РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в логопедической группе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»
рабочая программа по логопедии на тему

Юрьева Алёна Васильевна

     Данная   программа  является модифицированной  программой и разработана на основе  следующих программ:

·        Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей». - М., 2010г.;

·        Г.А. Каше, Т.Б. Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г.

·        Использованы элементы ав­торской технологии Т.А. Ткаченко.

      Программа  необходима для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Для детей с другими речевыми нарушениями эта программа не рекомендована.  Необходимость создания  программы обусловлена тем, что она  позволяет охватить широкий спектр проблем стоящих перед логопедом,  предусматривает работу по тем направлениям, которые  представляются самыми важными, специфицирована по методам и приёмам для работы с детьми с ФФНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_po_ffn.doc648.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

      Пояснительная записка……………………………………………………..3

  1. Характеристика речи детей с  фонетико-фонематическим                   недоразвитием речи……………………………………………………..6
  2. Содержание логопедической работы…………………………………..7
  1. Содержание логопедической работы в старшей группе………….8
  2. Содержание логопедической работы в подготовительной группе.11
  1. Перспективно тематический план………………………………………15
  2. Планируемые результаты освоения программы……………………….24
  3. Материально – технические условия оснащения программы…………25
  4. Используемая литература………………………………………………..26

Пояснительная записка

     В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи, увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения. В основе неправильного произношения звуков лежит недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития  фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Своевременное выявление детей с нарушением речи и проведение направленной коррекционной работы позволяет исправить имеющийся дефект и подготовить ребенка к школе. В связи, с чем в ДОУ функционирует логопедическая группа для детей с ФФН.

     Данная   программа  является модифицированной  программой и разработана на основе  следующих программ:

  • Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей». - М., 2010г.;
  • Г.А. Каше, Т.Б. Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г.
  • Использованы элементы авторской технологии Т.А. Ткаченко.

      Программа  необходима для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Для детей с другими речевыми нарушениями эта программа не рекомендована.  Необходимость создания  программы обусловлена тем, что она  позволяет охватить широкий спектр проблем стоящих перед логопедом,  предусматривает работу по тем направлениям, которые  представляются самыми важными, специфицирована по методам и приёмам для работы с детьми с ФФНР.

      Программа рассчитана на 2 года. Планирование составлено из расчета два групповых занятия в неделю по развитию фонематической стороны речи  и  два-три  индивидуально - подгрупповых занятия по коррекции звукопроизношения.  На  подгруппу или ребенка создается индивидуальное планирование.  

Цель  программы: коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Устранение неправильного звукопроизношения: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи детей, дифференциация звуков.
  2. Развитие фонематических процессов и  формирование навыков звукового анализа слова.
  3. Развитие речевой моторики и речевого дыхания.
  4. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога.
  5.  Развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.  

6. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.

7. Подготовка к обучению грамоте.

Направления  коррекционной  работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • обогащение словаря  привлечением внимания к способам словообразования;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

     Содержание программы определено с учётом основных педагогических принципов:

- от простого к сложному.

- принцип систематичности и последовательности.

- принцип доступности материала.

          - повторяемость материала.

          - принцип активного включения детей.

     При условии успешной реализации  программы у ребенка должны быть сформированы фонематические процессы, навык правильного  произношения и различения фонем родного языка, навык самоконтроля

1.Характеристика  речи  детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

     Это  дети с нормальным слухом и интеллектом. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции; так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
Так, например, ребенок может искаженно произносить 2— 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

                 
2. Содержание логопедической работы.

Учебный год в логопедической группе условно  подразделяется  на  три  периода  обучения. Основной формой организации логопедической  работы является коррекционно-развивающая образовательная деятельность.  

В логопедической  группе обозначены следующие виды коррекционно-развивающей образовательной деятельности  – фронтальные занятия, подгрупповые занятия  и индивидуальные занятия. Фронтальными называются занятия  с детьми, проводимые в соответствии с общим годовым  перспективным планом.  Под подгрупповыми и индивидуальными  занятиями,  подразумевается коррекционно-развивающая работа,  проводимая по индивидуальным перспективным планам работы.

Продолжительность фронтальных логопедических занятий составляет  25 – 30 минут,  индивидуальных и подгрупповых – 15 - 20 минут.  Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевых нарушений.

    Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных  форм речевой патологии.  

      Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться правильно, оценивать качество речевых высказываний сверстников.  На  подгрупповых занятиях происходит первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях и развитие фонематического слуха. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.

Фронтальные занятия в логопедической группе проводятся по подгруппам, как логопедом, так и воспитателями группы.

Фронтальные      занятия  предусматривают  закрепление умений и навыков, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях  и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.  Это позволяет  реализовать  коррекционную направленность  обучения,  предоставить  ребенку  благоприятные  условия  для  овладения  родным  языком  в  индивидуальных     и   коллективных ситуациях  общения.       На фронтальных занятиях также организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

     Содержание логопедической работы в старшей группе. (5 – 6 лет).

                                   I период обучения  (сентябрь- ноябрь)

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

 1. Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Таким образом, создается не только основа для самостоятельного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличивается внятность речи в целом.

2. Постановка отсутствующих у ребёнка звуков. Постановка звуков осуществляется общепринятыми в логопедии методами.

      Фронтальные занятия 

     1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).  Учить четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки а, у, а-у, и, а-у-и, о, у-о, а-о-у-и, ы, и-ы., угадывать их по беззвучной артикуляции. Слышать и выделять в ряду других звуков,  выделять ударный  гласный  из начала слова.

     2. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д., анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков типа а-у-и.

      3. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из двух-трех гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

   Например, по правилам игры «Эхо» дети делятся на две команды: одна произносит звуки а, у, и громко; другая – эти же звуки тихо. Или такая игра  «Кто кого перетянет» детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее «дорожка». Играя в игру «Убери лишний звук», дети получают от ведущего символы гласных звуков (ааау; иииои и т.д.). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и почему. Можно предложить и более усложненный вариант: например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишним был звук и, и т.д. Подобные упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков.

             II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя

  1. Постановка  и  первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами.

         Фронтальные занятия 

  1. Звуки: м, в, н, ф, ф-в, м-н, б, п, п-б, д, т, т-д, г, к, х.
  2. Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове.
  3. Определение места звука в слове.
  4. Выделение гласного звука в положении после согласного.
  5. Анализ и синтез обратного слога типа ап, оп, уп.

   Во время второго периода обучения ведется работа по определению наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбираются слова с заданным согласным звуком. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного звука в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ам-ма, ап-па и т.д. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов типа та-ат, пу-уп-пу и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией. Силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: ПА, па, па; па, ПА, па; па, па, ПА.

   Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов.

      В конце II периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа па-по-пу, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (мо-му, пу-по и т.д.).

 III период обучения  (март, апрель, май)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятии.

Фронтальные занятия

  1. Звуки: к-г, к-х, с, з, с-з. ц.
  2. Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.
  3. Выделение их среди других звуков и слогов.
  4. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.
  5. Анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ.
  6. Преобразование слов путем замены одного звука.

   Во время третьего периода обучения на каждом логопедическом занятии предлагаются упражнения на звуковой анализ и синтез. Детей учат определять позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове, делать полный анализ и синтез слов, определять первый согласный и последующий гласный звуки в словах, преобразовывать слова путем замены одного звука. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (суп, сок, сын, сом), двусложных (зубы, козы).

       Содержание логопедической работы в подготовительной группе (6 – 7 лет)

Первые две недели обучения обследование детей.

              I период обучения  (Сентябрь, первая неделя ноября).

Фронтальные занятия два раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами.
  2. Преодоление   затруднений   в   произношении   сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  3. Формирование грамматически правильной речи.

   Фронтальные занятия

  1. Закрепление правильного произношения звуков у, а, и, э, п, п', т, к, к', л, о, х, х', йот, ы, с (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).
  2. Различение на слух звуков: всех гласных ; согласных: Т-  д  - к  (Том — дом — ком); К - г - х - т; Л' - л - йот -р' - р; С - з - ц -т' - ш -щ
  3. Дифференциация правильно произносимых звуков. 
  4. В связи с закреплением  правильного произношения звуков:
  • усвоение слов различной звуко-слоговой сложности  (преимущественно двух- и трехсложных);
  • воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм  путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а  (куски, кусты, стулья); согласования существительных единственного и множественного числа с глаголами ; правильного употребления личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (моет — моют); подбора существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое.
  • составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.

5.  Подготовка к анализу звукового состава слов:

  • выделение гласного звука  из начала слова  (Алик, утка, Оля ); анализ и синтез ряда гласных (а — у, а — у— и);
  • анализ и синтез обратного слога типа an, выделение согласных из конца слова (мак, кот);
  • выделение   начального   согласного   и  слогообразующего гласного из положения после согласного (мак, кот).
  • анализ и синтез прямого слова типа са;
  • полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.

              II период обучения (декабрь, январь, февраль)

 Фронтальные занятия два раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1.Постановка  и  первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами.

  1. Преодоление   затруднений   в   произношении   трудных   по структуре слов, состоящих  из правильно произносимых  звуков (строительство, прямоугольник, космонавт и др.).

    Фронтальные занятия

1. Закрепление   правильного   произношения звуков: с  (продолжение)  с', з, з', ц, т', б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р'.

  1. Различение на слух звуков: С — с'; 3 — з', 3, 3' — с — с' — ж; Ц—т — с; Б, Б' — п — п'; Т'—д'; Д, Д' — т — т' — г - г'; Г, Г' —к —к'
  2. Дифференциация правильно произносимых звуков. 
  3. В связи с закреплением правильного произношения звуков:
  • усвоение слов различного звуко-слогового состава (преимущественно двух-, четырехсложных со слогами различной структуры, например: листопад, постройка);
  • развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребления существительных в различных падежах (дрова рубят ... топором; на грядках много ... огурцов); согласования прилагательных с существительными   в роде и числе (зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья); сравнения и сопоставления личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени (катаю — катал — катают — катали); согласования  числительных   с  существительными   (два  утенка — пять утят) и т. п.;
  • привлечение внимания к некоторым способам словообразования: дерево — деревянный, кожа — кожаный и т. п.;
  • составление предложений по вопросам, по демонстрации, но опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Умение передать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстом, скороговорок.

5. Анализ и синтез звукового состава слова:

  • деление слов на части (слоги).
  • звуко-слоговой анализ односложных слов типа суп, схема слова; двухсложных слов типа зубы.

III период обучения  (март, апрель, май)

    Два фронтальных занятия по произношению,  индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятии.

Фронтальные занятия

1. Закрепление  правильного произношения звуков ч, щ, и всех ранее пройденных.

2. Различение на слух: Ч — т' — с' — щ, Щ — ч — с' — ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч— т', ч — с , щ – ш, щ – ч, щ - с'.

4. В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи:

  • усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часовщик, электрический и т. д.), употребление их в самостоятельной речи;
  • развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной,  выразительной  речи.  Рассказывание  по  вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п.

Закрепление навыка деления слов на слоги и  звуки, соединения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении.

3.Перспективно тематический план.

Старшая группа

Годовое  распределение учебного материала  согласно программе  Филичевой Т.Б., ЧиркинойГ.В.«Обучение и воспитание детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»   для детей 5 – 6 лет.

Неделя

Звуки

Кол-во занятий

Звукослоговой анализ и синтез. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Лексико – грамматический строй речи.

 Связная речь.

 Сентябрь

1 – 2-я                 Логопедическое  обследование

3-я

     у

     а

  у , а

  1

  1

 

Выделение гласных звуков из ряда других звуков.

Анализ звукового ряда из двух гласных типа а-у

Закрепления навыка

употребления категории множественного числа существительных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.),

Составление  предложений  по демонстрации  действий

4-я

  о

  и

  1

  1

Повторение, закрепление предыдущего.

Выделение ударного начального гласного.

Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у (У Таты - боты, у Нины -- конфеты, у Вовы - кубики, а у Толи - утки),

Составление предложений по картине.

Закрепить составление по демонстрации действий

 Октябрь

1-я

  ы

  э

  1

  1

Закрепление, повторение пройденного материала.

Анализ звукового ряда типа а-у-и, и-ы-э

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, с существительными мужского, женского, среднего рода (мои кот, кубик, моя утка, конфета, мое окно).

Объединение нескольких предложений (2-4) в короткий текст.

2-я

   п

  пь

  1

  1

Выделение первого и последнего согласных звуков в слове (паук, кот, мак).

Категории 1-го, 2-го и 3-го лица и множественного и единственного числа глаголов настоящего времени (Я пою, мы поем, вы поете, они  поют).

3-я

  т

 ть

  1

  1

Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок и т.д. 

Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купали, мыли).

Учить строить высказывания, фразы.

4-я

 к

 кь

  1

  1

Преобразование слогов путем изменения одного звука от уm-ит,

То же

То же.

   Ноябрь

1-я

 х

хь

  1

  1

То же

Употребление приставочных глаголов.

Составление небольшого рассказа(2-3 предложения) из личного опыта.

2-я

  1

  1

Закрепление, повторение пройденного  материала

3-я

 ль

  1

  1

Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряду других звуков, нахождение их в слове.

Закрепление навыка согласования прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;

Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам.

4-я

с - сь

  1

  1

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Образование относительных прилагательных (меховая шуба, железный нож и т.д.)

Составление предложений  по опорным словам.

         Декабрь

1-я

з - зь

  1

  1

Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряду других звуков, нахождение их в слове.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Согласование числительных с существительными (шесть жуков, пять лисиц)

Распростронение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.

2-я

с-з

сь-зь

  1

  1

Дифференциация звуков на слух,

Выделение гласного звука в положении после согласного.

Подбор однокоренных слов (лесной – лесовик, лес)

Составление рассказов по картине.

3-я

ц

  1

  1

То же

Образование сложных слов (снегопад, пылесос, листопад и т.д)

Составление рассказов по серии сюжетных картин.

4-я

б-п

  1

  1

Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су.

Пересказ.

       Январь

3-я

  1

  1

Закрепление, повторение пройденного  материала

4-я

ш

  1

  1

Выделение первого и последнего согласного звука в слове.

Закреплять умение делать пересказ.

5-я

ж

  1

  1

Повторение

Употребление падежных конструкций.

     Февраль

1-я

2-я

с-ш

з-ж

  1

  1

  1

  1

Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряду других звуков,

нахождение их в слове.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Повторение ранее изученного.

Заучивание стихотворений

3-я

л

  1

  1

Различение на слух и произношение изучаемых звуков

Выделение их среди других звуков и слогов

Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных, (ящечки, вазочка,) прилагательных.

Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными

4-я

л-ль

  1

  1

Анализ и синтез  прямых и обратных слогов (ал – ла)

Подбор однородных слов (мыло – мылить, обмылки).

      Март

1-я

Р

  1

  1

То же, слоги типа ор-ро, лара-лоро.

Образование приставочных глаголов (поехала, подъехала, приехала, отъехала и т.д)

Закрепить умение составлять различные предложения. Составлять из них тексты.

2-я

р-рь

  1

  1

Анализ и синтез односложных слов (лак-рак)

Употребление

предлогов простых и сложных.

3-я

й

  1

  1

То же

Подбор слов с противоположным значением (толстый – тонкий)

Составление предложений без предлогов и с предлогами.

4-я

  1

  1

Закрепление, повторение пройденного  материала

  Апрель

 

1-я

ч

  1

  1

преобразование слов путем замены первых  звуков (лак-бак)

Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель: пловец – плавать)

Составление разных типов рассказов.

2-я

 щ

  1

  1

Знакомство со схемой слова

Закрепить разные способы словообразования.

3-я

  1

  1

Продолжение работы со схемой

4-я

ч - щ

  1

  1

Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков.

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии.(футбол – футболист)

     Май

1-я

  1

  1

Учить составлять схему, выделять звуки кружочками.

Повторение

То же

2-я

  1

  1

Закрепление, повторение пройденного  материала

3-я

4-я

                         Логопедическое  обследование

Перспективно тематический план.

Подготовительная  группа

Годовое  распределение учебного материала  согласно программе  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Обучение и воспитание детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи»   для детей 6 – 7 лет

Неделя

Звуки

Кол-во занятий

Звукослоговой анализ и синтез. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Лексика – грамматический строй речи.

Связная  речь.

           Сентябрь

1-я

2-я                Логопедическое  обследование

3-я

 у

 а

у, а

  1

  1

  1

Выделение начального гласного. Анализ звукового ряда из двух гласных типа ау.

Выделение  гласного звука из ряда других  звуков.

Закрепление навыка употребления имен существительных с окончаниями –и, - а, - ы.

Закрепление навыка употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа (много стульев, оленей, окон и т.д.)

Составление предложений по демонстрации действий, объединение их в небольшие рассказы.

4-я

  и

п, пь

   э

  1

  1

  1

Анализ звукового ряда типа иау.

Выделение последнего согласного.

Анализ слога ап.

Повторение пройденного материала.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой стакан, моя ручка, мое полотенце).

Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа.

Формирование навыка составления простых распрастраненых предложений, объединение этих предложений в небольшие рассказы.

             Октябрь

1-я

  т

п, т

к, кь

  1

  1

  1

Выделение последнего и начального согласного звука.

Анализ слогов типа ат.

То же.

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными  (собака  прыгает, собаки прыгают)

То же.

2-я

м, мь

   ль

  2

Повторение пройденного материала.

Употребление глаголов прошедшего времени множественного числа (катали, пели и т.д)

Заучивание текстов наизусть.

3-я

 о

х, хь

к, х

  1

  1

  1

Выделение гласного из положения после согласного.

Выделение слогов с заданным гласным или согласным звуком из ряда других слогов.

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде числе, падеже (зеленая сумка, зеленый зонт и т.д.)

То же.

4-я

 й

ль, й

   1

   1

Анализ  прямых  слогов типа  ма.

Повторение предыдущих занятий.

Закрепление навыка образования относительных прилагательных (стеклянная посуда, сосновая доска и т.д.)

Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

          Ноябрь

1-я

  ы

ы, и

   1

   1

Анализ слогов типа ми.

Анализ  слов типа  бык.

Закрепление  навыка образования новых слов с помощью приставок (прилетела – облетела – залетела), суффиксов (пень – пенек), путем сложения (самосвал)

То же.

2-я

 С

 сь

с, сь

   1

   1

   1

Определение места звука в слове, деление слов на слоги. Анализ слов типа сом, кит анализ слов типа суп, косы, Сима

Тоже

Тоже

3-я

  Н

  з

   1

   1

   1

Деление слов на слоги. Анализ слов типа Нина, Ната; слогов са, ся

Анализ слов типа зубы

Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном  и множественном числе.

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде числе, падеже

Развитие умения составлять рассказ из предложений, данных без соблюдения логической последовательности.

4-я

з, зь

с, сь

з, зь

   1

   1

   1

Анализ слова типа Зина, козы.

Составление схемы слова.

Звонкие и глухие согласные.

Закрепление навыка употребления прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложений в разных падежах.

Развитие умения давать полные ответы на вопросы в ходе подготовки к пересказу текста.

          Декабрь

1-я

С,сь

З,зь

  Б

б,бь

   1

   1

   1

Анализ слов типа бутон, батон кубик.

Работа со схемой

Согласование существительных с числительными  в роде, числе, падеже

Заучивание наизусть стихотворных текстов, скороговорок.

2-я

б,бь

п,пь

  в

  2

  1

Повторение пройденного анализ слов типа Иван, волки

Сравнение, сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени; глаголов совершенного и не совершенного вида

Закреплять умение пересказывать тексты.

3-я

 Ть

 Дь

 д

   1

   1

   1

Выделение ударного гласного звука.

Работа с разрезной азбукой (составление, преобразование слогов, слов дубы, дубок)

Образование слов на новом лексическом материале с помощью приставок, суффиксов, словосложением.

Закреплять умение составлять рассказы по картине, серии картин.

4-я

д, т

д, дь

т, ть

г, гь

   1

   1

   1

Анализ слов типа диван, бумага.

Упражнения с разрезной азбукой.

Закреплять умение употреблять образованные слова в составе предложений в разных падежных формах.

То же.

            Январь

3-я

                Повторение и закрепление пройденного материала.

4-я

 Ш

С, ш

   1

   1

   1

Анализ слов типа мишка.

Преобразование слов (мишка – мышка; миска – мишка)

Образование уменшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных.

5-я

 Л

Л, ль

   1

   1

   1

Анализ слов типа плита, слива, волк.

Работа с разрезной азбукой.

Подбор слов к схемам.

Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.

Работа над предлогами.

Составление словосочетаний, предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со), из, в.

            Февраль

1-я

 Ж

Ж, ш

   1

   1

   1

Закрепление пройденного.

Анализ слов типа ужата.

Составление предложений из «живых» слов. Распространение предложений с помощью вопроса.

2-я

Ж, з

   Й

   1

   1

   1

Самостоятельное составление схем слов. Выполнение заданий с использованием разрезной азбуки.

Анализ слов типа синий.

3-я

   Р

   1

   1

   

Анализ слов типа красный.

Преобразование слов.

Подбор слов к схемам.

Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов.

Закрепление  умения составлять рассказ из предложений, данных без соблюдения логической последовательности

4-я

Р, рь

Р, л

   1

   1

Анализ слов сложной звукослоговой структуры.

Преобразование слов.

Составление рассказа по картине, серии сюжетных картин.

         Март

1-я

  Ч

   1

   1

Анализ слов сложной звуковой структуры

Закрепление полученных ранее навыков. Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образование слов путём присоединения приставки или суффикса, путём словосложения.

Составление

рассказа по серии сюжетных картин.

2-я

  Ч

Т, ть

   1

   1

Анализ слов типа хорь, письмо, васильки.

Подбор слов к буквенным схемам: м..ш..а (мишка, мушка, мошка)

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель – ученик – учительница; пианино – пианист). Умение использовать образованные слова в составе предложений.

Составление

рассказа по серии сюжетных картин с элементами творчества.

3-я

   Ц

   1

   1

 Повторение пройденного материала

4-я

 Ф

  Щ

   1

   1

Анализ слов разного звукового состава.

Подбор слов к буквенным схемам.

Воспитание умения подбирать родственные слова.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных на усложненном лексическом материале.

Составление рассказа по сюжетной картине.

         Апрель

1-я

Щ, ч

   1

   1

Анализ слов разного звукослогового состава, произнесение которых не расходится с написанием.

Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки)

Составление рассказа по сюжетной картине с элементами творчества.

2-я

Щ, ч

  Т

Ц, с

  с

   1

   1

Повторение пройденного материала.

Составление рассказа – описания с использованием схем.

3-я

Шипящие и свистящие

   1

   1

Различение на слух шипящих и свистящих звуков.

Составление схемы предложения.

Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под.

Закрепление навыка составления и распространения предложений.

Составление рассказа – описания.

4-я

Мягкие и твердые согласные

   1

   1

Использование игровых приемов звукослогового анализа всех типов слов.

Составления рассказа из личного опыта.

         Май

1-я

Глухие и звонкие согласные звуки

    2

Различение глухого и звонкого согласного на слух. Выделение слов с заданным звуком.

Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов.

Придумывание сказки на заданную тему.

2-я

Гласные звуки

   2

Определение места ударения в слове.

Закрепление полученных знаний.

Закрепление умения связано и последовательно излагать свои мысли, фонетически и грамматически правильно оформлять высказывания.

3-я

4-я                    Логопедическое  обследование

                         

4.В итоге проведенной логопедической работы дети  должны научиться:

     

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных  фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

5.Материально – технические условия

     Наличие логопедического кабинета, в соответствии с требованиями; группового пространства для работы с детьми.

    В кабинете:

  1. Зеркало большое для индивидуальных занятий.
  2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
  3. Стол и стул учительский.
  4. Шкаф.
  5. Индивидуальные зеркала.
  6. Комплект зондов для постановки звуков.
  7. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

Учебно-методическое обеспечение

Дидактический материал на развитие фонетико-фонематической стороны речи:

1. Предметные картинки на звуки С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Р,Л.

2. Логопедическое лото «Найди и назови»

3. Логопедическое лото (2 шт.)

4. Развивающая игра «Я учу буквы»

5. Лото «Определи первый звук в слове»

6. Игра «Цепочка слов»

7. Игра «Подбери слово к схеме»

8. Игра «Кто в домике живет?»

10. Фишки для звукового анализа слов

11. Игра «Покажи карточку, если услышишь звук…»

13. Картинки – символы звуков

14. Игра «Найди место звука в слове»

15. Игра «Составь слово»

Дидактический материал на формирование воздушной струи:

1. Игра «Подуй на листочки»

2. Мобиль

3. Игра «Накорми животных»

4. Игра «Веселые пузырьки»

5. Крокодильчики

6. Вертушки

Дидактический материал на формирование словаря:

Дидактический материал на формирование лексико- грамматических категорий:

Дидактический материал по обследованию речи:

Литература

  1. Агранович З.Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2005.
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. СПб, 1994.
  3. Варонцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 1995.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  5. Герасимова А.С. Популярная логопедия М., 2008.
  6. Головчец Л.О. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. № 8.
  7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб, 2000.
  8. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. М.,  2008.
  9. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха. М., 1996.
  10. Каше Г.А., Филичева Т.Б «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми дошкольного возраста. М., 2005.
  12. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб., 1997
  13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М., 1983.
  14. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974
  15. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., 2005.
  16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, 1998.
  17. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь.  Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа СПб, 1998.
  18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. М., 1999.
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей (старшая группа)

План составлен в виде таблицы. В плане указана тема занятия, навыки формирования фонематических процессов, количество занятий, лексико-грамматические категории....

Программа по коррекции стиля семейного воспитания родителей старших дошкольников

Цель программы – способствовать установлению и раз­витию отношений партнерства и сотрудничества роди­теля с ребенком.Задачи программы:- улучшение рефлексии своих взаимоотноше­ний с ребенком;- выработк...

Адаптипрованная программа по устранению общего недоразвития речи у дошкольников в группе компенсирующей направленности (старшая группа)

В программе разработан перспективный план работы по устранению общего недоразвития речи у старших дошкольников, подобраны дидактические игры и упражнения в соответствии с лексическими темами. Также да...

Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы

программа состалена в соответствии  с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи воспитанников

Данная рабочая программа рассчитана на коррекцию ФФНР у детей старшего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией...