Главные вкладки

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта
    рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

    Ломанова Ирина

    Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

    На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания,  возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

       В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется программа «Программа   «Детство».  

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_s_ffn.docx53.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

     

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  старших дошкольников в условиях логопедического пункта

    на 2014 – 2015 учебный год

     

    Ломанова И.Н.

    учитель-логопед I кв.категории

    г.Стрежевой

     Содержание

    Пояснительная записка………………………………………………………… 3

    1.Цель программы……………………………………………………………….4

    2.  Характеристика детей с ФФН………………………………………………5

    3.  Условия организации коррекционной работы…………………………….6

    4. Участники коррекционной работы…………………………………………8

    5. Документация логопункта…………………………………………………..9                                                                        

    6. Коррекция речевых дефектов…………………………………………..…..11

    7  Организация предметной среды речевого развития детей……………….14

    8. Основные пути развития……………………………………………………16

    9. Формирование навыков звукового анализа и синтеза…………………….16                  

    10.Перспективное планирование подгрупповых занятий по формированию

     предпосылок к обучению грамоте детей-логопатов 6-7 лет                              подготовительной к школе группы……………………………………………18

    11.Результаты освоения программы коррекционной работы……………….22

    12.Литература…………………………………………………………………..24

    Пояснительная записка

       Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

    На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания,  возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

       В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется программа «Программа   «Детство».   Данная программа рассчитана  для дошкольников  5-7 лет.

       В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедическом пункте при МБДОУ необходимо ввести:  «Программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), «Программу занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), парциальную «Программу От звука к букве»/ обучение грамоте детей дошкольного возраста» (Е.В. Колесникова).

       Содержание этого коррекционного программно-методического комплекса направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков у детей с ФФН и характеризуются наличием большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.

    Кроме того, не все дети старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться.

       Исходя из этого, коррекционные программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Е.В. Колесниковой,  необходимо адаптировать к условиям коррекции речи на логопункте  в МДОУ №7 «Рябинушка».

    Составлена на основе программ:

    - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

    - «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

     - «Программа «Детство»;

    - парциальная  «Программа От звука к букве»/ обучение грамоте детей дошкольного возраста» (Е.В. Колесникова);

    - «Коррекция звукопроизношения у детей» . Дидактические материалы  Л. Е. Кыласова, Изд. «Учитель», 2011;

    - «Фронтально-логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», Л. С. Лылова, Воронеж, 2012.

        Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы.

    Цель программы:

        Обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.

     Задачи программы:

    1) Своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников.

    2) Коррекция недостатков звукопроизношения.

    3) Развитие фонематического восприятия.

    4) Развитие фонематического анализа и синтеза.

    5) Формирование фонематического представления.

    6) Развитие лексико-грамматических навыков и связной речи.

    7) Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

    8) Распространение логопедических знаний среди педагогических работников ДОУ и родителей воспитанников (лиц их замещающих).

    Адресат программы – воспитанники 5 – 7 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

    Дети данной категории, вследствие недостаточной сформированности фонетико-фонематических процессов, испытывают стойкие трудности при усвоении дошкольной общеобразовательной программы. Это, в свою очередь, препятствует полноценному формированию предпосылок учебной деятельности.
    Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

    Ликвидация имеющихся у детей пробелов в речевом развитии проводится преимущественно учителем-логопедом при активном участии педагогов и родителей.

    Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов ДОУ и родителей, учитель-логопед добивается  высокой и устойчивой результативности.

    Характеристика  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, при сохранности лексико-грамматической стороны речи.       Определяющим признаком фонетико-фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

    В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
    -недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
    -недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
    -при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

    Специфика нарушения речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены два типа занятий: 

    *индивидуальные,

    *подгрупповые.

    Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

    -замена звуков более простыми по артикуляции;

    -наличие диффузной артикуляции звуков в различных формах речи;

    -искажённое произношение одного или нескольких звуков.

      Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Словарный запас детей приближен к норме, отмечается незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными.

                            Условия организации коррекционной работы

    Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

    Зачисление воспитанников на логопедический пункт проводится на основании решения муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии. При зачислении детей на логопункт, список воспитанников, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи, должен быть согласован с ПМПк.
    Выпуск воспитанников из логопедического пункта ДОУ может производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития.  

    Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте соответствует режиму работы ДОУ, при котором находится логопункт.

    Предельная наполняемость логопедического пункта ДОУ – 20-25 воспитанников на один учебный год. На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт ДОУ, учитель-логопед заполняет речевую карту, составляет перспективное планирование коррекционной работы, отслеживает динамику логопедической работы.

    Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов, из которых не менее 14 - 16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, а остальное время отводится на консультативную работу с родителями, с педагогами ДОУ, оформление документации.

    Основной формой организации коррекционно-развивающей работы является логопедическая образовательная деятельность, состоящая из следующих видов логопедических занятий – подгрупповые, индивидуальные.  Под подгрупповыми и индивидуальными занятиями, подразумевается коррекционно-развивающая работа, проводимая по индивидуальным перспективным планам работы.
    Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.
    Индивидуально-подгрупповые логопедические занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно  в часы, свободные от мероприятий по основной программе ДОУ.

    Продолжительность  логопедических занятий составляет, индивидуальных и подгрупповых – от 10 до 25 минут. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения фонетико-фонематических процессов.

     Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ, родители.

    Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи. Кроме того, логопед может корригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

          Основная цель
    подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться правильно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.       Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях и развитие фонематического слуха. Организуются они для 3 — 6 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
          Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

    Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и фонематического материала на  подгрупповых занятиях.
    Наряду с занятиями на логопедическом пункте, в режиме дня группы, которую посещают дети – логопаты, ежедневно планируется специальное время (логочас), предназначенное для работы воспитателя с детьми, по заданиям логопеда, с целью закрепления умений и навыков, полученных на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми. Все виды заданий должны быть знакомы детям и воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает дату проведения индивидуальной работы с ребенком и, если имеются, особенности усвоения материала, в связи, с чем возникли трудности.

    Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.


                                          Участники коррекционной работы.

    Учитель-логопед – воспитатели группы – педагог-психолог – музыкальный руководитель – инструктор по физической культуре - родители

    Учитель-логопед -проводит экспресс-диагностику для первичного комплектования логопукта, осуществляет стартовое комплексное логопедическое обследование детей, зачисленных на логопедический пункт, выполняет коррекционно-развивающую работу по устранению недостатков речевого развития воспитанников.

    В обязанности учителя-логопеда также входит: профилактическая работа, которая включает в себя следующие моменты.

    1. Первичное выявление задержек психоречевого развития у детей раннего возраста в ДОУ по запросу (родителей, воспитателей).
    2. Профилактическое обследование звукопроизношения всех детей ДОУ, начиная со средней группы (4-5 лет), выявление патологий.
    3. Совместное проведение фронтальных логопедических занятий с детьми 6-7 лет, как зачисленными, так и не зачисленными на логопедический пункт с целью формирования предпосылок учебной деятельности и предупреждению нарушений письма и чтения при обучении в школе.
    4. Обязательство представлять детей с проблемами в речевом и психологическом развитии на психолого – медико - педагогическом консилиуме ДОУ.
    5. Заполнение логопедического заключения в медицинской карте воспитанников.


    Воспитатели групп -контролируют речь детей во время своих занятий и режимных моментов, способствуют автоматизации исправленных учителем-логопедом звуков, развивают артикуляционную и мелкую моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель должен осуществлять также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

    Педагог-психолог: -корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, снимает тревожность детей при негативном настрое на логопедические занятия, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.

    Музыкальный руководитель: -развивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен.

    Инструктор по физической культуре: -развивает общую моторику и координации движений, умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию.

    Воспитатель: -развивает мелкую пальцевую моторику, координацию тонких движений, что способствует подготовке руки к письму.

    На логопункт дети зачисляются с согласия родителей. Родители оказывают посильную помощь в коррекции речи детей. Родители несут ответственность за посещение ребенком ДОУ и логопедических занятий. Родители осуществляют контроль над выполнением домашних заданий логопеда.

                                                    Документация логопункта

    Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет на логопедическом пункте следующую обязательную
    документацию.

    1. Журнал профилактического обследования звукопроизношения воспитанников ДОУ (дети со средней группы).

    2. Журнал учета движения детей на логопедическом пункте.

    3. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

    4. Речевая карта на каждого ребенка, зачисленного на логопункт.

    5. Перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы.

    6. Тетрадь взаимосвязи  воспитателя  и логопеда.

    7. Индивидуальные тетради для занятий с детьми.

    8.  Распорядок дня учителя-логопеда, утвержденный руководителем ДОУ на учебный год.

    9. Сетка логопедических занятий, утвержденная руководителем ДОУ на учебный год.

    10. Расписание индивидуально-подгрупповых занятий (меняется не реже, чем один раз в месяц).

    Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, зачисленными на логопедический пункт

    Учебный год на логопедическом пункте условно подразделяется на 3 периода обучения: Первый период обучения приходится на сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Второй период обучения приходится на декабрь, январь, февраль.

    Третий – на март, апрель, май.

    Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ФФНР включает в себя следующие разделы:

         I.1.Логопедическое обследование.

    1. Стартовое (1-я и 2-я недели сентября). Полное обследование речи детей и составление индивидуальных перспективных планов коррекционной работы.
    2. Промежуточное – отслеживание динамики развития после каждого периода обучения.
    3. Мониторинговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год в соответствии с индивидуальным перспективным планом коррекционной работы (3-я и 4-я недели мая).

       Задачи диагностики:

      Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

    1. Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования.
    2. Определить характер несформированности языковых средств.
    3. Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорение, аудирование, звуковой анализ, синтез).
    4. Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

    Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

    Цели и задачи обследования:

    1. Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения;
    2. Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др.);
    3. Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц.

    Обследование звуковой стороны речи

    Цели и задачи обследования:

    1. Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления;
    2. Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слого-ритмических структур и их характер;

    Обследование фонематического слуха.

    Цели и задачи обследования:

    1. Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия;
    2. Выяснение уровня сформированности фонематического анализа;
    3. Выяснение уровня сформированности фонематического синтеза;
    4. Выяснение уровня сформированности фонематического представления.

    Обследование лексико-грамматической стороны и связной речи.

    Цели и задачи обследования:

    1. Выявить своеобразие словарного запаса ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц);
    2. Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка (количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций);

    II.  Коррекция речевых дефектов.

    1) Коррекция звукопроизношения.

    Выработка чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения, имеющие, в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

    Уточнение произношения и постановка звуков происходит одновременно с работой по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а чёткая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Это воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.

    Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем

    Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков, как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звукослоговых структур.

    Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи происходит с помощью сопоставления изучаемых звуков, выводов о сходстве и различии между ними и артикуляционном укладе, их артикулирования и звучания.

    Дифференциация поставленных звуков в случаях дефектов произношения в виде замен или смешения звуков предусматривает работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами. Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. Это обеспечивает основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

    2)
    Коррекция звуко-слоговой структуры слова.

    Работа над короткими словами со стечением согласных идёт по определённой системе: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук. В анализ и синтез включают слова со стечением согласных в составе слога (
    стол, шкаф); двусложные с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторые трёхсложные (канава), происхождение которых не расходится с написанием. Кроме того, вводятся упражнения в преобразовании слов путём замены отдельных звуков (лук – сук; мак – рак).

    Работа над словами со сложной звукослоговой структурой идёт путём деления слов на слоги. В качестве зрительной опоры используется при этом схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими – слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных, двусложных и трёхсложых слов. Проводят разнообразные упражнения для формирования навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трёхзвуковых (типа
    мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

    3)
    Коррекция темпо-ритмической стороны речи.

    Данная работа проводится при наличии у ребенка тахилалии, брадиолалии или запинок.

    Работа над темпом, ритмом и интонацией проводится с помощью упражнений. При проговаривании ряда слогов разным темпом, ритмом (са-а – са-са), интонацией (ударение сначала на первом слоге, на втором и т.д). Формирование сильного длительного выдоха способствуют упражнения с дутьём на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки. Здесь же необходимо проводить работу по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом проводится на каждом занятии. Ребёнка просят сказать или повторить за педагогом шёпотом, затем громко ряд звуков (лучше гласных), слогов, слов.

    1. Коррекция фонематического слуха

    Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза. С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков [ у], [а], [о], [и]. Чётко артикулируя, дети произносят указанные звуки ([о], [у] или [и],[ у],[ а]), а затем определяют количество их и последовательность. Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога (ап, ут, ок). Дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога (са).

    Деление слов на слоги сопровождается отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов увеличиваются и варьируются. Сюда включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных открытых и закрытых.

    Введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям, определение количества слов в предложении. Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом. Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

    Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения ведётся работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда.

    Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
    Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
    5) Развитие лексико-грамматических навыков и связной речи.

    Развитие лексико-грамматических навыков и связной речи происходит в процессе работы над коррекцией звукопроизношения, нарушений звуко-слоговой структуры слов, темпо-ритмической стороны речи, фонематического слуха. В период работы над автоматизацией поставленных звуков в словах, словосочетаниях, фразах и текстах обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй.

    6) Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

                        Организация предметной среды речевого развития детей

       Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используется  материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:

    1        Предметные картинки.

    2        Логопедическое лото «Подбери и назови».

    3        Карточки для звукового анализа.  

    4        Тетради  для автоматизации разных звуков.

    5        Звуковые кубики.

    6        Набор текстов для автоматизации звуков.

    7        Сюжетные картинки.

    8        Символы артикуляционной гимнастики.

    9        Игры-звукопрдражания.    

    10        Схемы для характеристики звука,  для анализа артикуляции.

    11        Профили артикуляционного  аппарата.

    12        Картинки для уточнения слоговой структуры слова.

    13        Зрительные символы гласных и согласных звуков.

    14        Конструктор  «Полоска».

    15        Звуковые линейки.

    16        Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной       и подгрупповой  работы с детьми.

    17        Тематические папки по лексическим темам:

    • игрушки  
    • распорядок дня
    • семья  
    • мебель
    • посуда  
    • одежда
    • овощи
    • фрукты
    • ягоды
    • грибы
    • растения  
    • животные
    • насекомые
    • птицы
    • морские обитатели, рыбы
    • времена года
    • профессии
    • инструменты
    • электроприборы  
    • спорт
    • космос
    • школьные принадлежности

         18   Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.

          19  Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

    Предлагаемая  программа предназначена для обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей и подготовительной к школе группы с нормальным слухом и нормальным интеллектом и рассчитана на один год  обучения.

              Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики. 

    Пальчиковая гимнастика:

    а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);

    б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя)

    Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

    Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка…) по контуру и без него.

    Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

    Работа с пластилином (лепка). Печатание букв в тетради. Конструирование и работа с мозаикой. Выкладывание фигур из спичек (палочек). Теневой, пальчиковый театр. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

    Формирование навыков звукового анализа и синтеза


    I
    Сентябрь, октябрь, ноябрь

    10 - 11 занятий


    II

    декабрь, январь, февраль

    12 - 13 занятий


    III

    Март, апрель, май

    11 - 12 занятий


     *Формировать представление о слове как о речевой единице.

    Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
    Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

    Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
    Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
    Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
    Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
    Различение односложных и многосложных слов.

    Выделение звука из ряда других звуков.
    Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

    Выделение среднего звука в односложном слове.
    Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук.

    * Определение наличия звука в слове.
    Распределение предметных картинок, названия которых включают:
    • дифференцируемые звуки;
    • определенный заданный звук.
    На этом же материале:
    • определение места звука в слове;
    • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
    • осуществление анализа и синтеза прямого слога;
    • выделение согласного звука в начале слова;
    • выделение гласного звука в конце слова.
    Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».
    Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
    Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
    Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
    • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);
    • по глухости — звонкости:
    [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
    • в обратных слогах;
    • в слогах со стечением двух согласных;
    • в словах и фразах;
    • составление предложений с определенным словом;
    • анализ двусловного предложения;
    • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.


    * Составление схемы слова с выделением ударного слога.

    Выбор слова к соответствующей графической схеме.
    Выбор графической схемы к соответствующему слову.
    Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
    Подбор слова с заданным количеством звуков.
    Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
    Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
    Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
    Составление слов из заданной последовательности звуков.

    Перспективное планирование подгрупповых  занятий по формированию предпосылок к обучению грамоте у детей-логопатов  6-7 лет подготовительной  к школе группы


    Месяц

    № (1,2,3,4)

    недели


    Звуки


    Дифференциация

    звуков на слух


    Подготовка к

    зуко-слоговому

    анализу


    Упражнения с фишками,

     

     
    1.
    период обучения


    Сен-тябрь

    3 нед.


      У


    У от прочих

    гласных


    Выделение начального гласного


    У




    4нед.


       А



    УА


    Анализ ряда типа УА


    А У

    Обозначение гласного красным цветом


    Ок-тябрь


    1 нед.



    И, АУИ


    И от прочих гласных


    Анализ ряда типа ИА, ИУА


    обозначение гласного красным цветом


    2 нед.


    П,П`


    АП-АМ-АК


    Анализ закрытого слога типа АП


    выкладывание фишек слогов типа: АП

    Обозначение твердого согласного синим цветом


    3 нед.



    Т Т`


    Т – Д – К


    Выделение согласного из начала и конца слога

     выкладывание,   слогов типа: АТ


    4нед.



    К , К`


    К – К`

    К –Г –Х

    К` - Г` - Х`


    Выделение согласного из начала и конца слога


    выкладывание из фишек,   типа: АТ


    Но-

    ябрь


    1 нед.



    М ,М`


    М –М`

    М М`– Н Н`

    ММ` - ПП`


    Выделение гласного из положения после согласного


    Обозначение мягкого согласного зеленым цветом


    2 нед.

     


    О


    О-А-У-Э


    Анализ, синтез прямого слога типа МА, МИ слов типа МАК




    слов из 3х звуков


    3 нед.



    Х ,Х`


    Х –Х`

    ХХ` – КК` – ГГ`


    Определение позиции звука в слове


    выкладывание из фишек
    слов из 3х звуков


    4 нед.



    Ы ,И


    Ы - И


    Повторение согласные твердые/мягкие


    Подбор слов к схемам


    Закрепление обозначения мягкости согласных звука И

    Знакомство с графическим оформлением предложения

     
    II.
    период обучения


    Де-кабрь

    1, 2 нед.



    С, С`


    С –С`

    СС`- З З`-Ц


    1)Деление слов на слоги, схемы слов

    2)Слоговой и звукослоговой анализ слов типа КОСЫ,СУП,СИМА

    Слого-образующая роль гласных

    Выкладывание из фишек схем
    прямых слогов, 1- 2- сложных слов.


    3 нед.


    Н,Н`


    НН`-ММ`


    Анализ и синтез слов типа Ната, Нина


    выкладывание звукослоговых схем


    4 нед.



    -


    С`-З / М–М`

    С- С` / Х–Х`


    Анализ и синтез слогов типа: СА_СЯ, МА_МЯ

    ХА_ХЯ


    выкладывание звукослоговых схем: ЯМА МАЯК Таня Саня,

    обозначения мягкости согласных буквой Я


    Январь

    2 нед.



    З,З`


    З-З`

    ЗЗ`-СС`- Ж


    Анализ и синтез слогов типа: ЗА_ЗЯ, МА_МЯ

    ХА_ХЯ




    обозначения мягкости согласных буквой Я



    3 нед.



    Б,Б`


    Б – Б`


    Анализ , синтез слов типа БАТОН

    КУБИК


    выкладывание звукослоговых схем слов, оканчивающихся на звонкий согласный: ЗУБЫ-ЗУБ


    4 нед.



    В,В`


    В - В`

    ВВ` - ФФ`


    Выделение ударного гласного


    выкладывание звукослоговых схем слов,  различающихся  ударением типа:

    ЗАМО′К - ЗА′МОК


    Фев-раль

    1 нед.



    ДД`


    Д – Д`

    ДД`- ТТ`

    Д`-T` -Ч


    Выделение ударного гласного


    схемы предложений, текстов, слов, оканчивающихся на звонкий согласный



    2 нед.



    Э


    Э-Ы-У-А-О-И


    Закрепление выделения ударного гласного


    Схемы  слов и предложений, оканчивающихся на звонкий согласный



    3 нед.



    Г,Г`


    Г – Г`

    ГГ` - KK`

    ГГ` - ДД`


    Анализ, синтез слов типа БУМАГА

    ВАГОНЫ

    Схемы слов и предложений,  оканчивающихся на звонкий согласный


    4 нед.


    Ш


    Ш – Ж – Щ – С


    Анализ, синтез слов типа

    КОШКА

    МИШКА


    Правила написания

    ШИ


    III.
    период обучения


    Март

    1 нед.


    Е



    Тв/мягк согласные


    Анализ и синтез слогов типа: СЭ_СЕ, МЭ_Ме

    ХЭ_ХЕ


    Обозначения мягкости согласных буквой Е



    2 нед.



    ЛЛ`


    Л – Л`

    ЛЛ` - РР`


    Анализ, синтез слов типа

    СТУЛ ВОЛК

    ПЛИТА


      Составление схем предложений со словами типа ПЛОТ, СЛИВА


    3 нед.



    Ж


    Ж-З

    Ж-Ш


    Анализ, синтез слов типа

    ДОЖДИК


    Правила написания ЖИ



    4 нед.


    Ё



    Тв/мягк согласные


    Анализ, синтез слов типа

    КОТЁНОК


    Обозначения мягкости согласных буквой Ё

    Чтение, письмо слов типа ЁЛКА

    ДАЁТ

    УТЁНОК


    5 нед.



    РР`


    Р – Р`

    РР` -ЛЛ`


    Анализ, синтез слов типа СТРАНА


    Отгадывание кроссвордов


    Ап-рель

    1нед.



    Й


    Й – Л`


    Анализ, синтез слов типа СИНИЙ

    КРАСНЫЙ

    КОРОТКИЙ

    Составление схем предложений со
     словами типа ЗЕЛЁНЫЙ



    2 нед.


    Ч


    Ч – T` - Щ


    Слова разного звукослогового состава, написание которых не расходится с написанием


    Правила написания ЧА



    3 нед.




    Тв/мягк согласные


    Слова разного звукослогового состава, написание которых не расходится


    Правила написания ЧУ



    4 нед.


    Ц


    Ц – Т – С – С`


    Слова разного звукослогового состава, написание которых не расходится


    выкладывание схем слов с гласными мягкой атаки типа ЦИРК, ЦЕНА


    Май

    1нед.



    Ф


    [Ф – Ф`]

    [ФФ` - BB`]


    Слова разного звукослогового состава


    звукослогового состава со звуком   [Ф]


    2 нед.


    Щ


    [Щ – С`]

    [Щ- Ш]

    [Щ – Ч]


    Слова разного звукослогового состава


    Правила написания [ЩА] [ЩУ]


    3 нед.


    Ъ



    [Ъ] – раздели-тельный

    Тв/мягк согласные, раздельное, слитное звучание.


    Анализ, синтез слов типа

    ПОДЪЕХАЛ

    СЪЕХАЛ

    Ознакомление
    с раздельным и, слитным звучанием:

    СЕЛ-СЪЕЛ


    4 нед.

    Ь



    [Ь] – раздели-тельный, раздельное, слитное звучание мягких согласных.


    Анализ, синтез слов типа

    ПЛАТЬЕ

    ПЬЮ

    Ознакомление  с раздельным и, слитным звучанием:

    КОЛЯ - КОЛЬЯ

                 Результаты освоения программы коррекционной работы.

    С логопедического пункта дети выпускаются «с чистой речью», «со значительными улучшениями», «с улучшениями». При освоении программы коррекционной работы достигаются следующие уровни развития речи ребенка: «высокий», «выше среднего», «средний» и «низкий».

    Определение «выпущен с чистой речью» соответствует «
    высокому» уровню усвоения программы коррекционной работы:

    - ребенок правильно артикулирует все звуки речи в различных фонетических позициях;

    - старается дифференцировать все изученные звуки;

    - различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;

    - производит звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный, делит слова на слоги, определяет ударный гласный звук);
    - легко ориентируется на тетрадном листе,

    Определение «выпущен со значительными улучшениями» соответствует уровню усвоения программы коррекционной работы «
    выше среднего»:

    - ребенок правильно артикулирует все звуки речи, поставленные звуки требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;

    - различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;

    - производит звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный, делит слова на слоги, определяет ударный гласный звук);

    - ориентируется на тетрадном листе;

    Определение «выпущен с улучшениями» соответствует «среднему» уровню усвоения программы коррекционной работы:

    - ребенок, вследствие субъективных причин, не усвоил артикуляцию 1 -2х звуков речи, а уже поставленные звуки не требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;

    - различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;

    - производит звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный, делит слова на слоги, определяет ударный гласный звук);

    - ориентируется на тетрадном листе;

    При усвоении программы на «низком» уровне:

    - ребенок, вследствие субъективных причин, не усвоил артикуляцию 2 - 4х звуков речи, а поставленные звуки еще требуют контроля за правильным произношением со стороны взрослого;

    - различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

    - производит звуковой анализ 1 – 2 сложных слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой согласный, делит слова на слоги, определяет ударный гласный звук).

    Литература:

    1. А.М.Дербина, Л.Е.Кыласова  «Логопедическая группа игровые задания с детьми 5-7 лет», Изд.»Учитель», Волгоград, 2012
    2. А.Ф.Рыбина «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет», Изд. «Учитель», Волгоград, 2011
    3. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» / Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога, М. - ГИЦ Владос, 2003.
    4. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. // Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. / Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / под ред. Г.В. Чиркиной, М. 2009. 200 с.«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008г. № 666 / Справочник по дошкольному воспитанию, М., 2009.
    5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10 - Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 . № 91 с Изменениями №1 - Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010. № 164, [Электронный ресурс]: rospotrebnadzor.ru, 2011.
    6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299 Минюста России от 08 февраля 2010 г., [Электронный ресурс]: prshkolu.ru, М. 2010.
    7. О.В.Жохова; Е.С.Лебедева «Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ», Изд.»Творческий Центр», 2011
    8. О.В.Епифанова «Автоматизация и дифференциация звуков», Изд. «Учитель», Волгоград, 2011
    9. Фомичева М.Ф. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
    10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
    11. А.А.Гуськова «Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет» (В соответсвии  с ФГТ), Изд. «Учитель»,  Волгоград, 2012
    12. Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964
    13. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «350 узоров, тренируем руку», Изд. ООО «Астрель», М., 2010
    14.  Т.А.Куликовская  «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Изд. «ГНОМ и Д», М., 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»

    Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ» Рассчитана на воспитанников 6-го и 7-го года жизни.

    В программе отражены возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта. Сформулированы целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной   области «Речевое развитие»...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в логопедической группе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»

       Данная   программа  является модифицированной  программой и разработана на основе  следующих программ:·        Т....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи воспитанников

    Данная рабочая программа рассчитана на коррекцию ФФНР у детей старшего дошкольного возраста...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ. Расчитана на воспитанников 5-7 года жизни

    В  филиале №2  «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта. В современной практике раб...

    Презентация "Развитие образной речи дошкольников в условиях логопедического пункта"

    При работе над образностью речи в период автоматизации звуков, используются упражнения и задания, которые  знакомят детей с многозначностью слов, их переносным значением, с поэтическими метафорам...