«Использование метода цветотерапии в работе с детьми с ОНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Калашникова Елена Викторовна

В последние годы  возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью.

Данные нарушение требуют особого внимания и использования не только классических, но и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми.

Одним из эффективных методов является  цветотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoterapiya.docx54.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование метода цветотерапии в работе с детьми с ОНР»

Цель: Сформировать у детей посредством цветотерапии познавательную, речевую и коммуникативную деятельность на коррекционных занятиях и в свободной деятельности.

Задачи:

1. Обогатить эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.

2.  Формировать первичные представления ребенка о самом себе.

3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

4. Развивать любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5. Расширять возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.

6. Развивать коммуникативные способности.

7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Актуальность:

В последние годы  возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью.

Данные нарушение требуют особого внимания и использования не только классических, но и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми.

Одним из эффективных методов является  цветотерапия.

Работа по цветотерапии строится мною по следующим принципам: 1.Последовательности (от простого к сложному)

2. Возрастосообразности (возраст детей играет непосредственную роль в подборе игровых заданий и сложности диагностики)

3. Индивидуального подхода к ребенку

4. Всестороннего развития (через один вид терапии решаем различные развивающие, образовательные, коррекционные задачи)

Результаты работы по цветотерапии:

В работе с детьми большое внимание уделяю проблемам коррекции эмоционального состояния.

Подобрана картотека игр по цветовосприятию  и цветоощущению (приложение 1).

Для родителей подобраны рекомендации по использованию цветового пространства дома, влиянию цвета на психоэмоционально состояние человека (приложение 2)

 Дошкольное детство – мир впечатлений и хорошего настроения. В своей работе я стремлюсь сделать этот мир ярче используя метод цветотерапии.

По результатам цветовой диагностики, данная работа помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения.

Расширить представления об окружающем мире.

В диагностических и коррекционно-развивающих мероприятиях я использую: игры с цветом (цветотерапия), цветомедитацию,цветные стихи и песенки.

Диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия:

Обычно дети называют яркие цвета – красный, жёлтый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или другой экстремальной ситуации.

За основу взяла диагностическую методику «Разноцветные странички».

Суть данной методики в следующем: день ребёнка в детском саду представлен как 9 основных содержательных фрагментов - страничек, изображённых в виде лаконичных и понятных графических символов. Графические изображения размещаются на листе стандартного формата А4, по 3 символа в строке. Завершающим элементом является собственное имя ребёнка, написанное внизу листа. Эти листы с символами-страничками раздаются детям одновременно с одинаковыми наборами карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный. Далее детям предлагается закрасить каждый графический символ – страничку любым, из лежащих перед ним карандашей, а также выбрать любой цвет и закрасить своё имя. Предполагается, что выбор цвета будет зависеть от эмоционального отношения ребёнка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду или школе. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка.

По окончании задания происходит анализ работы. Если суммировать все негативные и позитивные выборы цветов у всех детей по каждому фрагменту странички, то мы получим цветограммы, характеризующие эмоциональное состояние детской группы в целом. Методика допускает различные варианты формализации полученных результатов. По характеру цветовыбора строится первичная гипотеза об эмоциональном благополучии и трудностях, с которыми сталкивается ребёнок. Используется интерпретация цветов: Красный – отношение восторженное; оранжевый – радостное; жёлтый – светлое, приятное; зелёный – спокойное, ровное; синий - лёгкая тревожность; фиолетовый – тревожное, тоскливое; чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.

Результаты диагностики “Разноцветные странички” дают основу для дальнейшей работы с детьми. Они естественным образом уточняются тестом цветовых отношений, что позволяет специалисту более точно построить коррекционную работу.

Результаты первичной диагностики показывают, что у дошкольников, в целом присутствуют: потребность в действии, некритичное мышление. Эмоциональная неустойчивость, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии. Тенденция к избеганию ответственности.

В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. В работе использую Тест Люшера.

Занятия проводятся один раз в неделю, по 20 минут с детьми средней группы. Каждое занятие посвящено определённому цвету, который предлагалось чувствовать, ощущать («Нравится ли тебе этот цвет?», «Каким тебе кажется этот цвет?»). Осознавая, что чувствуют губы, язык, нёбо во рту кусочек яблока или орех; осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления; осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребёнок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

На занятиях очень важно понимать и принимать детей такими, какие они есть. Необходимо находиться с детьми в их пространстве, жить их чувствами и их ощущениями. Такое сотрудничество позволяет чувствовать, сколько времени нужно проводить занятие, какие изменения можно внести по ходу (продлить ли дольше обычного игру или уделить больше внимания беседе). Всё зависит от состояния детей. Работа только тогда способна приносить удовольствие и хорошие результаты, когда чувствуешь детей и всех, кто рядом с тобой.

Рисование, ролевые игры, сочинение сказок – всё это основные виды работ на занятиях по цвету. Они ведут к освобождению от запретов и жёстких правил, к принятию всех сторон личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребёнка. Важно не жить в категориях «правильно – неправильно», «полезно – вредно», хорошо – плохо», а чувствовать, как отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно.

Таким образом, на мой взгляд, цвет вносит эмоциональное оживление на занятиях, значительно развивает эмоциональный мир дошкольника.

В данный момент мною отрабатывается система цветотерапевтических игр и занятий с детьми, уже подобраны дидактические игры и сказки с элементами цветотерапии. Имеются материалы для родителей по ознакомлению с элементами цветотерапии, влиянию цвета на психоэмоционально состояние человека.

Применение цветотерапии:

Учитывая все значения и свойства цвета, был подобран интерьер в групповой комнате (приложение 3). В период ремонта детского сада мы подобрали соответствующую цветовую гамму и окрасили группу  в теплый зеленый цвет. Известно, что зеленый цвет пробуждает осознание жизни – это символ роста, движения. Там, где есть зеленый цвет существует благоприятная среда для обитания человека.

Подобрали шторы мягкого желтого оттенка. Желтый – цвет солнца, является важнейшим элементом жизни на земле. Желтый цвет помогает прояснить восприятие, увеличить бодрость, создает ощущение тепла.

Успешное сочетание цветовой гаммы вызывают хорошее настроение и самочувствие как детей, так и взрослых. Кроме того, в групповой комнате, предназначенных для образовательной и самостоятельной деятельности детей, достаточно много дидактического материала, игр с использованием ярких цветов, что привлекает внимание детей и всегда доступно для использования.

Известно, что цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Учитывая эту особенность, в группе был  создан уголок уединения (приложение 3). Уголок представлен в виде шатра из разноцветных атласных лент. Ленты подбирались по оттенкам – от теплых к холодным. Дети могут прятаться в уголке, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.

В уголке уединения ребенок может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, рассмотреть семейные  фотографии. Каждая фотография ребенка помещена в рамочку желтого, зеленного, оранжевого света, что способствует созданию тепла и радости.

Кроме того, родителями были сшиты подушечки с семейными  фотографиями (приложение 3), на которые ребенок может не только  смотреть, но и обнять их, ощутить близость с родителями.

Также в уголке  есть  игрушки для снятия психического напряжения- это разноцветные массажные мячики, игрушки-антистресс (приложение 3).

На индивидуальных и фронтальных занятиях  с детьми, используем скатерти необходимого цвета для усиления и закрепления лексического материала (приложение 3).

Например, скатерть оранжевого цвета способствует образованию эритроцитов, убирает подавленность и физическое утомление, раскрепощает, способствует восстановлению нервной и мышечной ткани, укрепляет волю. Оранжевый цвет скатерти используется в коррекционной  работе при составлении рассказов, заучивании, в работе над грамматическим строем речи, поскольку этот цвет несет подкрепление мысли или разговора, более того ребенок не чувствует себя одиноким в образовательном процессе. Данный цвет так же положительно влияет на сосредоточенность на том или ином дидактическом материале или развивающей игре.

Розовая скатерть используется в работе с детьми, которые зачастую расторможены, гиперактивны, или тогда, когда у ребенка плохое настроение. Розовый цвет действует на нервную систему успокаивающе, вызывает расслабление напряженных мышц, снижает возбуждение, регулирует и улучшает настроение.

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей.

Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, во время физминуток и в свободное время используем коврики теплых оттенков, для психологической разгрузки (приложение 3). Заняв удобное положение, дети слушают расслабляющую музыку для снятия стресса.

Также используем игру «Кричалки, шепталки, молчалки» (приложение 3).

Используются ладошки красного, зеленого и желтого цветов.

Если педагог показывает красную ладошку нужно молчать, если показывает желтую – нужно говорить шепотом, зеленую- можно покричать.

Во время сончаса используем мягкие подушечки зеленого цвета, для хорошего спокойного сна (приложение 3). Известно, что зеленый цвет успокаивает, оказывает эффект снотворного действия.

Также стараемся обратить серьезное внимание и на цвет одежды специалиста.

При организации и проведении повседневной образовательной деятельности предпочтение отдаем теплым и спокойным цветам в одежде специалистов. Светлые, теплые  цвета дают ощущение легкости и кажутся глазу особенно близкими.

При организации и проведении коррекционной работы с детьми с ОНР используются специальные игры и пособия, которые соответствуют решению задач цветотерапии.

«Рисуем пальчиками»- данное упражнение помогает справляться с ленью и раздражительностью, устранять агрессию  и развивает мелкую моторику. Такое упражнение по цветотерапии корректирует у детей чрезмерную гиперактивность, которая может нанести вред для малыша в процессе обучения.

 «Цветок настроения» - детям предлагается сделать «цветок настроения». Каждому ребенку выдается белый лепесток, который необходимо раскрасить цветом своего настроения. В помощь детям выдаются смайлики разного цвета, выражающие определенное  настроения.

Дети раскрашивают лепестки пальчиковыми красками. После чего собирается цветок и обсуждаются настроения детей.

Для получения положительного настроя, играем в игру «Клубочек настроения».

Каждый ребенок обматывает нитку вокруг ладони и передает клубочек своему соседу, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом (приложение 3).

Часто используется природный и бросовый материал, такие как, пробки, камешки, желуди, шишки для выполнения разных творческих заданий. Дети выкладывают, подбирая нужный им цвет, либо свою любимую игрушку, либо героя из сказки, либо «рисуют» свое настроение (приложение 3).

В коррекционной работе удачно используем «цветные сказки» (приложение 3).

В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, работоспособности детей, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о солнышке и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

«Волшебное покрывало» - это большие полупрозрачные платки насыщенных и пастельных тонов. Ребенок накрывается платком и рассматривает сквозь него окружающее пространство. Ребенку, по его настроению, психоэмоциональному состоянию предлагается платок соответствующей цветовой гаммы. Если ребенок расторможен, возбудим, ему дается голубой волшебный платок, и мы с ним отправляемся в голубую сказку. Использование этой игры дает хороший терапевтический эффект, действует успокаивающе, настраивает на позитивную волну, развивает детскую фантазию, воображение. В игре основное правило – менять цветовое пространство, чтобы достичь нужного эффекта эмоционального состояния ребенка (приложение 3).

«Волшебная вода» - Для данного упражнения использовали обычную воду, которая наливалась в прозрачный стеклянный стакан и ставилась на цветную картинку. При цветотерапии для детей цвет подставки подбирается исходя из характеристики ребенка, так как вода способна воспринимать энергию цвета. К примеру, если возбужденного малыша нужно успокоить - возьмите за основу зеленый цвет. Необходимо посмотреть на дно стакана и предложить выпить содержимое ребенку медленными глотками (приложение 3).

  Упражнение «Зажги радугу»

  Перед ребенком расстилается белый холст и предлагается выложить на нем радугу из определенных цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких (приложение 3).

«Зеленые обитатели леса» Данную игру  проводили с группой детей. Ребенку предлагается назвать лесного жителя - животное, птицу, насекомое - зеленого цвета (кузнечик, зеленая бабочка, лягушка, зеленый попугай и так далее), после этого предупреждали, когда заиграет музыка, необходимо двигаться также как придуманный герой. То есть кузнечик будет прыгать, бабочка - летать, лягушка - скакать. А когда музыка остановится, дети в образе зверей должны остановиться и замереть на месте. Игра может повторяться несколько раз. Необязательно, чтобы лесные жители были зеленого цвета, можно выбрать любой другой (приложение 3).

Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.

Таким образом, системное использование цветотерапии в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.


Используемая литература:

1. Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009

2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006

3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006

4. Вайолет Окландер . «Окна в мир ребенка»

5. Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000

6. Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012

7. В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011

8. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005

9. О.В. Дубровская Руководство по использованию восьми цветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995

10. Захаров. Методика изучения эмоциональной и личностной сферы

11. М.А. Панфилова Методика «Страхи в домиках»

12. М.А. Поваляева. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349с.

13. www.12kgspb.caduk.ru/DswMedia/didigryi.docx

14. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Разноцветные%20сказки.doc

15.http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/cvetoterapiya.html

16. http://www.tenoten-deti.ru/articles/tsvetoterapiya/

Приложение 1

Игры с детьми «Цветотерапия»

Красный цвет

Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.

Упражнение

Ход: В пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».

Игра «Красный предмет в моей ладошке»

Ход: Закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой-то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь. Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки). Молодец! Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)

Упражнение

Ход: Подготовить кусочки бархатной бумаги и нитки мулине красного цвета, шерстяные нитки того же цвета. На листе бумаги нарисовать контур цветка. Под музыку наклеить подготовленные кусочки разных материалов на контур нарисованного цветка.

Оранжевый цвет

Цель: используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Упражнение

Ход: На плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.

Желтый цвет

Цель: используется при коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение

Ход: Ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет

Цель: используются при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Игра «Зеленые обитатели леса»

Ход: Назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).

Упражнение

Ход: Бархатную бумагу зеленого цвета нарезать на полоски длиной 15 см. Под музыку наклеить полоски на лист акварельной бумаги или картона, промежутки раскрасить пальчиковыми красками, смешав зеленую краску с желтой. Покажите детям, как смешивать краски, добиваясь нужных оттенков, как пользоваться палитрой.

Голубой цвет

Цель: используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Упражнение

Ход: На акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака). Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение

Ход: Подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

Игры, направленные на формирование цветовых представлений

Цветовая визуализация. Заключаются в рассматривании воображаемой картинки или предмета определенного цвета. Мы берем лист бумаги, окрашенный в зеленый цвет. Размер окрашенной площади должно быть не менее 20х40 см. дети садятся на расстоянии 1,5 м от листа бумаги и смотрят на него до 10 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал мозгу, откуда он поступит в центральную нервную систему, а от нее – органу, на который данный цвет оказывает наиболее сильное воздействие.

Цветовая медитация. Дети садятся, закрывают глаза и стараются представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в зеленый цвет. Когда детям трудно сразу «выловить» нужный цвет, мы находим его среди окружающих нас предметов, сосредотачиваемся на нем и закрываем глаза. Время медитации составляет до 10 минут.

Цветная вода. Для осуществления данного метода цветотерапии используются цветовые подставки (салфетка из хлобчатобумажной ткани). На подставку зеленого цвета помещаем стакан с водой из тонкого, чистого, прозрачного стекла с утолщенным дном. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке, вода воспримет и передаст необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими глотками.

 Игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление).

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.

•    Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)

Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм.

Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.

Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.

Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).

Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки):

Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев).

Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев).

Оранжевым (соединяют подушечки безымянных пальцев).

Красным (соединяют подушечки мизинцев).

По не пойму, отчего же всегда

Чёрной-пречёрной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?

После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.

Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».

Желтое солнце на землю глядит. (Руки вверх, потянулись, глаза вверх).

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево-вправо)

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз)

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны-вверх-вниз).

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка.

Желтое солнышко, желтенький песочек.

Желтый цвет - радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте)

Методика «Цветной дождь»

Подбираются ленты по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.

При этом возможны различные вариации упражнения – шатер можно заменить на цветные коврики и предложить детям выбрать тот, что по душе. Либо, напротив, попросить ребенка пересесть на другой цвет (если это необходимо для достижения цели упражнения).

 

 Упражнение «Зажги радугу»

  Перед ребенком расстилается белый холст и предлагается выложить на нем радугу из определенных цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция№1: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.   

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция№2: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). 

Тема рисунка может меняться. 

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция№3: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга) 

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры. 

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе .

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет. 

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу. 

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Приложение 2

Работа с родителями.

Анкета «Сохранения психологического здоровья детей дома».

Какой смысл Вы вкладываете в понятие «здоровье»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, в вашем понимании, есть психологическое здоровье человека?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если человек знает о приемах поддержания здоровья, значит ли это, что он обязательно ведет здоровый образ жизни?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К чему, по-вашему, сводится забота о здоровье вообще и о психологическом здоровье в частности?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знакомы ли вы с возрастными особенностями физического развития вашего ребенка?

Да Нет Мне это не нужно

Знает не ли вы как оценить качество движений ребенка?

Да Нет Мне это не нужно

Считаете ли необходимым удовлетворять потребность ребенка в движении?

Да Нет Мне это не нужно

Знает не ли вы как оценить состояние психологического здоровья ребенка?

Да Нет Мне это не нужно

Созданы ли в семье условия для физкультурно –оздоровительной деятельности ребенка?

Да Нет Не знаю, что это такое

Какие условия созданы ли в семье для сохранения психологического здоровья ребенка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы предпочитаете отдыхать?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы организуете отдых ребенка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за ответы!


Консультация для родителей  «Цветотерапия для детей»

Уважаемые родители!

Есть игра, которая учит детей концентрироваться. Она называется «Витрина магазина». Ребенку предлагают представить, что он стоит около витрины магазина. А дальше, как бы вглядываясь в нее, он должен называть то, что видит в порядке уменьшения. Например: «Витрина-шкаф-игрушечная машинка - за рулем машинки мишка - у мишки на штанишках пуговица - пуговица пришита красной ниткой»... Когда родители хотят повлиять на развитие, здоровье, внешность, характер и поведение своего ребенка с помощью цветотерапии, им следует сыграть с собой в такую же игру. С помощью нее станет ясно, что не следует «заселять» всю комнату ребенка одним цветом, даже если кажется, что это очень благородный и полезный цвет и только он может оказать нужное влияние на развитие ребенка. Ведь излишки любого цвета могут привести к неприятным последствиям: много красного — к раздражению, много синего — к депрессии... Поэтому, применяя  цветотерапию для детей в решении каких-то проблем с ребенком, нужно всегда стараться сыграть в игру «Витрина магазина». И искать «пуговичку с ниткой», а не городить «стекло витрины».

Влияние цвета на детей с плохим аппетитом или проблемой переедания

Какой цвет повлияет на ребенка, если у него плохой аппетит? Это может быть оранжевый цвет. Он улучшает пищеварение, способствует восстановлению в работе желудочно-кишечного тракта, стимулирует щитовидную железу и аппетит. Однако, если ребенок — малоежка, это еще не повод менять шкафчики кухонного гарнитура и обои на такие же, но оранжевые. Стоит представить, что кухня — это «витрина» из игры. Уменьшая фокус внимания, можно прийти к неожиданным решениям. Например, выбрать оранжевые салфетки, оранжевую ложку, чашку или тарелку.

Если же ребенок, наоборот, переедает и страдает от лишнего веса, нужно пристально осмотреть кухню — возможно, она разжигает аппетит оранжевым и красным цветами? Нейтрализовать их поможет зеленый цвет. Он аппетит, наоборот, снижает. Зеленые столовые приборы, зеленый слюнявчик, зеленые салфетки помогут снизить аппетит.

Как цвет влияет на ребенка, если он заболел

Даже в том случае, когда ребенок заболел, цветотерапия для детей может прийти на помощь. Например, красный цвет активизирует силы организма, синтезирует тепло. При простуде можно укрыть ребенка красным пледом или повязать больное горлышко красным шарфом, предложить ребенку поиграть в красный конструктор, раскрасить в раскраске красный помидор и т.д. Можно придумать множество других, своих вариантов, опять же используя правила игры «Витрина магазина».

Часто болезнь сопровождается головной болью. Справиться с ней поможет зеленый цвет. Можно предложить ребенку посмотреть зеленые картинки, сложить зеленую мозаику, включить зеленую лампочку.

Голубой цвет способствует снижению температуры, а также обладает обеззараживающими свойствами и способен остановить распространение инфекции. Если ребенок заболел инфекционным заболеванием, стоит окружить его голубыми игрушками, одеть голубую пижаму.

Как цвет повлияет на ребенка, если он перевозбудился

В практике цветотерапевтов часто используется такое упражнение — человек разглядывает карточки разного цвета, представляя, как он окутывает себя этим цветом, погружается в него. Но не каждый ребенок согласится сидеть и пристально смотреть на цветную карточку. В этом случае могут помочь песочные картины и гелевые и песочные часы, калейдоскопы «для ленивых» (в них тот же принцип, что и у песочных картин). Уже сами по себе эти предметы обладают релаксационными свойствами. Подобрав же нужные цвета, можно усилить эффект.

Голубые, фиолетовые, сиреневые цвета этих игрушек будут обладать успокаивающим эффектом. Желтый цвет поможет избавиться от плохих мыслей, вернет радость жизни, поможет справиться с грустью.

Влияние цвета на развитие ребенка

Развивающие занятия с дошкольниками и домашнее задание со школьником лучше всего выполнять в рабочей желтой зоне. Желтая защитная клеенка на столе, желтая магнитная доска над столом, желтая полка для книг, желтая карандашница — здесь фантазия безгранична. Смысл же в том, что желтый цвет создает хорошее настроение (что важно для учебы) и благоприятно сказывается на зрении. Должны при обучении встречаться и красные нотки (нотки, но не более, ведь излишки красного цвета опасны) — например, красный маркер для написания чего-то важного, красный магнит «для важных случаев» на магнитной доске и т.д. Зеленый цвет в рабочей зоне добавит ясность восприятия, а синий — поможет сосредоточиться.

Спасибо за внимание!


«Цветотерапия-интерьер детской комнаты».

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.  
     Приведем несколько примеров влияния цвета на ребенка:

•    повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
•    обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
•    знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Взрослым (и педагогам, и родителям) необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и ,буквально через 20 – 30 минут, маленький злюка превратится, если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.
Говорят, что дома и стены помогают. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?
     Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.      Выбирая цвет коридоров, рекомендуется использовать тона, не встречающиеся при отделке комнат, но при этом желательно придерживаться общей цветовой гаммы.
     Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

    При подборе мебели, обоев и деталей интерьера детской комнаты следует учитывать воздействие цвета на эмоциональный фон ребенка. При этом следует учитывать, что один и тот же цвет, но используемый  в разных  локализациях (пол, потолок или стены) может восприниматься как положительно, так и отрицательно. 

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет - дети–весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумывают себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, покладистые, уравновешенные.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делают не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбирают дети, подвергшиеся стрессу.

КРАСНЫЙ

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

РОЗОВЫЙ

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

ОРАНЖЕВЫЙ

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

ЖЕЛТЫЙ

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

ЗЕЛЕНЫЙ

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

ГОЛУБОЙ

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

СИНИЙ

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитаниюСовременные исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые в...

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...