Главные вкладки

    Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
    методическая разработка

    Гараева Юлия Игоревна

    Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учреждение. К началу обучения в школе и организм ребенка, и его психические возможности претерпевают существенные изменения.

    Ряд ведущих систем организма ребенка к 6-7 годам демонстрирует признаки сенситивной, критической фазы развития. Но, при этом, поступление ребенка в школу – одно из важнейших испытаний степени сформированности всего организма ребенка, его психической сферы, сопровождающееся ломкой стереотипов дошкольной жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

    Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учреждение. К началу обучения в школе и организм ребенка, и его психические возможности претерпевают существенные изменения.

    Ряд ведущих систем организма ребенка к 6-7 годам демонстрирует признаки сенситивной, критической фазы развития. Но, при этом, поступление ребенка в школу – одно из важнейших испытаний степени сформированности всего организма ребенка, его психической сферы, сопровождающееся ломкой стереотипов дошкольной жизни.

    Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка – все это представляет для учащихся первых классов большие трудности. У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе» и «адаптационной болезни».

    Конечно же, чем более организм ребенка готов преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому проблема «школьной зрелости», установление оптимального возраста начала систематического обучения рассмотрена нами в дипломном исследовании.

    Цель исследования: изучение психологических изменений в развитии ребенка дошкольного возраста и его готовности к началу обучения в школе.

    Объект исследования: дети дошкольного возраста в составе 5 человек.

    Предмет исследования: оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    В основу проводимого исследования положена гипотеза, согласно которой, психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника, а своевременная диагностика позволяет выявить индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

    Задачи исследования:

    1.  Разработать и выдвинуть гипотезу.

    2.  Провести экспериментальное исследование по оценки готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    3.  Дать рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.

    Методы исследования:

    1. Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.

    2. Мотивационная готовность к обучению в школе.

    Методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов. Мы проводили анкетирование, опросы и беседы мы проводили.

    База и этапы исследования: эксперимент проходил на базе МБДОУ № 19

    В эксперименте принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Из них 3 девочки и 2 мальчика. Возраст ребят 4-6 лет.

    Первая методика – «Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс» 

    Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе

    В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его. Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей.

    По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.

    Вопросы к беседе

    Ответ ребенка

    Баллы

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество
    2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
    3. Кем работает твоя мама (папа)?
    4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
    5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
    6. У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?
    7. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?
    8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
    9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
    10. Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
    11. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
    12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
    13. Что делают почтальон, врач, учитель?
    14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
    15. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
    16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
    17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
    18. Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
    19. Каких зверей ты знаешь, каких птиц?
    20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?
    21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
    22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

     

     

    Обработка результатов

      За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5: "Я девочка. А когда вырасту, буду тетей", - начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы.

      Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

      Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например, "Папа работает инженером на "Азоте", "У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха - две". Ошибочными считаются ответы: "Мама Люда", "Папа работает на работе", а также, если ребенок путает времена года, их признаки, "больше - меньше" без наглядных примеров.

      К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; 7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла; 10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл; 14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл; 22 - за правильный ответ "Попрошу прощения. Отдам свою", - 2 балла.

      Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).

    Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.

    Оценка результатов

    Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам. "Школьно-зрелыми" считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами, условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15-19 баллов. Следует отметить, что по результатам данной методики школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы.

    Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.

    Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Успешность выполнения каждой из методик оценивается в баллах, общий показатель успешности работы ребенка по программе оценивается суммарным баллом по всем методикам.

    Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе

    В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.

    Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей. По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.

     

    Методика 2. Имитация написанного текста. (Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)

    Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью.

    Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

    Методика 3. Мышление и речь

    Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

    Методика 4. Умозаключения

    Данная методика (Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения.

    Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".

    Общая оценка по программе. Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам.

    Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры.

    Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

    1. Хочешь ли ты идти в школу?

    2. Что в школе интересного?

    3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

    Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

    Предложен также тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника.

    Цель: Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.

    Материал: Словесные ситуации, вопросы к детям на выбор одного варианта ответа.

    Инструкция: Послушай, сейчас мы поиграем с тобой в игру «Две школы».

    Я буду рассказывать тебе про первую и вторую школы, а ты выберешь ту, в которой хотел(а) бы учиться.

    Тест включает в себя 9 вопросов. Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов.

    Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

    Данные психолого-педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далеко идущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка.

    Вместе с тем, диагностика имеет прогностическое значение, т. к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

    Словесные ситуации:

    1.Если бы было две школы: одна с уроками русского, математики, чтения, рисования, пения, физкультуры, а вторая с уроками рисования, физкультуры, пения. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

    2.Если бы было две школы: в одной уроки и переменки, а в другой только переменки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

    3.Если бы было две школы: в первой за хорошие ответы учитель ставит «5» и «4», а во второй за хорошие ответы дают сладости и игрушки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

    4.Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учителя или поднимать руку, если что-то нужно спросить, а в другой школе на уроках можно делать все, что тебе хочется. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

    5.Если бы было две школы: в одной задают задания на дом, а в другой не задают. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

    6.Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы заменить ее твоей мамой или другой учительницей. Кого бы ты выбрал(а)?

    7.Если бы мам сказала тебе: «Я договорилась с учительницей, она будет приходить к нам домой и заниматься с тобой дома, а в школу ходить не нужно». Что бы ты выбрал(а)?

    8.Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно будет вставать рано утром в школу и делать уроки. Останься в детском саду, а на следующий год пойдешь в школу». Согласил(а)ся бы ты с этим предложением?

    9.Если бы соседский мальчик (девочка) спросил (а): «Что тебе больше всего нравится в школе?». Что бы ты ответил(а)?

    Оценка результатов:

    - за правильный ответ – 1 балл;

    - за неправильный – 0 баллов.

    Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набирает 5 и более баллов.

    Результаты и анализ исследования

    Первая метода – это методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.

    Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявить детей, нуждающихся в специальной развивающей работе с ними.

    Результаты диагностирования будущих первоклассников с целью изучения их готовности к школьному обучению показаны в методике – оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе Таблица 1.

    Таблица 1 Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе

    Группа испытуемых детей

    Набранные баллы

    Марина 5 лет

    22 балла

    Ольга 6 лет

    25 баллов

    Людмила 4 года

    17 баллов

    Саша 6 лет

    26 баллов

    Женя 6 лет

    28 баллов

    Для наглядности на диаграмме 1 приведены результаты психосоциальной зрелости дошкольников.

    Диаграмма 1

    https://pandia.ru/text/78/006/images/image001_158.gif

    Исходя из указанных данных, мы можем сделать вывод, что "школьно-зрелыми" детьми оказались 3 ребенка – это Ольга, Саша и Женя. Они набрали 25, 26 и 28 баллов. Марина набрала 22 балла, что говорит о среднем уровне школьной зрелости. Людмила за свои ответы получила 17 баллов. Это свидетельствует о неготовности к школьной жизни.

    Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.

    Теперь мы использовали методику имитация написанного текста. (Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека).

    Мы предложили детям написать или нарисовать фразу «ОН ЕЛ СУП». Результаты диагностики представлены в таблице 2.

    Таблица 2 Имитация написанного текста

    Группа испытуемых детей

    Набранные баллы

     Марина

    3 балла

    Ольга

    2 балла

    Людмила

    5 баллов

    Саша

    2 балла

    Женя

    1 балл

    Таким образом, можно сделать вывод, что самый низкий уровень был определен у Люды. Ее текст напоминал отдельные "каракули", к сожалению, разобрать что-то отдаленно похожее на буквы не удалось. Оценка Люды – 5 баллов.

    Средний уровень опять выявлен у Марины. Девочка набрала 3 балла, в ее тексте можно увидеть и прочитать 4 буквы. Такой ребенок считается готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Ей может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики – рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

    Оля и Саша получили по 2 балла каждый. Их можно отнести в категорию детей, которые считаются зрелыми для школьного обучения. Их текст читаем, но буквы и наклон текста образцу не соответствует.

    Текст Жени можно оценить в 1 балл. Мальчик хорошо написал и текст можно прочитать. Фраза разделяется на три слова, размеры букв немного больше размеров букв образца. Отклонения записи почти нет.

    С помощью использования этого теста мы смогли определить развитие тонкой моторики руки, координацию движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

    Следующая методика – изучение мышления и речи. Результаты этой методики рассмотрены в таблице 3.

    Таблица 3 Изучение мышления и речи

    Группа испытуемых детей

    Кол-во допущенных ошибок

    Марина

    4 ошибки

    Ольга

    2 ошибки

    Людмила

    8 ошибок

    Саша

    1 ошибка

    Женя

    1 ошибка

    На диаграмме 2 приведены результаты анализа мышления и речи дошкольников.

    Диаграмма 2

    https://pandia.ru/text/78/006/images/image002_123.gif

    Итак, можно сделать вывод, что Люда сделала в задании 8 ошибок и набрала 1 балл. По результатам теста можно отнести девочку к низкому уровню развития мышления и речи, поэтому мы предложили бы для нее дополнительную работу по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры).

    Марина допустила 4 ошибки и получила 2 балла, что свидетельствует о среднем уровне развития мышления и речи.

    В результате выполнения заданий, Ольга допустила 2 ошибки (3 балла), а Саша и Женя совершили только по 1 ошибке (3 балла). Уровень этих трех ребят соответствует высокому, т. е. мышление и речь детей развиты хорошо.

    Последняя методика – умозаключения. Результаты ее представлены в Таблице 4.

    Таблица 4 Умозаключения

    Группа испытуемых детей

    Кол-во набранных баллов

    Марина

    6 баллов

    Ольга

    7 баллов

    Людмила

    4 балла

    Саша

    8 баллов

    Женя

    9 баллов

    Диаграмма 3 представляет результат диагностики по умозаключению дошкольников.

    Диаграмма 3

    https://pandia.ru/text/78/006/images/image003_99.gif

    Низкий уровень умозаключений оказался у Люды. Она набрала 4 балла. У девочки практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

    Марина получила 6 баллов и Ольга 7 баллов, что характеризует уровень их умозаключений как средний. В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

    Мальчики и в этом тесте набрали больше всего баллов. У Саши 8 баллов, а у Жени 9 баллов. У ребят сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение на высоком уровне.

    Рассмотрим общую оценку результатов нашего тестирования. Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам.

    Таблица 5 Общая оценка результатов тестирования

    Группа испытуемых детей

    Оценка психосоцильной зрелости

    Имитация написанного текста

    Мышление и речь

    Умозаключения

    Всего

    Марина

    22 балла

    3 балла

    2 балла

    6 баллов

    33 балла

    Ольга

    25 баллов

    2 балла

    3 балла

    7 баллов

    37 баллов

    Людмила

    17 баллов

    5 баллов

    1 балл

    4 балла

    27 баллов

    Саша

    26 баллов

    2 балла

    3 балла

    8 баллов

    39 баллов

    Женя

    28 баллов

    1 балл

    3 балла

    9 баллов

    41 балл

    Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что Марина в результате четырех проведенных тестов получила 33 балла, что свидетельствует о среднем уровне готовности к школьному обучению.

    Ольга набрала 37 баллов, что характеризует также средний уровень готовности к школе.

    У Люды оказалось 27 баллов. Это низкий уровень успешности. Девочка еще совсем к школе не готова.

    Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, – ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению со здоровья, психоневрологическим расстройствам.

    Саша после анализа всех его результатов получил 39 баллов, а у Жени – 41 балл. У мальчиков выявлен высокий уровень готовности к обучению в школе.

    Итак, на основе нашего исследования, мы пришли к заключению, что все дети развиваются разному: один ребенок может начать систематическое обучение ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет силам только в восемь. Поэтому следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т. д., т. е. физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.

    Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

    Следующий тест – Мотивационная готовность, эта методика диагностирует внутреннюю позицию школьника.

    Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе.

    Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

    Исходя из ответов детей, мы получили следующие результаты таблица 6.

    Таблица 6 Мотивационная готовность детей к школе

    Группа испытуемых детей

    Марина

    5 баллов

    Ольга

    7 баллов

    Людмила

    4 балла

    Саша

    8 баллов

    Женя

    8 баллов

    Результаты отражены на диаграмме 4.

    Диаграмма 4

    https://pandia.ru/text/78/006/images/image004_79.gif

    Проанализировав ответы детей, мы пришли к выводу, что только Люда к школе подготовлена слабо, у нее обнаружены слабые и неточные представления ребенка о школе.

    Марина набрала в результате теста 5 баллов, это говорит о среднем уровне мотивационной готовности к школе.

    Что касается остальных детей, то Ольга, Саша и Женя показали довольно высокие показатели мотивационной готовности к обучению в школе.

    Исходя из анализа результатов исследования, можно сделать вывод о том, что большинство детей группы детского сада готово к обучению в школе. Но всем детям можно рекомендовать начинать обучение в школе, и Люде, имеющей низкий уровень готовности к обучению, для устранения отставания необходимо проводить дополнительные занятия, учитывающие индивидуальные особенности ее развития.

    Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

    Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.

    Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

    Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе: - мотивы учения;

    - зрительный анализ (образное мышление);

    - уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

    - способность принимать учебную задачу;

    - вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

    - графический навык; произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

    - обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

    Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК.

    Это:

    - мотивы учения;

    - зрительный анализ;

    - способность принимать учебную задачу;

    - вводные навыки; графический навык;

    - произвольность регуляции деятельности;

    - обучаемость;

    - вербальная механическая память.

    Базовые и ведущие УВК практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать внимание при подготовке дошкольников к школе. Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности детей дошкольного возраста

    Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

    "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

    Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

    Психологические особенности детей дошкольного возраста

    Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

    Психологические особенности детей дошкольного возраста.

    СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

    Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.

    В выступлении раскрыты :  психологические особенности развития  детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....