожалению, число детей с ОВЗ, с нарушением ЦНС, становится больше.  Поэтому развитие мелкой моторики, как одного из факторов, влияющих на развитие речи, познавательной, эмоциональной сфер, подготовки руки к письму приобретает всё большую актуальность.

  У значительной части детей с ОВЗ двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук.

  Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

  Речевое развитие детей должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком.

  В педагогической литературе много говорится о значении игры, как основного вида деятельности детей. В игре легче формировать и развивать мелко-моторные навыки.  В работе с детьми  большое значение имеют дидактические игры, театрализованные, «театр в руке», развлечения, самостоятельные игры, которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, речь, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.    Кроме того занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, различным видам ручного труда (по мере возможности ребенка) сами по себе эффективно используются для подготовки руки к письму, так как они способствуют развитию мелкой моторики.

  Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Все игры сопровождаются стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

  Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала, массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов. Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

  Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

  Работа по формированию и развитию мелко-моторных навыков должна вестись по 2 направлениям: работа с детьми и работа с родителями

Эта работа способствует комплексу коррекционных задач:

 

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
  3. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
  4. Формирование зрительно-моторной координации.
  5. Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
  6. Формирование умения правильно держать карандаш, кисть, ручку, действовать ими, используя игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

 

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия, творческого воображения, переключения на разные виды деятельности.
  3. Развитие умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога и действовать, повторяя показанный образец и правило.
  4. Развитие тактильной чувствительности рук.
  5. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, сосредоточенности, воображения.
  6. Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  7. Совершенствование двигательной деятельности.
  8. Развитие речемыслительной деятельности.
  9. Развитие мимической мускулатуры.
  10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
  2. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
  3. Воспитание  усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  4. Формирование дружеских взаимоотношений.
  5. Воспитание внимания к обращённой речи.
  6. Развитие чувства уверенности в себе.
  7. Воспитание самоконтроля за речью.
  8. Формирование умения радоваться, достигая цели.
  9. Формирование коммуникативных навыков.

Для успешной реализации поставленных задач по развитию мелкой моторики, необходимо создать специальные условия, к которым относится следующее: 

  • благополучия;
  • поддержка и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • включение работы по развитию мелкой моторики в педагогическую систему образовательно-воспитательного процесса по развитию речи, художественному труду, лепке, рисованию, театрализованной и музыкальной деятельности, физическому воспитанию.

В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил:

  • задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
  • учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
  • работу проводить регулярно, систематически;
  • соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
  • повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
  • заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям;
  • стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работу, в группе по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, надо начинать с планирования этапов ее проведения:

  • составление  перспективного планирования игр и упражнений  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
  • выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;
  • разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики, включающих различные виды детской деятельности;
  • подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей;
  • составление сборника пальчиковых игр по лексическим темам;
  • организация предметно – развивающей среды;
  • подготовка рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.

   Решая задачи развития мелкой моторики необходимо создать условия для коррекционной работы в группе. Предметно - развивающая среда в группе должна быть оборудована следующими компонентами:

  • мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
  • пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине – для нанизывания бус;
  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней,

     коврики с наклеенными ладошками, решётки;

  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками, пуговицами;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов» с песком или крупами, фасолью;
  • «сухие бассейны» – емкости, наполненные пластмассовыми шариками – для самомассажа кистей;
  • моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
  • «волшебная коробка» с мелкими предметами, буквами;
  • мелкая мозаика и мелкий конструктор;
  • разрезные картинки;
  • скрепки и пинцеты;
  • платочки и резиночки;
  • перчатки с нашитыми пуговицами;
  • чётки или бусы:
  • ручки-самоучки и вертушки;
  • карточки с фигурами и дорожками;
  • мелкие предметы для перебирания;
  • палочки разной длины, счётные палочки, шестигранные карандаши;                                                                                      
  • ежики из киндеров, крупные бигуди и зубные щётки;
  • рабочие тетради «прописи»;
  • информационные стенды для родителей.

  В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.

  Вся работа по развитию речи детей посредством мелкой моторики строится по четырем блокам:

I блок. Пальчиковые упражнения.

  • Массаж, самомассаж с использование чистоговорок, скороговорок.
  • Статические упражнения (кольцо, коза, заяц, пальчики дружат и т.д.)
  • Упражнения  направленные на координацию движения (кулак-ребро-ладонь; Ножницы-собака-лошадь; и т.д.
  • Пальчиковая гимнастика (Семья, Пекарь, Пальчики дружат  и т.д.)
  • Гимнастика с предметами (грецкий орех, карандаш, мяч с шипами, тряпочки или вата, магнитные удочки и т.д.)

II блок. Пальчиковые игры.

  • Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку и т.д.
  • С атрибутами: пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки.  
  • С предметами: кубики, счетные палочки,  крупа,  вода, нитки, шнурки, прищепки, пальчиковый бассейн крышки, пробки  и т.д.   

III блок. Творческий.

  • работа с  глиной, пластилином, соленым тестом;
  • работа с бумагой, картоном, гофрой, салфетками, с тканью разной текстуры, ватой;
  • работа с природным и бросовым материалом: семенами, желудями, шишками, орехами (грецкие, фундук), скорлупой от орехов, веточками, почками, речным песком, листьями, крупами (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронными изделиями, бусинками, пуговицами, крышками,  яичной скорлупой и т.д.
  • конструирование из строительного материала (деревянный строитель, лего, мозаика и др.)                                            

IV блок.  Веселый карандашик (подготовка  руки к письму).

  • графические диктанты;
  • копирование (по точкам, на кальку);
  • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • волшебные узоры, лабиринты, штриховка;
  • работа в прописях.              

  Работу проводить нужно регулярно, систематически. Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.

Существуют  разнообразные формы обучения:

  • специально организованное обучение,
  • совместная деятельность с детьми,
  • свободная, самостоятельная деятельность детей.

  Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно во всех режимных моментах, а именно:

  •  ежедневная 3х разовая пальчиковая гимнастика с использование красочного, эстетически оформленного материала;
  • до и после выполнения упражнений с целью снятия напряженности мышц кистей и пальцев рук и для развития их подвижности, гибкости – самомассаж с специально подобранными предметами (мячами, орехами, прищепками и т.д.)
  • дыхательная гимнастика с движениями пальцев и кисти;
  • во время приема пищи необходимо обращать внимание детей на умение правильно пользоваться столовыми приборами;
  • во время подготовки к прогулке, по мере возможности (в силу диагноза), выполнять с детьми действия по самообслуживанию застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, что особенно трудно дается детям с ограниченными возможностями. 

  На прогулке можно использовать игры с водой, песком «Построй такой же», «Нарисуй палочкой»,  снегом «Составь узор», печатание плоскими фигурами – формочками изображения на снегу, игры на выкладывание из палочек, камешков, листиков такие как «Выложи сам», «Выложи узор»  и т.д.

  Тематические игровые комплексы (10-15 минут) проводятся с детьми в утренние часы, перед обедом, на прогулке, в вечерний отрезок времени, в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей.

  Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов. Работа с родителями ведется с учетом таких принципов:

  • соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с родителями.
  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

  Поэтому  должен быть разработан план мероприятий позволяющий сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, который включал бы в себя как традиционные, так и не традиционные формы работы:

  • традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции);
  • нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссия, выставки рисунков,  семейных фотографий).

  Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

  Мария Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. 

  Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_rechi_detey_s_ovz.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование речи детей с ОВЗ

через развитие мелкой моторики рук.

        "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"                                                          В. А. Сухомлинский

  Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

  В последнее время, к сожалению, число детей с ОВЗ, с нарушением ЦНС, становится больше.  Поэтому развитие мелкой моторики, как одного из факторов, влияющих на развитие речи, познавательной, эмоциональной сфер, подготовки руки к письму приобретает всё большую актуальность.

  У значительной части детей с ОВЗ двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук.

  Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

  Речевое развитие детей должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком.

  В педагогической литературе много говорится о значении игры, как основного вида деятельности детей. В игре легче формировать и развивать мелко-моторные навыки.  В работе с детьми  большое значение имеют дидактические игры, театрализованные, «театр в руке», развлечения, самостоятельные игры, которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, речь, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.    Кроме того занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, различным видам ручного труда (по мере возможности ребенка) сами по себе эффективно используются для подготовки руки к письму, так как они способствуют развитию мелкой моторики.

  Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Все игры сопровождаются стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

  Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала, массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов. Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

  Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

  Работа по формированию и развитию мелко-моторных навыков должна вестись по 2 направлениям: работа с детьми и работа с родителями

Эта работа способствует комплексу коррекционных задач:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
  3. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
  4. Формирование зрительно-моторной координации.
  5. Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
  6. Формирование умения правильно держать карандаш, кисть, ручку, действовать ими, используя игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия, творческого воображения, переключения на разные виды деятельности.
  3. Развитие умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога и действовать, повторяя показанный образец и правило.
  4. Развитие тактильной чувствительности рук.
  5. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, сосредоточенности, воображения.
  6. Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  7. Совершенствование двигательной деятельности.
  8. Развитие речемыслительной деятельности.
  9. Развитие мимической мускулатуры.
  10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
  2. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
  3. Воспитание  усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  4. Формирование дружеских взаимоотношений.
  5. Воспитание внимания к обращённой речи.
  6. Развитие чувства уверенности в себе.
  7. Воспитание самоконтроля за речью.
  8. Формирование умения радоваться, достигая цели.
  9. Формирование коммуникативных навыков.

   Для успешной реализации поставленных задач по развитию мелкой моторики, необходимо создать специальные условия, к которым относится следующее:

  • эмоционально-положительная среда, обеспечивающая ребенку условия комфортности и благополучия;
  • поддержка и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • включение работы по развитию мелкой моторики в педагогическую систему образовательно-воспитательного процесса по развитию речи, художественному труду, лепке, рисованию, театрализованной и музыкальной деятельности, физическому воспитанию.

  В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил: 

  • задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
  • учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
  • работу проводить регулярно, систематически;
  • соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
  • повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
  • заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям;
  • стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

  Работу, в группе по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, надо начинать с планирования этапов ее проведения:

  • составление  перспективного планирования игр и упражнений  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
  • выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;
  • разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики, включающих различные виды детской деятельности;
  • подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей;
  • составление сборника пальчиковых игр по лексическим темам;
  • организация предметно – развивающей среды;
  • подготовка рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.

   Решая задачи развития мелкой моторики необходимо создать условия для коррекционной работы в группе. Предметно - развивающая среда в группе должна быть оборудована следующими компонентами:

  • мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
  • пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине – для нанизывания бус;
  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней,

     коврики с наклеенными ладошками, решётки;

  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками, пуговицами;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов» с песком или крупами, фасолью;
  • «сухие бассейны» – емкости, наполненные пластмассовыми шариками – для самомассажа кистей;
  • моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
  • «волшебная коробка» с мелкими предметами, буквами;
  • мелкая мозаика и мелкий конструктор;
  • разрезные картинки;
  • скрепки и пинцеты;
  • платочки и резиночки;
  • перчатки с нашитыми пуговицами;
  • чётки или бусы:
  • ручки-самоучки и вертушки;
  • карточки с фигурами и дорожками;
  • мелкие предметы для перебирания;
  • палочки разной длины, счётные палочки, шестигранные карандаши;                                                                                      
  • ежики из киндеров, крупные бигуди и зубные щётки;
  • рабочие тетради «прописи»;
  • информационные стенды для родителей.

  В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.

  Вся работа по развитию речи детей посредством мелкой моторики строится по четырем блокам:

I блок. Пальчиковые упражнения.

  • Массаж, самомассаж с использование чистоговорок, скороговорок.
  • Статические упражнения (кольцо, коза, заяц, пальчики дружат и т.д.)
  • Упражнения  направленные на координацию движения (кулак-ребро-ладонь; Ножницы-собака-лошадь; и т.д.
  • Пальчиковая гимнастика (Семья, Пекарь, Пальчики дружат  и т.д.)
  • Гимнастика с предметами (грецкий орех, карандаш, мяч с шипами, тряпочки или вата, магнитные удочки и т.д.)

II блок. Пальчиковые игры. 

  • Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку и т.д.
  • С атрибутами: пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки.  
  • С предметами: кубики, счетные палочки,  крупа,  вода, нитки, шнурки, прищепки, пальчиковый бассейн крышки, пробки  и т.д.   

III блок. Творческий.

  • работа с  глиной, пластилином, соленым тестом;
  • работа с бумагой, картоном, гофрой, салфетками, с тканью разной текстуры, ватой;
  • работа с природным и бросовым материалом: семенами, желудями, шишками, орехами (грецкие, фундук), скорлупой от орехов, веточками, почками, речным песком, листьями, крупами (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронными изделиями, бусинками, пуговицами, крышками,  яичной скорлупой и т.д.
  • конструирование из строительного материала (деревянный строитель, лего, мозаика и др.)                                            

IV блок.  Веселый карандашик (подготовка  руки к письму).

  • графические диктанты;
  • копирование (по точкам, на кальку);
  • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • волшебные узоры, лабиринты, штриховка;
  • работа в прописях.              

  Работу проводить нужно регулярно, систематически. Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.

  Существуют  разнообразные формы обучения:

  • специально организованное обучение,
  • совместная деятельность с детьми,
  • свободная, самостоятельная деятельность детей.

  Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно во всех режимных моментах, а именно:

  •  ежедневная 3х разовая пальчиковая гимнастика с использование красочного, эстетически оформленного материала;
  • до и после выполнения упражнений с целью снятия напряженности мышц кистей и пальцев рук и для развития их подвижности, гибкости – самомассаж с специально подобранными предметами (мячами, орехами, прищепками и т.д.)
  • дыхательная гимнастика с движениями пальцев и кисти;
  • во время приема пищи необходимо обращать внимание детей на умение правильно пользоваться столовыми приборами;
  • во время подготовки к прогулке, по мере возможности (в силу диагноза), выполнять с детьми действия по самообслуживанию застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, что особенно трудно дается детям с ограниченными возможностями.  

  На прогулке можно использовать игры с водой, песком «Построй такой же», «Нарисуй палочкой»,  снегом «Составь узор», печатание плоскими фигурами – формочками изображения на снегу, игры на выкладывание из палочек, камешков, листиков такие как «Выложи сам», «Выложи узор»  и т.д.

  Тематические игровые комплексы (10-15 минут) проводятся с детьми в утренние часы, перед обедом, на прогулке, в вечерний отрезок времени, в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей.

  Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов. Работа с родителями ведется с учетом таких принципов:

  • соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с родителями.
  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

  Поэтому  должен быть разработан план мероприятий позволяющий сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, который включал бы в себя как традиционные, так и не традиционные формы работы:

  • традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции);
  • нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссия, выставки рисунков,  семейных фотографий).

  Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

  Мария Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.  

  Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...

«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»

Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством  мелкой  моторики....

Опыт работы по теме "Развитие речи детей четырёх лет посредством мелкой моторики"

В работе представлены игры и упражнения по развитию мелкой моторики....

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук с использованием малых форм фольклора

Это дидактичесое пособие предназначено для воспитателей и родителей. Изготовив данное пособие, у вас появится возможность интересно и увлекательно заниматься с детьми. Малыш не только будет развивать ...

Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук"

Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1.     Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2.     Ра...

Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук

Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1.     Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2.     Ра...

Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г.

Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая  работа)  2014-2015 уч.г....