Главные вкладки

    "Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
    методическая разработка по логопедии по теме

             В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в баллах и процентах, выявить результативность работы логопеда с минимумом временных затрат в  режиме автоподсчёта результатов логопедического обследования.

    Ключевые слова: мониторинг динамики речевого развития, автоподсчёт результатов, баллы, проценты, электронный документ.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Электронная логопедическая документация

    МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕЧЕВОЙ КАРТЕ

    Т.В. Капустина

    Логопед ГБОУ №687 «ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА»

    г. Санкт-Петербург

            В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в баллах и процентах, выявить результативность работы логопеда с минимумом временных затрат в  режиме автоподсчёта результатов логопедического обследования.

    Ключевые слова: мониторинг динамики речевого развития, автоподсчёт результатов, баллы, проценты, электронный документ.

    Современный учитель-логопед в век информационно-коммуникационных технологий должен строить свою работу в соответствии с новыми квалификационными требованиями, изложенными в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учитель-логопед XXI века должен иметь навыки работы с  текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Сегодня уже нельзя игнорировать ведение электронного документооборота, который предстоит ещё разрабатывать и совершенствовать. Каким он должен быть? Какие документы должен включать? Перечень вопросов к содержанию электронного документооборота, к его структуре, дизайну сегодня является открытым.

    В данной статье вниманию читателей, и в первую очередь учителям логопедам и учителям-дефектологам, предлагается один из документов открытого перечня электронного документооборота – «Мониторинг динамики речевого развития детей». Необходимость разработки данного документа продиктована введением в действие ряда новых нормативно-правовых документов в системе дошкольного образования.

    В первую очередь это связано с реализацией «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 23.11.09 № 655), которые обязали дошкольные образовательные учреждения, в структуре которых есть группы компенсирующей направленности, при разработке образовательной программы предусмотреть раздел «Примерная программа (программы) коррекционной работы». Содержание данного раздела обязательно должно включать мониторинг динамики развития детей, который бы позволил на протяжении конкретного этапа (учебного года) фиксировать результаты диагностики, а затем провести сравнение данных и получить оценку результативности коррекционной работы.

    Новые требования к аттестации педагогических кадров, в частности распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 18.03. 2011 года за  № 412-р, предусматривают критерии оценки результатов освоения воспитанниками образовательных программ и динамики их достижений. Приложение № 2 «Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения» содержит для учителей-логопедов и учителей-дефектологов в разделе № 3 «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений» два критерия, оценить которые можно только по результатам мониторинга, представленных в аналитической справке:

    пункт 3.2. «Наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

    пункт 3.3. «Положительная динамика в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

    Любая аналитическая справка о результатах должна содержать цифровые значения, которые позволят в результате определённых арифметических действий отразить и наличие стабильных результатов и положительную динамику в  коррекции развития воспитанников, тем самым подтвердить эффективность работы учителя-логопеда.

    В Приказе Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования" изложено:

    Часть 3 пункт 2.3. «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей… в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

    Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения следующих образовательных задач:

    1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

    2) оптимизации работы с группой детей».

    Предлагаемый мониторинг динамики речевого развития разработан как универсальное приложение к  речевым  картам для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используемым учителями-логопедами в своей практике, его рабочее название: «Количественный анализ динамики речевого развития детей с ОНР».

    Мониторинг разработан на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу (см. рис.1), состоящую  из 18-ти столбцов.

    Рис.1.Динамика речевого развития детей (общая таблица).

    Первые два столбца – учётная запись (номер по порядку;  фамилия и имя ребёнка). Третий столбец «Учитывается в статистике» - является служебным, используется для подсчёта общего количества детей.

    Далее следуют 13 разделов для внесения результатов логопедического обследования. Для удобства пользования они выделены светлым штрихом.

    1. Неречевые психические функции.
    2. Мелкая моторика.
    3. Атрикуляционная моторика.
    4. Общие речевые навыки.
    5. Звукопроизношение.
    6. Слоговая структура и звуконаполняемсть слов.
    7. Фонематический слух, языковой анализ и синтез.
    8. Импрессивная речь.
    9. Активный словарь.
    10. Обобщающие понятия.
    11. Словоизменение.
    12.  Словообразование.
    13. Связная речь.

    Каждый из 13-ти разделов логопедического обследования разделен на 3 части в соответствии с традиционными периодами обследования (сентябрь, январь, июнь).

    Два последних столбца «Баллы (65 max) и «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный».

    Столбцы таблицы, выделенные серым цветом («Учитывается в статистике» и «Итог индивидуальный»), работают в режиме автоподсчёта, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопустимо.

    Математические формулы для подсчёта описываются следующими выражениями:

    • Эти же формулы используются для подсчета соответствующих показателей за январь и июнь.
    • Общий итог по баллам подсчитывается как сумма индивидуальных итогов по каждому ребенку за соответствующий период. Итог общий (за сентябрь) = , где i – номер ребенка.
    • Общий итог процента набранных баллов за соответствующий период подсчитывается как сумма индивидуальных итогов за соответствующий период (выраженных в процентах) по каждому ребенку, деленная на общее количество детей.

    Для подведения итогов  обследования  выбрана 6-ти бальная система оценки. За степень сформированности обследуемой функции  по каждому виду деятельности  вводятся баллы от 0 до 5.

    В ходе ежеквартального обследования учитель-логопед фиксирует результаты обследования в виде среднего арифметического балла с учётом правил округления в соответствующем разделе таблицы.

    Следует обратить внимание на различие критериев оценки внутри разделов. Критерии оценки раздела «Звукопроизношение» рассматриваются отдельно, так как обследуется сугубо специфическая фонетическая функция, для которой требуются иные критерии оценки.

           Критерии оценки по следующим 12-ти разделам:

    «Неречевые психические функции», «Мелкая моторика», «Артикуляционная моторика», «Общие речевые навыки», «Слоговая структура и звуконаполняемость слов», «Фонематический слух, языковой анализ и синтез»,  «Импрессивная речь», «Активный словарь», «Обобщающие понятия», «Словоизменение», «Словообразование», «Связная речь».

    Низкий уровень (0-1балл).

    0 – отказывается отвечать на вопросы или не может выполнить задание.

    1 – выполняет задания только с помощью логопеда с серьёзными многочисленными ошибками.

    Средний уровень (2-3 балла).

    2 – задания выполняет только с помощью логопеда, допускает многочисленные ошибки.

    3 – задания выполняет с незначительной помощью, допускает ошибки.

    Высокий уровень (4-5 баллов).

    4 – задания выполняет самостоятельно, допускает отдельные незначительные ошибки. Степень сформированности обследуемой функции в пределах возрастной нормы.

    5 – отлично справляется с заданиями, выполняет их самостоятельно и правильно. Степень сформированности обследуемой функции  соответствует возрастной норме.

                     Критерии оценки раздела «Звукопроизношение».

    Низкий уровень (0-1 балл).

    0 – звук отсутствует, либо произносится дефектно.

    1 – проводится подготовительный этап постановки звука.

    Средний уровень (2-4 балла).

    2 – звук автоматизирован в слогах.

    3 – звук автоматизирован в словах и фразах.

    4 – звук автоматизирован в чистоговорках и специальных текстах.

    Высокий уровень (5 баллов).

    5 – звук введён в свободную речь, коммуникативные навыки  сформированы.

    Максимально набранное количество баллов по 13 разделам составляет 65 баллов.

    По окончании  внесения данных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчёта виден результат в виде баллов (столбец «Баллы – max 65») и в виде % (столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов»). В нижней части таблицы, в режиме автоподсчёта, отражается количество обследуемых детей и общий итог обследования по группе в баллах и процентах. Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень речевого развития воспитанников группы в данный период времени в виде диаграммы (см. рис.2.)

    Рис. 2.Общая диаграмма  речевого развития детей обследуемой группы.

    На диаграмме по оси абсцисс (горизонтальной) указаны периоды обследования: сентябрь, январь, июнь), по оси ординат (вертикальной) – оценка результативности. За 100% приняты максимально набранные 65 баллов, которые соответствуют возрастной норме речевого развития ребёнка. На рис.2  представлена динамика  речевого развития группы: в сентябре уровень речевого развития составил всего 16,1 % от 100%, в январе – 37,6%, а в июне – 58,9 %. По результатам мониторинга делаем вывод о том, что результаты июньского обследования в 10 раз превышают сентябрьский результат. Диаграмма свидетельствует о положительной динамике речевого развития, однако она также подтверждает факт, что дети не достигли уровня нормального речевого развития в соответствии со своим возрастом.

    Возможности данного мониторинга динамики речевого развития детей позволяют также визуально оценить и личную динамику речевого развития каждого ребёнка в группе в виде диаграммы (см. рис.3)

      Рис.3.Диаграмма личной динамики речевого развития ребёнка под №2.

    Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг динамики речевого развития» являются следующие качества.

    1. Универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте.
    2. Простота и лёгкость при составлении отчётов – минимум временных затрат при получении максимума информации, автоподсчёт результатов.
    3. Наглядность  динамики  результативности – в работе с родителями, самоконтроле учителя-логопеда, отчёты на консилиумах в ДОУ, аналитическая справка, планирование коррекционной работы, построение индивидуальной образовательной траектории ребёнка.
    4. Визуализация индивидуальной динамики личностных достижений ребёнка в речевом развитии (в течение учебного года или всего периода коррекционного обучения).

    Литература.

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

    2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года за № 655, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 8 февраля 2010 года, регистрационный  № 16299, вступил в силу 16 марта 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

    4. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 18.03.2011 года за № 412-р.

    5.Сборник материалов I Всероссийской международной научно-        практической  конференции «Коррекционно-развивающее     и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы».

    Капустина Т.В., Зигле Л.А. Статья «Мониторинг динамики речевого развития детей. Приложение к речевой карте». Барнаул, 2011г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад для родителей детей I младшей группы на тему:«Речевое развитие детей 3-4 лет»

    В докладе отражены основные тезисы и рекомендации о речевом развитиии детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) для родителей детей 1 младшей группы с целью формирования предпосылок для становлени...

    Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

    Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

    Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»

    Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.Задачи:1. Обобщение опыта по теме &la...

    Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

    Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

    РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.

    Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое  развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

    Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

    Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....


     

    Комментарии

    елинская светлана николаевна

    Огромное спасибо Татьяне Владимировне за инновационную разработку, которой очень удобно пользоваться! Мониторинг позволяет провести современную диагностику по всем основным направлениям развития речи ребенка, составить индивидуальный образовательный маршрут и наглядно проследить динамику коррекционной работы с ребенком. Мониторинг позволяет оценить эффективность реализации коррекционной-образовательной программы. Использую в свой работе мониторинг Татьяны Владимировны уже несколько лет, и он является важным этапом в диагностической и коррекционной работе.
    Учитель-логопед ГБДОУ № 83 Елинская С. Н.

    Светлана Николаевна, спасибо за отзыв.
    Успехов в работе!