Главные вкладки

    Психологические особенности детей дошкольного возраста
    материал на тему

    Степанова Ольга Николаевна

    Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение этих понятий на основе возрастной периодизации развития.

    Л. С. Выготский, занимавшийся разработкой теоре­тических вопросов периодизации развития человека, в ее основу положил понятие «критического возраста», так как психическое развитие понималось им как процесс качественных преобразований (кризисов) в виде ломки отживших структур и формирования новых. Впервые именно Л. С. Выготский предположил, что негативизм, характерный для всех кризисных этапов, несет в себе позитивный заряд, стимулирующий дальнейшее разви­тие. Кроме того, им была высказана идея о том, что чем ярче протекает период кризиса, тем продуктивнее идет развитие. Согласно его теории, в каждом возрасте есть центральное новообразование, объединяющее вокруг себя развитие других психических изменений.

    Процесс развития нельзя охарактеризовать как плав­ный именно в связи с наличием в нем кризисных перио­дов. Отдельные системы и психические функции развива­ются не параллельно и с разной степенью интенсивности, обусловленные определенными закономерностями. Тем не менее, весь процесс роста и развития человека является единым и целостным.

    Поэтому знание закономерностей развития ребенка в норме является той основой, на которой строится гипо­тетическое предположение о наличии в развитии конк­ретного ребенка нарушений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx14.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологические особенности детей дошкольного возраста

            Показатели         

    Возрастная группа

    2-3

    3-4

    4-5

    5-6

    6-7

    Мышление

    Наглядно-действенное

    Наглядно-образное

    Наглядно-образное

    Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

    Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

    Речь

    Словосочетаниями, понимает глаголы

    Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

    Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

    Формирование планирующей функции речи

    Развитие внутренней речи

    Произвольность познавательных процессов

    Внимание и память непроизвольные

    Внимание и память непроизвольные

    Внимание и память непроизвольные, начинает развиваться произвольное запоминание в игре

    Развитие целенаправленного запоминания

    Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

    Физиологическая чувствительность

    Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

    Высокая чувствительность к дискомфорту

    Уменьшение чувствительности к дискомфорту

    Уменьшение чувствительности к дискомфорту

    Индивидуально, у большинства низкая

    Объект познания

    Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство

    Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение

    Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

    Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

    Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

    Способ познания

    Манипулирование предметами, их разбирание

    Экспериментирование, конструирование

    Рассказы взрослого, эксперементирование

    Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

    Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

    Условия успешности

    Разнообразие развивающей сферы

    Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

    Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

    Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

    Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

    Форма общения

    Ситуативно-личностное

    Ситуативно-деловое

    Внеситуативно-деловое

    Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное

    внеситуативно-личностное

    Отношения со сверстниками

    Мало интересен

    Мало интересен

    Интересен как партнер по сюжетной игре

    Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

    Собеседник, партнер по деятельности

    Отношения со взрослыми

    Источник защиты, ласки и помощи

    Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

    Источник информации

    Источник информации, собеседник

    Источник эмоциональной поддержки

    Наличие конфликтов

    Со взрослыми «я-сам»

    Со взрослыми, как продолжение «я-сам»

    Отсутствуют

    Отсутствуют

    К 7 годам-кризис-смена социальной роли

    Эмоции

    Сильной модальности, резкие переходы

    Сильной модальности, резкие переключения

    Более ровные, старается контролировать

    Преобладание ровного оптимистичного настроения

    Развитие высших чувств

    Игровая деятельность

    Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

    Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие

    Коллективная  со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

    Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

    Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

    Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

    Психологические особенности детей дошкольного возраста

    Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

    Психологические особенности детей дошкольного возраста.

    СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

    Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.

    В выступлении раскрыты :  психологические особенности развития  детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....

    Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

    Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...


     

    Комментарии

    Степанова Ольга Николаевна

    Данный материал можно использовать и для консультаций воспитателей ДОУ, и как материал для папок-передвижек, а также в качестве психологического просвещения родителей по вопросам динамики развития детей.