МОНИТОРИНГ «Отслеживание динамики речевого развития детей, в группах для детей с ТНР».
тест по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Краткий обзор мониторинга динамики речевого развития в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в ДОУ.

Диагностическое обследование развития речевых процессов: задания, ключ к заданиям, таблица для заполнеия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_publikatsiya.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ

«Отслеживание динамики развития детей, в группах для детей с ТНР».

Современная модель системы оценки качества образования предусматривает переход к системе мониторинговых исследований. Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных его компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой период времени и дающая прогноз его развития. Необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ. Наряду с этим существует и потребность образовательной практики, поскольку залогом эффективного проектирования коррекционно развивающего процесса является наличие у учителя-логопеда  полной информации о проблемах и возможностях каждого ребенка. Возникает необходимость в особой функциональной  системе выявления и контроля  динамики речевого развития ребенка. Использование мониторинга динамики речевого развития детей с нарушениями речи позволяет решить поставленные задачи, поскольку предполагает постоянный сбор информации об объектах контроля, изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений, применение стандартизированной системы методов исследования.

Целями речевой  диагностики в группе для детей с ТНР являются

  • оценка уровня речевого развития детей 6 – го, 7-го года жизни;
  • определение уровня речевой готовности воспитанников 7-го года  к школьному обучению;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы.

Для контроля качества коррекционно-развивающей работы, в группах для детей ТНР, в ДОУ используется  мониторинг речевого развития детей в виде периодического логопедического обследования, которое осуществляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май).

Мониторинг разработан на основе имеющейся речевой карты, а так же на основе психоречевой диагностики  Е.Романович, О.Кольцовой, с опорой на наглядный материал. Предметом диагностики являются:

- моторная сфера;

- психические процессы;

- импрессивная речь;

- слоговая структура слова;

- фонематический слух;

- языковой анализ и синтез;

- грамматический строй речи:

- лексика;

- словообразование;

- связная речь.

Звуковая сторона речи обследуется отдельно.

При оценке предложенных заданий следует учитывать не только результат выполнения, но и деятельность ребенка (пути поиска решений), а так же предлагаемые виды помощи. Критерии интерпретации результатов выполнения ориентируются на возрастные особенности и этап развития речевой функции в коррекционной деятельности.

При обследовании используется единая шкала для оценки результатов диагностики на протяжении всего периода изучения ребенка, которая является отражением этапов развития той или иной функции, не зависимо от возраста ребенка. Таким образом, учитель-логопед может увидеть насколько гетерохронно или асинхронно развивается ребенок, а так же проследить динамику формирования  речевых навыков и фактически оценить результаты коррекционно-развивающего обучения в течение всего периода нахождения ребенка в речевой группе ДОУ. Для оценки стабильности логопедической работы предлагается соотносить достижения ребенка с уровнями (высокий -  4,5 – 5 баллов, выше среднего - 3,5- 4,5 баллов, средний – 2,5 – 3,5 балла, ниже среднего – 1,5 – 2,5 балла, низкий - 0- 1,5балла), ориентированными на возраст ребенка.

В качестве наглядно-методического обеспечения можно использовать следующие ма- териалы:

1. Володина В.С. Альбом по развитию речи. Москва, 2009.  

2. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ре- бенка его возрасту. Москва, 2006.

3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.

4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения, фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи. Санкт- Петербург, 2006.

5. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. Москва, 2006.

Для фиксирования результатов используется таблица, куда заносятся результаты, выводится средний балл по каждому критерию обследования. Так же можно отследить уровень речевого развития по каждому ребёнку.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

Цели речевой  диагностики:

  • оценка уровня речевого развития детей 6 – го, 7-го года жизни;
  • определение уровня речевой готовности воспитанников 7-го года  к школьному обучению;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы, отслеживание динамики речевого развития.

Осуществляется 3 раза в год (сентябрь, январь, май).

Мониторинг разработан на основе  речевой карты, используемой в ДОУ, а так же на основе психоречевой диагностики  Е.Романович, О.Кольцовой, с опорой на наглядный материал.

Наглядно – методический материал:

1. Володина В.С. Альбом по развитию речи. Москва, 2009.  

2. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ре- бенка его возрасту. Москва, 2006.

3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.

4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения, фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи. Санкт- Петербург, 2006.

5. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. Москва, 2006.

1. Моторная сфера.

  1. Попрыгать на двух ногах.
  2. Попрыгать на левой (правой) ноге.
  3. Потопать ногами и похлопать руками одновременно.
  4. Поймать брошенный мяч (несколько раз).
  5. Сложить 1-й и 2-й палец в кольцо.
  6. Пальчики «здороваются».
  7. Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке.
  8. Показать правую, левую руку (ногу).
  9. Показать правый и левый глаз.
  10. Показать правой рукой левый глаз, а левой рукой – правый глаз.
  11. Умение держать карандаш.
  12. Проведение прямых линий, горизонтальных и вертикальных.
  13. Рисование геометрических фигур. (4-5 лет – круг; 5-6 лет – круг, квадрат; 6-7 лет все фигуры)

Ключ

5 баллов  – все задания выполняет правильно, самостоятельно.

4 балла - выполняет задание с помощью педагога.

3 балла – выполняет задание по образцу.

2 балла – выполняет задание по подражанию.

1 балл – не выполняет задания.

2. Звукопроизношение.

Ключ

5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях

4 – один-два звука правильно произносятся, изолированно и отраженно, но когда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы)

3 – нарушено произношение трех-пяти звуков

2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков

1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков

3.Импрессивная речь.

Понимание конкретных существительных

Покажи, возьми (назови), что я скажу (покажу)

Понимание обобщающих слов

Покажи на картинках

Понимание действий

Покажи на картинках

Понимание поручений (по речевой инструкции)

Например: дай куклу маме и покачай мишку

Понимание форм ед.и мн.числа существительных

Покажи на картинках

Понимание форм ед.и мн.числа глаголов

Покажи на картинках

.Понимание падежных конструкций

Выполни (покажи на картинке)

Понимание приставочных глаголов

Покажи на картинках

Понимание предложений

 Покажи на картинках

Ключ.

5  баллов – все задания выполняет правильно, самостоятельно.

4 балла – допускает ошибку, но самостоятельно исправляет

3 балла – выполняет задания по образцу

2балла – выполняет задание неправильно

1 балл – не выполняет задания

4.Слоговая структура слова.

1.Повторить слова:

Телевизор, лекарство, сковорода, космонавт, кинотеатр, милиционер, аквариум.

 2.Повторить предложения:

Весело журчат ручьи.

У метро строится кинотеатр.

На сковороде жарятся котлеты.

Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.

Ключ.

5  баллов – безошибочно воспроизводит предложенный речевой материал.

4 балла –  допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3 балла – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.

2балла – большая часть заданий недоступна.

1 балл – не выполняет задания.

5.Фонематический слух.

  1. Повтори (оппозиционные звуки)
  2. Покажи картинку (дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении)
  3. Покажи картинки (дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении)

Ключ.

5  баллов –  все задания выполнены верно.

4 балла –  допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3 балла – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.

2балла – большая часть заданий недоступна.

1 балл – неверные ответы.

6.Языковой анализ и синтез.

  1. Сколько слов в предложении «Мама режет ножом капусту»?
  2. Какое второе слово в этом предложении?
  3. Сколько звуков в слове «мак»?
  4. Сколько звуков в слове «сани»?
  5. Какой первый звук в слове «сани»?
  6. Какой последний звук в слове «окно»?

Ключ.

5  баллов –  все задания выполнены верно.

4 балла –  допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3 балла – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.

2балла – большая часть заданий недоступна.

1 балл – неверные ответы.

7.Грамматический строй речи.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

 

Инструкция: Посмотри на картинку и послушай, как я про нее скажу: синяя тарелка. А как ты скажешь про платок, ведро?

 Предлагаемые картинки. Желтое солнце, желтая кукуруза, желтый банан, желтые кружки; Красный барабан, красная ягода, красное яблоко, красные флажки;

Белое облако, белая кастрюля, белый заяц, белые варежки или подобные

 

  1. Употребление предложно-падежных конструкций.

 

Задание: Ответить на вопросы по демонстрируемому действию или картинке. Проверяются предлоги на, в, под, из, за, с, из-за, из-под, к, от, над.

 Инструкция:

Где лежит игрушка? (в коробке)

Откуда ее достали? (из коробки)

Откуда съезжают на санках? (с горки)

Где лежит ручка? (под книгой)

Откуда ее достали? (из-под книги) и т.д.

 

  1. Составление предложения по опорным словам в исходной форме, односюжетным картинкам.

 

Инструкция: Составь предложение из слов

Мальчик, рисовать, слон;

Бабушка, вязать, шапка, внучка;

Мама, чистить, картошка, нож;

Бабушка, качать, малыш, коляска;

 

Инструкция: Что нарисовано на картинке?

Предлагаются картинки для составления предложений различных моделей без предлогов и с предлогами. Если ребенок отвечает одним словом, возможны стимулирующие вопросы.

Ключ.

5  баллов – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий  

4 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса

3балла – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка)

2 балла– большинство заданий не выполняется

1 балл– невыполнение заданий

 8.Лексика.

Номинативный .        Назови предметы одним словом (по картинкам).  Назови словом части тела, предмета (по картинкам)

Предикативный . Скажи, кто что делает (по картинкам)?

Атрибутивный. Назови, какого цвета?         Назови, какой формы предмет?

Антонимы.  Скажи наоборот.

Синонимы. Как сказать по другому?

Предлоги .Скажи, где находится.

Ключ.

5  баллов – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий  

4 балла – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса

3балла – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка)

2 балла– большинство заданий не выполняется

1 балл– невыполнение заданий

9.Словообразование.

1.Образование названия детенышей животных.

Инструкция: У кошки – котята, а у

Козы –

Волка –

Утки –

Лисы –

Льва –

 

2. Относительные прилагательные.

Инструкция: Салат из моркови – морковный, а как называется …

Варенье из яблок -

Стакан из стекла –

Стол из дуба –

Веник из березы –

 

3. Притяжательные прилагательные

Инструкция: У собаки лапа собачья, а у

Кошки -

Зайца –

Клюв у курицы –

У утки –

 

4. Приставочные глаголы

Оборудование: картинки на приставочные глаголы из пособия Филичевой Т.Б.

Инструкция: Я буду рассказывать, а ты мне подсказывай.

Примечание: Логопед предваряет ответ ребенка демонстрацией картинки с изображением соответствующего действия. При отсутствии необходимого картинного материала обследование проводится с помощью демонстрации действий игрушкой.

 Мальчик шел, шел, через дорогу …(перешел), к дому ….(подошел), вокруг дома … (обошел), в дом …(вошел/зашел), из дома …( вышел) , от дома …. (отошел).

Ключ.

5 баллов - правильное самостоятельное выполнение всех заданий.

4балла – единичные ошибки исправляются  самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3балла – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).

2балла – большинство заданий не выполняется.

1балл – невыполнение  заданий.

 10.Связная речь.

1.Умение отвечать простой фразой.

2.Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам.

3. Составление рассказов по серии сюжетных картин.

4. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)

Ключ.

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.  

4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).

2 – большинство заданий не выполняется.

1 – невыполнение заданий.

Примечание. Отказ от выполнения задания оценивается  - 0 баллов.

Оценка заносится в таблицу «Протокол диагностики речевого развития».

Вычисляется средний балл речевого развития в группе.

Вычисляется средний балл речевого развития каждого ребёнка.

Высокий -  4,5 – 5 баллов

Выше среднего - 3,5- 4,5 баллов

Средний – 2,5 – 3,5 балла

Ниже среднего – 1,5 – 2,5 балла

Низкий - 0- 1,5балла

Протокол диагностики речевого развития за 20___ -  20___ учебный год.

п/п

Ф. И.ребенка

Моторная

сфера

Звукопроизношение

Импрессивн.

речь

Слоговая

Стр. слова

Фонематич.

слух

Языков.

анализ,синт.

Грамматич.

строй

лексика

Слово-

образование

Связн.

речь

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Общий балл:

Учитель – логопед________________________________

Анализ сформированности речи (сводная таблица)

2016-2018 год обучения

Ф. И.ребенка

1 год обучения

2 год обучения

Средний балл

Средний бал

н

с

к

н

с

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

количество детей, получающих логопедическую коррекцию_____

количество детей, имеющих положительную динамику____

количество детей, имеющих слабоположительную динамику___

количество детей, у которых динамика отсутствует____

Учитель-логопед ____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

Выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического возде...

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Электронный документ "Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР"

Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг динамики речевого развития» являются следующие качества.Универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте.2....

Аналитическая справка о результатах мониторинга динамики речевого развития детей

Выявление промежуточных и итоговых результатов коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР и динамики их речевого развития за 3 учебных года с использованием методической разработки логопеда Ка...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...