Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
    консультация по коррекционной педагогике

    Малахова Людмила Григорьевна

    Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnemotehnika_fevral_2019.docx26.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

    141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

    Выступление на педагогическом совете:

    «Мнемотехника как прием обучения связной речи»

    на тему:

    «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».

    Подготовила:

    учитель-логопед

    Малахова Л.Г.

    Февраль, 2019 г.

    г.Клин

    Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику.

    За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.

    Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.

    Как известно, характерными особенностями детей с тяжелыми речевыми патологиями являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того, у них отмечается бедная диалогическая речь: Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с тяжелыми речевыми и зрительными нарушениями.

    Работая в детском саду учителем – логопедом, я обратила внимание, что большинству детей достаточно сложно связно выразить свою мысль в монологической речи. Составляя рассказ из личного опыта, пересказывая или описывая картинку, предмет, дети часто перескакивают с одной мысли на другую, путают последовательность изложения, используют весьма ограниченный словарь, в котором преобладают существительные, в меньшей степени глаголы и, практически отсутствуют прилагательные и другие части речи. Эта картина становится более яркой у детей с общим недоразвитием речи (страдают все средства речи: звукоподражание, лексика, грамматика, связная речь). Я стала искать причину.

    Перепробовав различные методы и приемы в развитии речи дошкольников, наблюдая за детьми и, читая литературу по вопросу развития связной речи детей, я пришла к выводу, что данная проблема происходит из-за низкого объема памяти, недостаточной сформированности логического мышления, произвольного внимания, неумения планировать свою деятельность. Ребенку, просто в силу возрастных особенностей, трудно удерживать в памяти последовательность, изложения, при этом составляя красивые предложения. И, конечно, немаловажную роль играет малый речевой опыт дошкольника. Одновременно следует учитывать, что все дети разные: разные по уровню развития психических процессов, разные по своему темпераменту; кто-то активен все занятие, а кто-то быстро теряет интерес и тихо отсиживается.

    Эффективность педагогического воздействия зависит от активности каждого ребѐнка в условиях речевой деятельности. На занятиях по развитию речи должны говорить дети, а не педагог.

    Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют каждому ребенку в достаточной степени научиться грамотно, связно высказывать свою мысль, раскрыть творческий потенциал.

    Нужно было искать такие формы, методы и приемы обучения, которые позволяли бы всем детям чувствовать себя успешными (дети любят делать то, что у них хорошо получается), а значит доступными, интересными для всех детей. Должен быть реализован обязательный принцип наглядности и непосредственного участия самого ребенка в процессе обучения, как равного с взрослым. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

    Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей. Этим и определяется актуальность предложенной работы.

    Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

    Цель обучения по мнемодорожкам - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

    Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

    • автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
    • обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;
    • развитие грамматического строя речи.

    Работа на занятиях по мнемодорожкам состоит из трех этапов.

    1 этап: Рассматривание дорожки и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в слова.

    3 этап: После перекодирования осуществляется составление предложений по заданной теме.

    Существуют мнемотаблицы для автоматизации звуков, для обогащения словарного запаса, для развития грамматического строя речи

    Мнемотаблицы для автоматизации звуков

    Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога. Используя традиционные методы исправления речи, я всегда помню о том, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

    Чистоговорки

    ША-ША-ША – наша Даша хороша,
    ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши,
    ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,
    ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!

    АШ-АШ-АШ – у Наташки карандаш,
    ОШ-ОШ-ОШ – у Антошки нож,
    УШ-УШ-УШ – малыш идёт в душ, 
    ЫШ-ЫШ-ЫШ – в камышах мышь.
     

    Стихотворение

    Кошка в окошке
    Подушку шьёт,
    Мышка в сапожках
    Избушку метёт.

    Скороговорка

    Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.


    Мнемотаблицы для обогащения словарного запаса и развития навыков словообразования

    Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи. При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогут мнемотаблицы. Мнемотаблицы предполагают формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Они позволяют ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также они способствуют расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

    Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.

    Образование родственных слов

    Содержание:

    а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например: мышка, мышонок, мышата, мышеловка);

    б) образуй новые слова с опорой на картинку и пиктограммы около неё (например: грибок, грибочек, грибы, грибной, грибник).

    Такие мнемотаблицы помогают детям с общим недоразвитием речи осознать и проанализировать различные способы словообразования. Работая с ними, дети гораздо быстрее начинают самостоятельно выполнять аналогичные задания.

    Игра «Семья слов»

    Цель: закрепление навыков образования родственных слов.

    Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища; слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка; слово-признак (волна), например, рыбный; слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить; слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы; слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам, образуя родственные слова.

    Мнемотаблицы для развития грамматического строя речи

    Согласование существительного и числительного

    Содержание: логопед предлагает детям назвать, сколько животных, птиц, насекомых и т.п. указано цифрой в квадратике (например: три муравья, три лягушки; пять зайцев, пять мышей и т.д.).

    Согласование в роде, числе и падеже

    Содержание: детям предлагаются пиктограммы: глаз (вижу кого; что?), скрипичный ключ (пою о ком; о чём?), подарок (подарю кому; чему?), сцепленные ладошки (дружу с кем; с чем?).

    Вижу кого,

    (что)?

    Пою о ком,

    (о чем)?

     Подарю кому,

     (чему)?

    Дружу с кем,

    (с чем)?

    Вокруг данных пиктограмм расставляют любые предметные картинки. Логопед просит детей составить словосочетание с опорой на пиктограмму и предметную картинку (например: вижу бабочку; пою о бабочке, подарю бабочке, дружу с бабочкой).

    Лото «Предлоги»

    Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.

    Содержание: дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

    Игра «Карусель»

    Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

    Содержание: два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные, рукотворные объекты. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком или о чём они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

    Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

    Ожидаемые результаты

    Дети:

    1. Улучшение показателей связности речи;

    2. Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

    3. Развитие психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания);

    4. Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

    Педагоги:

    1. Повышение профессионального мастерства;

    2. Овладение проектной деятельностью;

    3. Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники;

    4. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.

    Родители:

    1. Потребность в сотрудничестве с ДОУ;

    2. Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми дома.

    По результатам логопедического мониторинга групп нашего МДОУ у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

    Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.

    Список литературы:

    1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.
    2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
    3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
    4. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
    5. Материалы сайта http://festival.1september.ru (Авторы: Иванова О.В., Лакомых С.М., Емельянова Н.И.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе (из опыта работы)

            В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее...

    Мнемотехника как прием развития связной речи

    рассматиривается развитие связной речи с помощью приема мнемотехника...

    Мнемотехника-как прием обуечения связной речи

    Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Мнемотаблица-это схема, в которой заложена опреде...

    Мнемотехника, как прием формирования связной речи.

    Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания».Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с ОВЗ. В зоне особого внимани...

    "Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"

    Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...

    Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"

    Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...