Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Обернибесова Марина Геннадьевна
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности
старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_16.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности

старшего дошкольного возраста

Тема: «Сказочные приключения»

 

педагог-психолог МАДОУ № 26 Обернибесова М.Г.

г. Воскресенск

2018 г.

Цель:

закрепление и обобщение знаний об антонимах и синонимах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- формирование умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и   антонимы;

- закрепления умения образовывать притяжательные прилагательные;

- расширение и активизация глагольного словаря; 

- содействовать развитию связной речи;

- развитие речелогического мышления на материале загадок

 Коррекционно-развивающие: 

- развитие координации движений, мышечного тонуса;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие слухового восприятия;

- развитие произвольного внимания;

- развитие эмоционально-волевой сферы

Коррекционно-воспитательные:

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие интереса к устному-народному творчеству;

- формирование положительного настроя на занятие

Предварительная работа:

- ознакомление с понятиями «антонимы» и «синонимы»;

- речевые игры и упражнения, направленные на закрепление этих понятий;  

- ознакомление с русскими народными сказками («Теремок», «Хвосты» и др.);

- ознакомление с загадками, включающими антонимы и синонимы;

- разучивание слов и правил игры «Мышеловка».

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы к занятию:

Куклы –перчатки: старик-Хранитель словарей, баба-Яга, кот;

Книги-словари;

Волшебный фонарь;

Игрушка Светлячок;

Зеркало с ручкой;

Сказочные домики;

Столы с атрибутами;

Шапочки для сказки «Теремок»;

Музыкальные записи;

Дерево с прикрепленными к кроне хвостами.

Ход занятия:

Логопед и психолог входят с детьми в зал, где стоят сказочные домики, за которыми столики с атрибутами.

Логопед:

- Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира; страну, где царствует добро, мир и красота, где невозможное становится возможным. Вы, наверное, догадались, что я предлагаю вам совершить путешествие в «Страну сказок». Время в этой стране бежит или сказочно быстро, или тянется очень медленно. Помните: «долго ли, коротко ли…»  

Вы готовы сейчас отправиться в эту страну? Как вы думаете, что нам поможет туда попасть, какие сказочные предметы?

Дети:

- Ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный корабль и т.д.

Логопед:

- Ой, а у нас как раз есть ковер-самолет!  Но он поможет нам только в том случае, если мы произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения.

 

Звучит спокойная музыка.

Психолог:

- Ребята, вставайте скорее на ковер, повторяйте за мной слова и движения.

 

Ковер-самолет,  не ленись!

Все берутся за руки и делают движение, изображая волну.

Ковер-самолет, поднимись!

Дети поворачивают руки тыльной стороной и поднимают их вверх

Быстрее ветра ты полети!

Дети машут плавно попеременно руками и кистями

Скорее в страну сказок нас домчи!

Руки поднимают руки вверх, шевеля пальчиками

Раз, два, три,

Нас на землю опусти!

Дети делают три хлопка и присаживаются на корточки

Логопед:

- Ну, вот мы и добрались. А где же сказка? Видимо, придется нам ее поискать!

Смотрите, здесь какие-то домики. Давайте постучимся в один из них.

Дети подходят к одному из домиков и стучат.

 

Хранитель словарей (воспитатель с куклой на руке):

- Кто это меня тревожит, от важного дела отрывает?

Логопед:

- Здравствуй, дедушка! Это мы, дети из подготовительной группы детского сада. Мы ищем сказку.

Ты не знаешь, где она живет?

Хранитель словарей:

- Я старик непростой,

С длинной белой бородой.

Я – хранитель словарей.

Все слова на свете я собрал,

В словари их записал.

Очень словари люблю,

В своем доме их храню!

Словарь на любой вопрос ответит,

Всем – и взрослым и детям.

Все ко мне за помощью идут: и Кощей, и царевич, и кикиморы болотные, теперь вот и вы пожаловали. Но, боюсь, не смогу я вам сейчас помочь – беда у меня случилась.

Логопед:

- Какая же беда, дедушка, случилась? Может быть, мы тебе поможем?

Хранитель словарей:

- Был у меня старый-престарый словарь – книга, где собраны все слова, какие есть на свете. Но повадились мыши грызть в этом словаре страницы. Что ни день – то какое –нибудь слово пропадет, одна дырка остается. Слово пропадет, а его описание – останется, так почти все слова и исчезли. А у меня, старика, память плохая стала, не могу я эти слова вспомнить. Что теперь делать?

Психолог:

- Ребята, наверное, сначала нужно прогнать мышей, чтобы они больше не портили словари. Подумайте, как это можно сделать?

Дети:

- Нужно расставить мышеловки и переловить всех мышей.

Психолог:

- А мы с вами знаем такую игру, она называется «Мышеловка». Мы сейчас в нее поиграем и переловим всех мышей.

 Игра «Мышеловка».

Часть детей встает в круг, изображая мышеловку, остальные дети – «мыши».

Дети, изображающие «мышеловку», берутся за руки и  говорят следующие слова:

Ах, как мыши надоели!

Развелось их просто страсть!

Все погрызли все поели

Всюду лезут, вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Мы поставим мышеловку.

Переловим всех сейчас.

На две последние фразы дети, составляющие «мышеловку», останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши начинают перебегать через мышеловку. По сигналу руководителя: «Хлоп!» — стоящие в кругу присаживаются и опускают руки: мышеловка захлопнулась. Пойманными считаются те из детей, которые не успели выбежать из круга. Они становятся в круг «мышеловки». Игра оканчивается, когда будут пойманы все «мыши».

Хранитель словарей:

- Ох, спасибо, ребята. Никто не смог помочь мне избавиться от мышей, а вы смогли! Молодцы!

Логопед:

- А теперь мы поможем дедушке восстановить слова по описанию.

Хранитель словарей:

- Ну что же, ребята, слушайте. Как еще можно назвать маленьких детей?

 Дети:

- Детвора, ребята, малыши, малютки, крошки, карапузы, дошкольники и т.д.

Хранитель словарей:

- Молодцы, ребята. А когда человек испытывает страх, что он делает?

Дети:

- Боится, трусит, пугается, опасается, робеет, страшится, дрожит, трепещет, трясется от страха.

Хранитель словарей:

- Правильно. Вот вам еще задание: Когда человеку невесело, какой он?

Дети:

- Грустный, печальный, унылый, скорбный, горестный.

 Хранитель словарей:

- Ух, молодцы. А как называется сильный разрушительный ветер?

Дети:

- Ураган, буря, шторм, тайфун, смерч, метель, буран.

Хранитель словарей:

- Хорошо! А как в сказках называют женщин, обладающих сверхъестественной силой?

Дети:

- Колдунья, волшебница, чародейка, ведьма, фея. (Логопед при необходимости подсказывает детям сказки, в которых встречаются эти героини)

Хранитель словарей:

- Ох, спасибо, ребята, выручили вы меня, старика. Теперь и я вам помогу. Так что вы ищите?

Дети:

- Мы ищем сказку.

Хранитель:

- Добраться до нее нелегко. Придется вам заглянуть к моей соседке, бабе-Яге – она везде летает и все на свете знает. Но должен вам сказать, что она старуха непростая – очень вредная и злая! А чтобы она согласилась вам помочь – ее нужно изменить. Я вам для этого подарю волшебное зеркало – все в нем отражается в искаженном виде: трусы делаются храбрецами, жадные – щедрыми, злые – добрыми. Ну, ребята, в добрый путь! Удачи вам!

Дети:

- До свидания, дедушка, спасибо тебе!

Дети идут по залу под музыку из мультфильма «Волшебник изумрудного города» и подходят к «болоту».

  Психолог:

- Ой, смотрите, ребята, какое впереди болото. А пройти по нему можно только по особой тропинке и при одном условии – идти строго друг за другом, чтобы не угодить в трясину. Это очень сложно, нам должен кто-то помочь. (психолог оглядывается и замечает Светлячка).

- Светлячок, помоги нам, пожалуйста, пройти по болоту к домику бабы-Яги.

Ой, он мне что-то говорит. (Подносит игрушку к уху). Он мне сказал, что нам нужно встать друг за другом, положить руки на плечи товарищу, закрыть глаза и так пройти за мной и Светлячком через волшебное болото. Ступайте осторожно, ребята, не торопитесь.

Дети за психологом идут через зал.  

Психолог:

- Спасибо большое тебе, Светлячок, возвращайся к себе домой.

Логопед:

- Ой, ребята, а вот и избушка бабы-Яги. Только она от нас отвернулась. Как же нам бабушку-то позвать?  Давайте с вами вспомним волшебные слова и попросим избушку к нам повернуться.

Дети:

- Избушка, избушка, встань к лесу задом, а к нам передом.

 

Раздается кудахтанье курицы и выходит баба-Яга (воспитатель с куклой бабы-Яги на руке).

Баба Яга:

- В дремучем лесу непролазном, в домище своем безобразном, среди болот и пней, где много-много дней не ступала ничья нога, живу одиноко я – баба Яга.

 Принюхивается.

- Человеческим духом запахло…. Ой, какие хорошенькие детки сами ко мне на обед пожаловали. (Довольно потирает руки).

Тут и мне, и Кощеюшке, и змею Горынычу достанется.

Логопед:

- Нет, баба Яга, не ешь нас, пришли мы к тебе не на обед, а за помощью.

Баба Яга:

- Чтоб я, вредная, злая колдунья кому-нибудь помогала? Не бывать этому!

Логопед:

- А у нас бабушка, есть волшебное зеркало, в котором все, что отражается, становится другим, противоположным. И если ты в него посмотришься, то станешь совсем другой. Давай попробуем?

Баба Яга

- Чуфырь, чуфырь! И какая же я стану?

Психолог:

- Ребята, давайте поможем бабе Яге измениться? Ты, бабушка, расскажи нам, что ты о себе думаешь, а зеркало и ребята подскажут тебе, какая ты на самом деле.

Баба яга:

- Ну, давайте попробуем. Я – старая!

Дети, направляя по очереди зеркало:

Молодая.

Слова для дальнейшей игры:

Злая – добрая                                                Жадная – щедрая

Горбатая - стройная                                        Безобразная - прекрасная

Мрачная – веселая                                        Глупая - умная

Шумная – тихая                                        Ленивая - трудолюбивая

Свирепая – миролюбивая                                Неряшливая - опрятная

Баба Яга:

- А еще у меня нос кривой!

Дети:

 - Нет, прямой!

Баба Яга:

- Ох, неужели я такая хорошая. Вот, спасибо! (кокетничает). Я и не думала вас обижать, я просто хотела с вами поиграть!

Логопед:

- Ребята, давайте поиграем с бабой Ягой.

 Игра «Баба Яга»

Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят:

Я, баба Яга, костяная нога.

С печки упала, ногу сломала.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Пошла на лужайку – испугала зайку….

Баба Яга старается поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями, и игра продолжается.

Игра проводится 2-3 раза

Баба Яга:

- Ох, и наигралась я с вами, повеселилась!  Так зачем вы пришли ко мне в избушку? Неужто повеселить старушку?

Психолог:

- Мы у тебя, бабушка, спросить хотели – как нам сказку найти?

Баба яга:

- О, так это мой сосед – кот ученый, хорошо знает! Идите по этой тропинке – никуда не сворачивайте -  прямо к его домику и выйдете.

Дети под музыку идут по залу и подходят к домику кота. ( Из-за домика выходит взрослый с куклой кота на руке).

Кот:

- Мур - мяу, я ученый, умный кот,

Я учился целый год.

Милые дети, я знаю все на свете,

Могу на любой вопрос ответить.

Я знаю, что вас ко мне привело – вы ищете сказку.

Я вам помогу, если вы согласитесь поиграть со мной  и на мои вопросы ответить. Ну что, согласны?

 Дети:

- Согласны.

Кот:

- Растет в моем саду необычное дерево. И ни шишки на нем, не иголки на нем, ни листочки на нем, а что – сейчас сами увидите!

Воспитатель выносит дерево с прикрепленными к кроне хвостами.

Кот:

- Вы узнали, из какой сказке это дерево?

Дети:

- Из русской народной сказки «Хвосты».

Кот:

- Предлагаю вам назвать, чьи это хвосты. Да смотрите, не ошибитесь.

Кот показывает лапкой, и дети называют, чей это хвост: лисий, волчий, беличий, медвежий, собачий, коровий и т.д.  

 

Кот:

- Ай, да ребята, ай, да молодцы! Все хвосты правильно назвали. Что ж, я с радостью помогу вам дойти до сказки: дарю вам волшебный фонарь, он поможет вам найти к ней дорогу.  Но светит он только тогда, когда вы называете какую-то сказку. Чем больше сказок вы назовете, тем быстрее до цели дойдете.

Кот дает логопеду фонарь и прощается с детьми.

 

Психолог:

- Ребята, давайте вспомним, какие сказки мы с вами знаем.

Дети по очереди называют сказки, при этом фонарь каждый раз загорается, и дети делают шаг вперед.

Перед последним домиком все останавливаются. Психолог достает из-за домика старинный сундучок, на котором висит замок. Дети его рассматривают и замечают прикрепленное письмо.

Логопед читает письмо и говорит:

- Здесь написано, что для того, чтобы открыть замок, нам нужно отгадать три загадки.

Первая загадка:

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Дети:

- Заяц.

Логопед:

- Молодцы! Слушайте следующую загадку:

Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!

Дети:

- Это лиса.

Логопед:

- Правильно. Слушайте третью загадку, последнюю:

У крошечной зверушки,

Ушки на макушке,

Остренькая мордочка,

И хвостик, как верёвочка.  

Дети:

- Это мышь.

 

Психолог:

- Ой, ребята, сундучок открылся. Вот она, сказка. Смотрите, здесь шапочки персонажей этой сказки. Как же она называется?

Дети рассматривают шапочки и называют сказку - «Теремок». Детям раздаются шапочки персонажей.

Психолог:

- Давайте поиграем в эту сказку (накидывает на плечи платок).  Я буду сказочницей, и мы вместе вспомним эту сказку.

        

Психолог начинает сказку. Дети в шапочках зверей по очереди стучатся в теремок и произносят слова:

- Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Психолог каждому герою задает вопрос: - А что ты умеешь делать?

Персонажи сказки называют слова-действия, характерные для своего животного, а логопед с остальными детьми помогает подбирать слова.

Мышь – бегать, шуршать, пищать грызть, прятаться, запасать (еду).

Еж – ходить, пыхтеть, фыркать, катиться, сворачиваться (в клубок).

Лягушка – прыгать, плавать, квакать, нырять, скакать, ловить (комаров, мух).

Заяц – прыгать, бегать, скакать, прятаться, дрожать, грызть.

Лиса – подкрадываться, охотиться, ловить, вынюхивать, красть, подкапывать.

Волк – выть, нападать, догонять, пугать, преследовать, охотиться.

Медведь – рычать, реветь, лазать, спать, лакомиться, ловить (рыбу), искать (мед), собирать (ягоды).

Последней в теремок стучится логопед. На вопрос сказочницы: «Кто там?», отвечает:

- А я логопед из детского сада, а я учу детей правильно говорить, а еще я умею сказки и потешки рассказывать, петь да плясать. Выходите ко мне поскорее, да спляшите со мной веселей.

Звучит русская плясовая музыка, все выходят танцевать. По окончании пляски, кланяются зрителям.

Психолог:

- Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока мы сказку слушали, зайцы огурцы все скушали -

Вот вам и не досталось!

Логопед:

Зато наши молодцы все получат леденцы!

Достает из сундучка леденцовых петушков и угощает детей. Под веселую музыку дети покидают зал.

Список использованной литературы

  1. Узорова О., Нефедова Е. Большая книга загадок – М., Астрель : АСТ, 2008

Использованные материалы и Интернет-  ресурсы.

  1. http://childish.fome.ru/ras-2-71.html
  2. http://www.flaminguru.ru/pi15.html
  3. «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудно» из м/ф Волшебник Изумрудного города" (муз. И. Ефремова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста "Тренинг восприятия. Обоняние"

Авторами данного конспекта являются Микишева Оксана Николаевна, воспитатель второй квалификационной кате...

Открытая индивидуальная НОД в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Автоматизация звука [с] во фразе и стихотворении"

Открытая индивидуальная непосредственно образовательная деятельность была проведена с ребенком 6 лет, посещающим группу компенсирующей направленности, по автоматизации звука [с] во фразе и стихотворен...

Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

В целях осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы и для наглядного подведения итогов разработан «Журнал учета хода и содержания обр...

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...