Психологические особенности детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Архипова Татьяна Юрьевна

 

 

 

 

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_ovz.docx61.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Психологические особенности детей ОВЗ.

Детский церебральный паралич ДЦП. ДЦП-тяжелое заболевание нервной системы, возникает в результате недоразвития или повреждения больших полушарий мозга. Выражается в различных двигательных, психических и речевых нарушениях различной степени. Гипертонус или гипотонус мышц не позволяют ребенку самостоятельно действовать. Из –за повреждения нервной системы возникают смены эмоций, болевые ощущения, непроизвольные движения (гиперкинез), интеллект неравномерно развит. У ДЦП нет зависимости между тяжелой двигательной патологией и степенью интеллектуальной недостаточности. Сопутствует с умственной отсталостью, либо отсутствием слуха, зрения и т.д.

Умственно отсталые дети.Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка или недостаточное развитие псих-х процессов. Две формы (олигофрения и деменция). У детей нарушены речевые, эмоциональные и волевые сферы, нарушение осанки, хаотичные движения рук, не играют в куклы, не обслуживают себя. Таким детям свойственна плохая адаптация в социуме, не могут отвлечься, сделать выводы, замедленная способность к запоминанию. Это не только патологическое отставание, но и социально-педагогическая запущенность. Процесс полного выздоровления отсутствует, но поддается коррекции.

Задержка психического развития ЗПР.  Выражается в незрелости мышления, недостаточности общего запаса знаний, низкий интеллект, заинтересованность в игровых развлечениях, раздражителен, плаксив, нетерпелив, плохо пребывает в шумной компании, щурится, моргает, не усваивает содержание текста, плохо держит карандаш. Поддается коррекции, зависит от внутрисемейных отношений, длительные тяжелые соматические заболевания. К ним относятся и дети с синдромом дифицита внимания, гиперопекой  ДВГ, которые испытывают трудности в плане социального приспособления.

Нарушение речи. Это большой психотравмирующий фактор, мешает установлению отношений со значимыми взрослыми и сверстниками, рождает переживания и чувство неполноценности, замедляется познавательная деятельность. Бывает тяжелая, средняя и легкая отсталость СНР. Им сложно даются операции сравнения, стеснительны, замкнуты, речь отсутствует или не сформирована, стремятся к уединению, страдает эмоционально –волевая и социальная незрелость, склонны к невротическим реакциям и подозрительности. Огромную помощь оказывает семья, как настраивают, какие дают установки.

Нарушение слуха.В отличии от глухих не переживают дефект на ранних стадиях. Делятся на слабослышащих и глухих. Зрительный анализатор становится ведущим, более тонко ощущают цвета. Неуклюжи, неловки в движениях, что объясняется расстройством вестибулярного аппарата. Быстро утомляются, нарушается моторика, затруднена память. Нарушение слуха затрудняет использование всех теоретических знаний. Применяется мимико-жестовая речь, чтение с губ.

Нарушение зрения. Виды нарушений делятся по времени, степени выраженности (слепые и слабовидящие.)Главное у детей осязание, затем слуховое восприятие и речь .У таких детей отсутствует мимика, их походка неуклюжа ,трудности в игре,  бытовые проблемы, сложные переживания, негативные реакции, пассивность, склонность к самоизоляции, низкий уровень физического развития. Внимание, логическое мышление, память, речь в норме. Создание чрезмерно-щадящего режима в семье сказывается отрицательно.

Эмоционально волевая сфера РДА. Ранний детский аутизм-неспособность с рождения устанавливать отношения с окружающими ,правильно реагировать на внешние ситуации. Дети холодны и безразличны даже к близким, повышено-ранимы и эмоционально-хрупки. Пугаются резких звуков, громкого голоса, прячутся, любят быть одни. Применяется метод холдинг-терапии.

  1. Задание.

1.Основные проблемы, предмет и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология)

Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой.

 Задачи-  рассмотреть противоречия на каждом возрастном этапе, онтогенетическое развитие человека в каждом возрастном периоде,а также внутренней позиции самой личности. Выявление ресурсов и творческого потенциала личности, оптимизация учебно-образовательного процесса, помощь в кризисном периоде, возрастная и клиническая диагностика.

Проблемы: 1. Возрастные особенности. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический Хронологический возраст - длительность существования человека с момента рождения. Психологический возраст - это определенная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения. Это проблема психического и поведенческого развития детей.

2. Вторая проблема касается влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей. Организованным называется такое обучение, которое целенаправленно осуществляется системами образования. 

3. Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить в виде ряда частных вопросов. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребенка? Входят ли в них только особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности, например, музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?

2.Основные понятия возрастной психологии.

Ключевое понятие возрастной психологии-развитие. т.е процесс перехода из одного состояния в другое, изменения, происходящие со временем в строении тела человека, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме. Созревание-важнейший фактор развития, процесс последовательных возрастных изменений т.е разные мозговые функции созревают с разной скоростью.  Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст. Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Подростковый возраст (отрочество) – период, соответствующий началу перехода от детства к юности. Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Зрелость – период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека. Кризис - непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями, связан с переходом на новый этап развития. Кризис новорожденности (0—2 месяца).  Кризис одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет, семнадцати лет. Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

3. Проблема возрастных норм в психологии.

 Разделяют несколько этапов в периодах развития человека: Новорожденность - от рождения до 2ух месяцев, с 2ух месяцев до года - младенчество. Раннее детство - это период жизни от 1 года до 3 лет, Дошкольный возраст - период жизни от 3 до 6-7 лет. Границы младшего школьного возраста - с 6,7 - 10-11 лет. Подростковый возраст (11 - 14 лет).  Ранняя юность (15 -17 лет), ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет, долголетие. Выделяют психологический возраст и хронологический.  Содержание и методы измерения различных психологических характеристик изменяются по мере накопления знаний, поэтому имеют право изменяться и нормы.

4.Методы, используемые в возрастной психологии.

 Методы исследования состоят из дифференциальной и социальной психологии. Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии.  «Метод близнецов», изучает сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка. Социальная психология изучает межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: Наблюдение-метод работы с детьми дошкольного возраста. Цель: определить ради чего осуществляется и каких результатов можно видеть на выходе. Проводится регулярно, т.к дети растут и меняются, желательно скрыто от детей. Опрос- может быть устным и письменным. Правильно задать вопрос и убедиться, что ребенок его понял. Эксперимент-получение информации в заданном психологическом процессе. Проводится в форме игры. Срезы- поперечные и продольные. Поперечные (дети одного возраста) исследуется интеллект. В короткое время получают результат о возрастных различиях псих. процессов, как влияет возраст, пол и т.д. Продольный срез – развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Позволяет установить качественные изменения в развитии психики и выявить причины. Тестирование-выявление интеллектуальных и личных способностей ребенка, поддерживается поощрением или наградой. Беседа- получение сведений при общении, вопрос- ответ. Важное условие – располагающая установка. Анкетирование-ответы на заранее подготовленные вопросы. Устное, письменное, индивидуальное или групповое. Анализ продуктов деятельности – метод рисунков, чертежей, муз. произведений, сочинений, личных дневников.

5.Проблемы построения периодизации псих.развития (виды, критерии).

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций: I Периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Это периодизации, созданные по биогенетическому принципу: Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. 2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный признак - появление и смену зубов: 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство, 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов, 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

 Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 - 1год оральная стадия, 1 - 3 года анальная стадия,3 - 5 лет фаллическая стадия, 5 - 12 лет латентная стадия,12 - 18 лет генитальная стадия.

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Основной критерий - интеллект.

 от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия, от 2 до 7 лет- мышление с помощью представлений, от 7 до 12 лет стадия конкретных операций, от 12 лет - формирование способности мыслить логически.

 Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.I уровень: Страх наказания (до 7 лет). Страх перед правом силы. Страх быть обманутым и недополучить благ. II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.                                                                                                                               III уровень: Совесть (после 16 лет). Желание соответствовать своим нравственным принципам. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. Существуют и другие периодизации развития.

6.Материнская привязанность и характер ребенка.

 Привязанности по методике Эйнсворт М. выделено 4 группы детей (им соответствуют 4 типа привязанности): тип А - «ненадежнопривязанные» тип В - «надежнопривязанные» тип С - «ненадежноаффективный тип привязанности» тип D - «дезорганизованный неориентированный тип привязанности»

тип А – дети не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение. Дети с подобным поведением обозначаются как «индифферентные» или «ненадежнопривязанные». Тип привязанности называется «ненадежноизбегающий». Он является условно-патологическим. После расставания с матерью «ненадежнопривязанные» дети не обеспокоены присутствием незнакомца. Они избегают общения с ним так же, как они избегают и общения с матерью.

тип В – дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее возвращения. Они стремятся к физическому контакту с матерью, легко успокаиваются рядом с ней. Это «надежный» тип привязанности.

тип С – дети очень сильно огорчаются после ухода матери. После ее возвращения вначале цепляются за мать, но практически сразу же ее отталкивают. Данный тип привязанности считается патологическим («ненадежноаффективный», «манипулятивный» или «двойственный» тип привязанности).

тип D – после возвращения матери дети либо «застывают» в одной позе, либо «убегают» от пытающейся приблизиться матери. Это «дезорганизованный неориентированный» тип привязанности (патологический). 

7.Профессиональное выгорание, причина, профилактика.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. На самом деле это защитная реакция организма.  В 1974 году психиатр Дж. Фрейденберг впервые описал симптомы «профессионального выгорания» в своих трудах. К признакам выгорания он отнес: нервное истощение; утрату какой-либо мотивации; снижение концентрации внимания; апатию. Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например, работой и отдыхом, работой и семьей. Но есть и специфические причины выгорания: низкая зарплата, отсутствие необходимого оборудования и лекарств, невозможность помочь человеку в некоторых тяжелых случаях, наличие летальных исходов среди пациентов, нагнетание ситуации самими больными и их родственниками. Не все люди поддаются синдрому выгорания на работе. Многим удается справиться с ним. Профилактика: переключаться на другие виды деятельности, спорт, ПРОЩЕ ОТНОСИТЬСЯ К ПРОБЛЕМАМ, делать передышки, работать с психологом, брать отпуск, строить планы на будущее.

8.Вредные привычки дошкольников. Виды, причины, предупреждение.

Привычка - действие, которое возникло постепенно, в результате повторения, и теперь выполняется само, без применения воли. Привычки бывают:1. Профессиональные и бытовые, напр., ребенка надо приучить мыть руки перед едой. 2.Социальные и индивидуальные. 3.Возникающие постепенно или практически мгновенно. 4.Полезные и вредные. Разновидности вредных привычек: грызут ногти. Предпосылками этого могут служить чрезмерная нагрузка и трудности в общении со сверстниками. Часто тащат в рот посторонние предметы. Это может быть опасно, если предметы мелкие. Некоторые дети постоянно сосут пальцы. Если малышу всего 1-3 года, то в этом нет ничего предосудительного, а наличие данной привычки у пятилетнего малыша — это повод для беспокойства. Ковыряние в носу — это тоже вредная привычка. Обычно она вызывается сухостью слизистой носа. Когда дети часто ябедничают, стоит им объяснить, что делать это некрасиво. Иногда дети употребляют ненормативную лексику, подражая взрослым. Этим они хотят утвердиться в коллективе. Современные дети много времени проводят за экраном телевизора или монитором компьютера.

 Причины: ребенок получает недостаточно внимания со стороны взрослых, отсутствие доверительных отношений между детьми и их родителями, атмосфера эмоционального холода в семье, постоянные семейные конфликты, которые малыш вынужден наблюдать. Предупреждение: Продолжительный период грудного вскармливания. Позволить успокоиться соской. Тактильный контакт при засыпании. Не оставлять ребенка одного на долго. Составлять компанию ребенку, когда для него это будет необходимо. При присутствии посторонних людей не упрекать, не стыдить за шалости и даже провинности. Ребенок не должен проводить много времени в туалете. Не допускать переутомления малыша. Это касается как физического, так и умственного плана. Не нужно заниматься выяснением отношений в присутствии малыша.

9.Психологическая характеристика кризиса новорожденности, основные закономерности психического развития ребенка в стадии новорожденности. Переход к грудной стадии.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Характеристика: Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Терморегуляция отсутствует. Присутствует только хватательный рефлекс, но он не служит основой для формирования человеческих форм поведения. Существует 3 точки зрения о сроках окончания новорожденности:1. Рефлексологическая точка зрения – период кончается с момента появления условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-ого и начало 2-ого мес.).2. Физиологическая – период кончается, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес.3. Психологическая – конец периода тогда, когда у ребенка появляется хотя бы намек на его взаимодействие со взрослым (1,6 – 2 мес.) называл Эльконин, ребенок должен научиться сосать. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества, это психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения.

10. Основные закономерности развития в грудной стадии, проявления социальности.

Младенческий возраст - период жизни ребенка от рождения до одного года. Подразделяется на 2 фазы: раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес). Первое полугодие-этап эмоционального общения ребенка со взрослым. Под влиянием общения со взрослыми интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход на новый этап - второе полугодие. Развиваются сенсорные функции. Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским, как единица динамики развития ребенка.  Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. Он меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка.

11.Кризис одного года. Суть, формы проявления, новообразования.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. Ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинамиВнешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса: противоречия между потребностями в познании окружающего мира и возможностями, которыми ребенок обладает. Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется «языком нянь». Тем не менее данная речь – это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя. Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, возникает совместная  деятельность ребенка и взрослого,  данная деятельность становится предметной. Взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Важным для ребенка является предмет.  

12.Основные закономерности раннего возраста.

 В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. К концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад. Пассивная речь в развитии опережает активную. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. Осуществляется овладение синтаксическим строем языка. Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

13.Кризис 3 лет. Суть, формы проявления, новообразования.

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли.  «Я сам!» В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Обесценивание проявляется в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Вследствие этого возникают внутренние и внешние конфликты, невротические проявления ( энурез. ночные страхи, заикания и др.)

14.Общая психологическая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства.

«Дошкольный возраст – период первоначального склада личности» (А.Н.Леонтьев. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Появляются достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы. Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки («Я хороший, потому что умею делать то и это, потому что слушаюсь взрослых» и т.д) и оценки чужого поведения. Характер ребенка в дошкольном возрасте формируется в совокупности его отношений к различным сторонам жизни: к деятельности, к другим, к себе, к предметам и вещам. Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста может выразить их словами. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные. Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.  Центральные новообразования дошкольного возраста – соподчинение мотивов и самосознание.

15.Игра, как ведущая деят-ть дошкольного возраста, виды игр по этапам дошкольного детства.

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Существует несколько видов игры по этапам дошкольного детства: Таблица (см.ниже). Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре. В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память, умственные способности, личность. Куклы – это копии человека, они имеют для ребенка особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Ребенок привязывается к своей кукле и благодаря ей переживает множество разнообразных чувств. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.

Таблица.Виды игр по этапам дошкольного детства.

Возрастная психология: конспект лекций

16.Кризис 7 лет. Причины, источники, формы, проявления, новообразования.

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные формы проявления этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение  действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым. Ребенок теряет свою непосредственность, начинает мечтать о школе, привлекательным для него становятся «серьезные» дела, он начинает тяготиться обществом младших дошкольников. К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие:1) Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе. 2)  Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.3) Обдуманные действия преобладают над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.4) У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.5) Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений.6) формируется сильная познавательная потребность, он стремится попасть в мир взрослых. 

17. Проблемы мотивации и школьной адаптации.

 Особое значение имеет наличие мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать. Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивации, т. е. чтобы ребенок сам очень хотел учиться. Мотивация зависит от среды воспитания, желания ребенка, его здоровья. Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, т.е.она имеет несколько аспектов : организационная, учебно- мотивационная, психологическая и социальная. С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми. Родители начинают контролировать его: интересуются оценками и высказывают свое мнение по поводу них, проверяют домашние задания, составляют режим дня. Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения. Совокупность данных признаков характеризует степень адаптированности ребенка в школе.

18.Психологические особенности младшего школьника.

Рассмотрим эти особенности, используя данные отечественной психологии, опираясь на работы Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

 1. Мышление становится теоретическим, что ведет к перестройке всех остальных психических процессов. Именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития к концу младшего школьного возраста.

2. Развитие теоретического мышления способствует возникновению у учащихся рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения). Она является новообразованием данного возраста, изменяя познавательную деятельность учащихся, характер их отношения к окружающим и к себе.

3 Новообразованиями данного возраста являются также произвольность и способность к саморегуляции. Произвольность характеризуется тем, что у детей завершается развитие произвольной памяти, внимания, мышления, произвольной становится организация деятельности. Способность к саморегуляции заключается в психологической готовности ребенка осваивать навыки саморегуляции и применять их на практике, стабилизируя свое эмоциональное состояние.

В этот период изменяются взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.  Ребенок стремится найти свое место в группе, поэтому на эмоциональное состояние ребенка влияет то, как складываются отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения со взрослыми – учителями и родителями. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы может привести к развитию потребности в самовоспитании, а может стать препятствием к полноценному формированию личности. Путь, по которому пойдет становление личности школьника, во многом зависит от того, насколько успешно будет протекать этот этап взросления.

19.Кризис подросткового возраста. Источники и проявления.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет.

Причины: Гипофиз и щитовидная железа вырабатывают гормоны, отвечающие за половое развитие. Появляется эмоциональная неустойчивость. Подросток становится раздражительным, впечатлительным, непослушным. На кризис влияют внешние и внутренние факторы: К внешним факторам -контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым. Внутренние факторы : Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым. Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В группе появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план.

 Новообразования: Чувство взрослости, развитие самосознания, формирование идеала личности , склонность к рефлексии (самопознание), интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.

20.Школьная готовность и школьная зрелость.

Психологическая школьная готовность включает в себя:

интеллектуальную (соответствующее возрастному уровню зрелость всех познавательных и психических процессов),

социально  -  психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника),  

личностную (состояние определенного уровня развития мотивационной и волевой сферы).

 Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости. ). Достижение школьной зрелости зависит:

от органических факторов, от генетических факторов,от факторов здоровья,

от психологических факторов (среды, активности ребенка, эмоциональной атмосферы).

Причинами школьной незрелости могут быть: недостатки воспитательной среды, недостатки в соматическом здоровье ребенка, раннее повреждение ЦНС, задержка умственного развития

Медицинские критерии школьной зрелости:1. Уровень физического развития.2. Уровень биологического развития.  3. Состояние здоровья.

Психолого-педагогические критерии:1. Степень психосоциальной зрелости ( Выполнение правил школьного режима, домашних заданий, правильно воспринимать учителя, умение действовать с другими детьми).2. Уровень умственной работоспособности. 3. Понимание на слух теста.4. Чистота звукопроизношения. 5. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта.6. Уровень восприятия, памяти, мышления.








 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».

Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...